ИКТ в повышении учебной мотивации

- 12:40ИКТ, Методичка

Светлана ДЕЩЕНЯ,
учитель начальных классов гимназии № 2 Бобруйска

Школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и не осознавая потребности в них. Поэтому перед школой стоит задача формирования и развития у обучающихся учебной мотивации на основе познавательного интереса. Ребёнку должна нравиться его деятельность и она должна быть ему доступна. Именно поэтому важно найти те средства, которые позволили бы повернуть ученика лицом к учебе.

Большую роль в этом может и должно сыграть активное применение в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий, которое создаёт условия для повышения доступности образования, для перехода от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь. Внедрение ИКТ в образовательный процесс не только даёт возможность современным ученикам идти в ногу со временем, но и делает процесс обучения более интересным, увлекательным, следовательно, способствует развитию познавательной мотивации.

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Учащиеся 1–4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение.

Наиболее оптимальными являются следующие модели применения ИКТ:

  • урок с опорой на мультимедиа презентацию;
  • использование аудио-, видео фрагментов;
  • компьютерные тесты;
  • электронные учебники;
  • электронные сборники-тренажёры;
  • электронные практикумы;
  • кроссворды;
  • электронные информационные издания (словарь, справочник, энциклопедия и т.п.);
  • компьютерные обучающие программы, хрестоматии (сборник оригинальных текстов, иллюстраций);
  • печатные раздаточные материалы (контрольные, самостоятельные работы, дидактические карточки для индивидуальной работы и т.п.).

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе является создание мультимедийных презентаций.

Фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов современного урока – принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно пассивны на уроках, становятся внимательнее, активнее высказывают свое мнение, рассуждают. Слайды, выведенные на большой экран – это прекрасный наглядный материал.

Использование на уроках слайд-презентаций приводит к целому ряду положительных эффектов:

  • обогащает урок эмоционально;
  • психологически облегчает процесс усвоения;
  • возбуждает живой интерес к учебным предметам;
  • расширяет общий кругозор;
  • повышается продуктивность образовательного процесса.

Современные технологии, как известно, позволяют успешно использовать в слайд-презентации фрагменты видеофильмов. Использование видеоинформации и анимации может значительно усилить обучающий эффект. Именно фильм, а точнее небольшой учебный фрагмент, в наибольшей степени способствует визуализации учебного процесса, представлению анимационных результатов, имитационному моделированию различных процессов в реальном времени обучения. Там, где в обучении не помогает неподвижная иллюстрация, таблица, может помочь многомерная подвижная фигура, анимация, видеосюжет и многое другое. Однако при использовании видеоинформации не следует забывать о сохранении темпа урока.

Видеофрагмент должен быть предельно кратким по времени, причем учителю необходимо позаботиться об обеспечении обратной связи с учащимися. То есть, видеоинформация должна сопровождаться рядом вопросов развивающего характера, вызывающих ребят на диалог, комментирование происходящего. Ни в коем случае не стоит допускать превращения учеников в пассивных созерцателей. Предпочтительнее заменить звуковое сопровождение видеофрагмента живой речью учителя и учеников.

Очень эффективными могут быть тесты, которые являются одним из методов современных педагогических измерений, кроссворды, разработанные в программе Microsoft Office Word. Преимущества тестов по сравнению с другими возможными формами контроля сводятся к тому, что все обучающиеся при тестировании находятся в равных условиях. Это позволяет учителю объективно анализировать результаты, оценивать и правильно определять уровень учебных достижений обучающихся, а самим учащимся выявлять неверные ответы, корректировать их, определять возможные пути ликвидации пробелов в знаниях.   

Использовать компьютерные технологии возможно при предъявлении учебного материала на всех типах уроков любого учебного предмета, изучаемого на первой ступени обучения.

Основные типы уроков с использованием ИКТ:

  • комбинированные,
  • уроки закрепления и совершенствования знаний,
  • уроки контроля.

Я работаю в школе двадцать пять лет. Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы привлечь внимание учащихся, заинтересовать изучаемыми учебными предметами, стимулировать желание получать знания и учиться добывать их самостоятельно.

Поиск эффективных методик привел меня к пониманию важности и необходимости применения новых компьютерных технологий при организации творческой познавательной деятельности учащихся в процессе изучения различных школьных дисциплин. Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся моего класса, а для меня стали нормой работы.

В своей работе я применяю ИКТ ежедневно и практически на всех учебных занятиях. Приведу примеры использования компьютера и интерактивной доски на своих уроках.

Одним из предметов, требующих дополнительных средств обучения, являются уроки курса «Человек и мир». Не секрет, что эти уроки требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Здесь на помощь приходит компьютер с его неограниченными возможностями. Использование наглядности иллюстрирует авторский текст, помогает учащимся увидеть своими глазами необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательные виртуальные путешествия по земному шару и своей Родине, проверить знания учащихся, провести опыты и сравнения. Материал темы запоминается при этом намного легче и остаётся в памяти надолго.

На уроках русского и белорусского языков мы используем возможности компьютера на различных этапах урока: орфографической разминки, объяснении нового материала, самостоятельной работы и работы в группах по закреплению знаний, проверке и обобщении. Используем специальные программы, которые позволяют проверить знание словарных слов, правила правописания, выполнить задания по теме урока. Компьютер помогает ребятам преобразовать текст из деформированных предложений, написать сочинение по картинкам, подготовиться к олимпиаде и проверить уровень своих знаний.

На уроках литературы используем компьютер для чтения текстов речевой разминки, прослушивания аудиоматериалов, просмотра видеоматериалов по теме, разгадывания кроссвордов, ребусов, составления сравнительной характеристики героев, а иллюстрации и видеосюжеты помогают разъяснить значения незнакомых слов, способствуют развитию речи при составлении текстов.

На уроках математики важно сформировать навыки быстрого устного счёта. Такие игры и задания, как «Круговые примеры», «Заполни пустые окошки», «Волшебные квадраты», «Математический диктант» не только позволяют проверить вычислительные навыки за короткий промежуток времени, но и помогают развивать внимательность, воображение, фантазию, логическое мышление. Схемы, таблицы и иллюстрации задач помогают лучше их представить и осмыслить, рационально использовав время.

Так, сейчас появилась возможность наглядного анимационного иллюстрирования одной из сложнейших тем – задач на движение. Видя, куда и как движутся объекты, дети лучше понимают, о каком из видов движения идёт речь в задаче и легко справляются с ними.

Часто используем возможности компьютера при проведении уроков изобразительного искусства и трудового обучения. Ребята знакомятся с произведениями искусства известных авторов, видами и примерами творческих работ, а поэтапное выполнение работы даёт возможность каждому создать свой собственный шедевр.

Использование мультимедийных презентаций, видео – и анимационных фильмов помогает доходчиво объяснить темы по основам безопасности жизнедеятельности, а интерактивные викторины, тесты и задания — проверить их усвоение.

На уроках музыки используем компьютерные технологии при знакомстве с творчеством знаменитых композиторов, при прослушивании музыкальных произведений, исполнении песен под караоке, разучивании танцевальных движений, знакомстве с музыкальными инструментами и их звучанием.

Одно из направлений применения ИКТ в реализации воспитательной системы класса – проведение классных и информационных часов, воспитательных мероприятий. Использование средств ИКТ позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное, позволяет привлечь к их организации большее количество обучающихся. Имея доступ к информации в сети Интернет, ребята учатся целенаправленно подходить к её поиску, систематизировать по заданным признакам, выделять главное. У учащихся развиваются коммуникативные способности, а с использованием демонстрационного материала приобретается опыт публичных выступлений.

Анализируя собственный опыт использования ИКТ на различных уроках и мероприятиях в начальной школе, могу с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

  • обеспечить положительную мотивацию обучения;
  • проводить уроки и мероприятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
  • повысить объём выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
  • усовершенствовать контроль и самоконтроль знаний;
  • рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
  • расширить кругозор и коммуникативные способности обучающихся;
  • привлекать учащихся к активному участию в творческих конкурсах, викторинах, исследовательских работах, олимпиадах по учебным предметам.

Включение в урок новых средств обучения позволяет вывести на новый уровень учебно-познавательный интерес, разнообразить процесс обучения. Повышается активность учащихся. Мотивы обучения становятся более устойчивыми, появляется интерес к предмету. Уроки с использованием информационных технологий расширяют и закрепляют полученные знания, в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал обучающихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий.

Уверена, что использование компьютерных технологий даёт возможность преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на качественно более высокий уровень интерес детей к учёбе.

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий