Использование дидактического пособия «Речевичок» по автоматизации звуков [с], [ш], [л], [р] у детей дошкольного возраста в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи

- 17:31Коррекционная педагогика. Игры, Методичка

Ирина БЫКОВСКАЯ,
учитель-дефектолог пункта коррекционно-педагогической помощи
ясли-сада № 5 г.п.Корма Гомельской области

Из опыта работы 

В последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речи. Важно, чтобы таким детям своевременно была оказана коррекционно-педагогическая помощь уже в учреждении дошкольного образования, так как нарушения звукопроизношения могут в последующем привести к затруднениям в освоении грамоты и обучении чтению.

Опыт моей работы в пункте коррекционно-педагогической помощи (далее ПКПП) позволяет сделать вывод о том, что для детей старшего дошкольного возраста, посещающих ПКПП, характерно стойкое неправильное употребление звуков, среди которых самыми распространенными являются недостатки произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков [л] и [р]. Также на фоне неправильного произношения звуков наблюдается недостаточное развитие артикуляционной моторики и лексико-грамматического строя речи.

Для достижения более высокого уровня результатов коррекции звукопроизношения у детей (с использованием сочетания инновационных и традиционных методов, на разных этапах автоматизации) я решила изготовить дидактическое пособие “Речевичок”, включающее игры и упражнения, разработанные на основе сочетания различных способов воздействия на организм ребёнка. В дидактическое пособие были подобраны и разработаны комплексы игровых упражнений, направленных на автоматизацию звуков [с], [ш], [л], [р], развитие артикуляционной моторики, совершенствование лексико-грамматического строя речи на материале корригируемых звуков. Все игровые задания подбирались в той последовательности, в какой традиционно ведётся коррекционно-педагогическая работа.

На начальном этапе работы с дидактическим пособием я использовала комплексы игровых упражнений, направленных на выработку правильных артикуляционных укладов групп звуков (свистящих, шипящих и сонорных), таких как “Савва спешит на день рождения”, “В гости к Маше и медведю”, “Помоги Лунтику добраться до самолёта”, “Дорога в цирк”.

Например: при выполнении упражнений комплекса “В гости к Маше и медведю” ребёнку рассказывается история о том, что змейку пригласили на день рождения к Маше и Мише, но она никак не может найти нужную дорожку, чтобы прийти в гости. Ребёнку предлагается помочь змейке найти правильный путь, выполняя все задания, которые встречаются на ее пути.

Небольшие занимательные истории вызывают интерес у детей и создают положительный эмоциональный настрой к выполнению артикуляционной гимнастики.

Для закрепления звуков изолированно использую игру “Дорожка домой” в двух вариантах:

1) ребёнку предлагается вести картинку, соответствующую звуку, по дорожке к домику и длительно шипеть, рычать, свистеть, гудеть (громко / тихо / обычным голосом);

2) ребенку необходимо выкладывать дорожку камешками – кабошонами и произносить звук отрывисто.

Когда ребенок достаточно свободно выполняет нужные артикуляционные упражнения, правильно длительно и отрывисто произносит изолированно звук, переходим к следующему этапу автоматизации звуков в слогах. На этом этапе использую игру “Цветочная полянка”. Ребенок пальчиком водит по выпуклым цветным дорожкам от картинки-символа звука к гласным звукам, которые расположены в цветочках, образуя слоги-прямые, обратные и слоги в интервокальной позиции.

Самым продолжительным этапом закрепления звука является этап автоматизации звука в словах. Здесь использую игры “Ромины игрушки”, “Клубничная полянка”, “Подушки для Маши”, игры с кубиком и другие, которые направлены не только на автоматизацию звука в словах, а также на развитие грамматических категорий. В игре с кубиком, на каждой грани которого изображена картинка-символ игрового упражнения, ребёнку необходимо, бросив кубик, посмотреть, что нарисовано на его грани сверху и выполнить задание. Например, игра “Жадина” направлена на развитие умения согласовывать местоимения с существительными; игра “Большой –маленький” на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; игра “Назови первый, последний звук в слове” на определение первого и последнего звука в слове; игра “А что у вас?” на развитие умения образовывать множественное число существительных и другие.

Следующим этапом автоматизации является закрепление звуков в предложениях. Детям предлагаю игровые упражнения “Исправь ошибку”, “Перевёртыши”, “Составь предложения”, “Повтори чистоговорку“. Целью этих упражнений является восстановление деформированных предложений, а также автоматизация звуков в предложениях, развитие восприятия и мышления.

Например, в игре “Перевёртыши”, ребёнку демонстрируется сюжетная картинка и говорится о том, что Емеля поет песенки как “Сапоги надели Саню”, “На посуду поставили стол”, “На сове сидит сосна” и т. д. Затем ребенку предлагается исправить песенку Емели, научить его как нужно правильно составлять предложения.

На этапе автоматизации звуков в тексте использую задания “Расскажи сказку”, “Придумай историю”, “Сложи картинку и перескажи рассказ”. В этих играх ребенку предлагается установить причинно-следственные связи и последовательно пересказать содержание сказки, рассказа.

Применение дидактического пособия “Речевичок” на коррекционно-педагогических занятия позволило повысить интерес, познавательную активность детей при выполнении игровых заданий и в целом способствовало повышению результативности работы по закреплению звуков.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий