- Дашкольная адукацыя. Сцэнарыi, Метадычка

План-конспект урока по теме: «Беларусь в годы Великой Отечественной войны»

Человек и мир, 4 класс

 

Татьяна ЖИРМОНД,
учитель начальных классов
средней школы № 3 Волковыска
Гродненской области

 

 

Цель урока: организовать деятельность учащихся, в результате которой они будут знать о трагических событиях в Волковысском крае в годы Великой Отечественной войны и уметь приводить примеры подвигов своих земляков.

Задачи личностного развития:

  • способствовать развитию памяти, пространственно-образного мышления, совершенствовать умение анализировать и комментировать учебный
    материал;
  • содействовать воспитанию уважения к историческому прошлому родного края, формированию негативного отношения к войне.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: путешествие по страницам «Книги мужества».

Место проведения: школьный музей «Вехи истории».

Оборудование урока: мультимедийная установка, компьютерная презентация, свечи (фонарики), экспонаты школьного музея, «Книга мужества», конверты с заданиями, раздаточный материал, листы бумаги.

 

Ход урока

 

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой

Учитель: Здравствуйте, ребята. Урок начнем с игры, которая называется «Доскажи словечко». Вам нужно будет закончить начатое мною предложение. Последнее слово мы будем говорить вместе. Будьте внимательны!

На уроке наши глаза внимательно смотрят и все … (видят).
Уши внимательно слушают и все … (слышат).
Голова хорошо … (думает).

На уроке вас ожидает много интересных заданий. Вы готовы?.. Тогда мы начинаем.

  1. Объявление темы, целеполагание

Учитель: Сегодня наш волшебный клубочек приглашает нас в…

А куда, попробуйте угадать, послушав разговор своих одноклассников.

Разговор двух учеников:
– Я буду задавать вопросы, а ты на них отвечать.

– Хорошо.
– Это место находится в городе или селе?
– Оно может находиться и в городе, и в селе.
– Там живут или работают?
– Там работают люди, а вот живут – вещи. 
– А вещи дорогие?
– Дорогие. Но для сердца и памяти.
– Там бывают гости?
– Да.
– А на какую букву начинается это слово?
– На “м”.
– Это магазин!
– Нет. Вещи там не продаются. 
– Почему?
– Потому что они принадлежат всем людям.
– А зачем они людям?
– Чтобы знать свое прошлое, думать, познавать  историю нашего края, школы.
– Ничего не понимаю! Ребята, помогите!
(Учащиеся высказывают предположения. Вместе с учителем определяют, что это музей).

Учитель: В музее живут вещи. Дорогие. Но дорогие они не потому, что дорого стоят, а потому, что они дороги сердцу, памяти. Одни из них могут подарить посетителю новые знания, другие просто радуют глаз своей красотой. Третьи заставляют задуматься.

– Скажите пожалуйста, что нужно приобрести, для того чтобы попасть в музей? (Билет).

Учитель: Правильно, но для того, чтобы его получить, нужно выполнить задание, которое мне передал хранитель музея. Оно содержится в этом конверте.

(Учитель открывает конверт и читает задание:

Уважаемые ребята, вы продолжите этот путь дальше, только при условии, что составите «Правила поведения в музее». Удачи!)

– Давайте подумаем и  вместе выполним это задание.

Совместное составление  памятки  «Правила поведения в музее».

Правила поведения в музее

  1. Перед тем, как войти в зал музея, нужно оставить верхнюю одежду в гардеробе.
  2. По залу следует передвигаться бесшумно (не разговаривать и не смеяться).
  3. Не загораживать собою экспонаты музея и не трогать их руками.
  4. При передвижении по залу музея стараться не мешать окружающим.
  5. Не мусорить.

Учитель: Молодцы, вы блестяще справились с этой задачей и получаете билеты в музей. Теперь вы можете внимательно рассмотреть экспонаты, но помните о правилах поведения в музее.

(Учащиеся проходят к экспонатам, рассматривают их).

Учитель: Прослушайте фрагмент песни и определите тему урока.

(Звучит фрагмент песни “Священная война. Заслушиваются ответы учащихся).

Учитель: Какую книгу я держу в руках?  (Ответы учащихся).

Учитель: Мы пролистаем страницы «Книги мужества», которые расскажут нам о событиях времен Великой Отечественной войны на нашей родной земле.

 

  1. Изучение нового материала

Учитель: Наша память – это душевный и жизненный опыт, оплаченный дорогой ценой. А что вы знаете о Великой Отечественной войне? (Ответы учащихся).

– Перед нами первая страница книги «Волковыск в первые дни войны».

Для того, чтобы она раскрыла нам свои тайны, прослушайте выступление учащегося и определите, как пострадал наш город в самом начале войны.

Сообщение учащегося «Волковыск в первые дни войны».

– Когда же был захвачен Волковыск? Такой вопрос возникает довольно часто. Уже спустя несколько дней после начала войны немцы уже были в нашем городе.

Волковыск и многие населенные пункты района подверглись бомбежке. Внезапные удары по мирному городу вызвали пожары и большие разрушения. Город горел. Были нанесены огромные человеческие и материальные потери: уничтожены огнем и разрушены 1650 жилых домов и 1715 иных строений, 19 школ, 4 избы-читальни, уничтожили все медицинские учреждения, в том числе больницу, поликлинику, тубдиспансер.

На западной окраине шли ожесточенные бои. Первыми жертвами стали мирные люди, в том числе старики, женщины, дети, которых война застала врасплох. Перед войной в Волковыске находился штаб 36-й кавалерийской дивизии с одним из своих полков и некоторыми специальными подразделениями. Несмотря на упорное сопротивление, наша армия не смогла противостоять механизированным и бронетанковым частям гитлеровской армии. Город пал. Начались черные дни оккупации.

Учитель: Скажите, как разворачивались трагические события в первые дни войны?

Следующая страница книги «Оккупационный режим».

Хранитель музея оставил нам информационную записку, из которой мы сможем узнать о самых страшных и трагических следах немецкой оккупации. Задание хранителя музея: определить их по тексту записки.

– Волковыск был оккупирован 27 июня 1941 года и находился под оккупацией более трех лет. За это время захватчики совершили много преступлений. Сразу после захвата города гитлеровцы ввели в действие режим устрашения и начали ежедневные массовые убийства и избиения евреев. Было создано еврейское гетто на территории еврейского квартала.

– Гетто – это место, куда насильственно переселяли евреев в процессе преследования и уничтожения во время оккупации.

– Евреям сразу приказали надеть желтые повязки на правую руку, нашить «звезду Давида» на одежду спереди и сзади, и нарисовать жёлтый круг на дверях домов. Им запретили ходить по тротуарам, покупать некоторые продукты питания, в том числе мясо. Всех здоровых евреев обязали трудиться на принудительных работах. Нарушение любого запрета или приказа немцев каралось только смертью.

– До войны, в девяти километрах от Волковыска находилась деревня Шауличи.

В ней проживало 366 человек. 7 июля 1943 года сюда нагрянули фашистские каратели. На месте деревни осталось пепелище. Все население, в том числе 120 детей, было уничтожено. Но это не сломило дух наших соотечественников. Они были глубоко убеждены, надо защищать свое Отечество.

– Какие поступки гитлеровцев были самыми жестокими на нашей земле? (Ответы учащихся)

– Что такое еврейское гетто? (Ответы учащихся)

– Какая трагедия произошла в деревне Шауличи? (Ответы учащихся)

Учитель: Наверное, вы немного устали и для того, чтобы поднять ваш боевой дух, давайте выполним упражнения строевой подготовки солдат.

Физминутка «Армейская» (учащиеся под музыку выполняют элементы строевой подготовки по образцу).

Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой – раз, левой – раз,
Посмотрите все на нас.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Снова выстроились в ряд,
Словно вышли на парад.

Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора!  

– Мы открываем следующую страницу «Легендарная дивизия», познакомившись с которой, вы узнаете о людях, которые с честью защищали наш город. Для этого нужно выполнить следующее задание хранителя музея.

– Прочитайте текст и определите воинское подразделение, освобождавшее наш город и оставившее память о себе в названии одной из улиц города.

Одним из боевых соединений Красной Армии в годы Великой Отечественной войны была 2-я Московская – 129-я Орловская Краснознамённая, ордена Кутузова стрелковая дивизия. Бойцы этой дивизии проявили образцы мужества в боях за освобождение Волковыска, в её честь названа одна из улиц нашего города. Трем воинам этой дивизии было присвоено звание почётных жителей города Волковыска. Солдаты этой дивизии водружали знамя освобождения на дом № 94 по улице Советской.

Учитель: Солдаты какого воинского подразделения освобождали наш город и оставили память о себе в названии одной из улиц города? (Ответы учащихся).

Учитель: Первым отрядом следопытов СШ № 3 Волковыска была проведена работу, направленная на изучение истории освобождения родного города и боевой путь 129-й Орловской ордена Кутузова стрелковой дивизии. Ребята завязали переписку с советом ветеранов в Москве и пионерами 615-й Московской школы. К этой работе подключились и пионеры 620-й школы, решившие создать музей. Наши учащиеся встречались со своими сверстниками и ветеранами 129-й дивизии в Москве. Некоторое время они переписывались, обменивались материалами. Позже связь оборвалась.

В музее хранится письмо ветерана 129-й Орловской дивизии Шевчука В.К. (демонстрация).

Обратите свое внимание на пригласительный билет встречи с ветеранами 129-й Орловской дивизии в 1981 г.

Результатом осуществлённой работы стал обширный материал, собранный об этой дивизии. В нашем музее хранятся фотографии, книги, воспоминания, подарки ветеранов.

Учитель: Обратите свое внимание на фото «Встреча волковысских школьников с ветеранами 129-й Орловской дивизии в Москве» (в 620-й школе Москвы).

Вот дневник – летопись этой славной дивизии, которая прошла путь от Москвы до Берлина (учитель листает страницы летописи).

Следующий экспонат – книга «Дивизия первого салюта» – является подарком музею от составителей книги с дарственной надписью от председателя Президиума ветеранов 129-й Орловской дивизии генерал-майора Сергеева А.С.

Вот книга П.И. Курсова «Потомкам в наследство» с дарственной надписью автора, она вместе с картой-схемой боевого пути 129-й дивизии была подарена музею школы № 3. В книге на странице 186-й описываются бои за освобождение города Волковыска.

– Ребята, а задумывались ли вы, откуда у героев этих книг храбрость, позволившая им совершить подвиг? (Ответы учащихся).

Учитель: Верно, они выполняли свой долг, защищая Родину, кроме того, ненавидели врага, были смелыми и отважными.

– Еще об одном герое войны мы узнаем на следующей странице «Книги мужества»: «Я.К. Мудренко».

На кладбище по ул. Советской, расположенном неподалеку от нашей школы, есть могила солдата, за которой ухаживают наши ученики. Что же это за человек?

 

– Это могила Якова Кирилловича Мудренко. Учащиеся СШ № 3 долгое время поддерживали связь с женой Якова Кирилловича. Вели переписку, собрали обширный биографический материал, объединённый в одноименном альбоме (демонстрация альбома).

Учитель: Посмотрите на фотографию Я.К. Мудренко и предположите, какими чертами характера он обладал? (Ответы учащихся, составление словесного портрета).

– В 1965 г. его жена, Вера Евстафьевна приезжала в Волковыск. Из одного ее письма, с которым мы сейчас познакомимся, вы больше узнаете об этом человеке и сможете сравнить предполагаемые черты характера с поступками Якова Кирилловича.

Чтение отрывка из письма:

«Мой муж, Яков Кириллович Мудренко, родился в Киевской области в 1919 году. Получил педагогическое образование и до войны работал учителем. Его отличала точность и конкретность. Если он сказал, значит, так и будет. Свои обещания выполнял обязательно. Много занимался самообразованием. Эти черты характера командира ежедневно проявлялись и на фронте. Фронтовая газета «На разгром врага» в марте 1942 года писала о бесстрашии артиллеристов подразделения моего мужа. На­водчик Г. Григорьев рассказывал, что во время вражеского обстрела одна из мин разорвалась у склада боеприпасов. Вот-вот взлетели б на воздух снаряды. Политрук Ковалев-Богданов, старший по батарее Яковлев и красноармеец Рутштейн быстро оценили ситуацию, извлекли снаряды из огня. Яков Кириллович был удостоен своей первой награды – ордена Красной Звезды.

Однажды морозным утром 19 февраля 1942 года гитлеровцы открыли мощный огонь по наступающим советским танкам. Завязался бой. Фашистский снаряд ударил в танк, стоявший неподалеку от позиции. Яков Кириллович бросился к горящей машине, помог выбраться раненым членам экипажа, погасил пламя и открыл прицельный огонь по врагу. В наградном листе было указано, что артиллерист Мудренко за день уничтожил четыре блиндажа с живой силой на склоне высоты 203,5, дзот, противотанковое орудие, несколько пулеметных точек. Одна из батарей дивизиона, которым командовал мой супруг, сыграла решающую роль в отражении контратаки. Несколькими днями спустя в армейской газете был опубликован очерк «Капитан Мудренко». (Демонстрация очерка)

Предстояло освободить город. Но взрыв противотанковой мины смертельно ранил Якова Кирилловича. Я получила извещение, в котором говорилось, что моего супруга не стало 14 июля 1944 года. А сам он похоронен в Волковыске». (Демонстрация извещения о смерти командира).

Учитель: поменялось ли ваше впечатление о Якове Кирилловиче после чтения письма его жены? Какие поступки этого человека заставили вас так думать?

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель: Сегодня мы с вами познакомились с героическим прошлым нашего народа, беспримерной стойкостью его в годы Великой Отечественной войны, с самоотверженностью воинов, смело защищавших свою родную землю от ненавистного врага.

– Подумайте, почему мы вновь и вновь вспоминаем о минувшей войне? О ее героях? (Ответы учащихся: потому, что беспокоимся о будущем. Мы должны помнить о прошлом, чтоб фашизм не повторился вновь. Это наш долг перед теми, кто не дожил до Победы).

– Нам осталось выполнить последнее задание хранителя музея: ответить на предложенные вопросы и оставить свои впечатления от экскурсии в музейной книге отзывов.

– В чем особенность сегодняшнего урока? (Ответы учащихся)

– Каким историческим событиям посвящены музейные экспонаты? (Ответы учащихся)

– Какие экспонаты музея вызвали у вас большую заинтересованность? Почему? (Ответы учащихся)

– Какие моменты урока вам больше запомнились? (Ответы учащихся)

– В чем вы видите пользу своего прихода в музей? (Ответы учащихся). Запись впечатлений в книге отзывов.

Учитель: Мы всегда будем помнить наших героев, всегда будем гордиться их подвигом. Они всегда будут жить в наших сердцах и в этом их бессмертие.

– Если бы каждому погибшему в этой войне посвятить минуту молчания, то население всей Земли замолчало бы на 30 лет.

Помните!
Через века, через года – помните!
О тех, кто уже не придет никогда,– помните!
Какой ценой завоевано счастье, – заклинаю, –
ПОМНИТЕ!      

(Р. Рождественский)

Учитель: Зажжем в их память свечи и почтим минутой молчания.

(Учащиеся зажигают свечи. Включается негромкая запись колокольного звона).

Звенят колокола… Их тягучий, морозящий душу гул воспринимается как набат. Он призывает: «Люди! Не забудьте! Не допустите новых злодеяний!»

(Минута молчания).

Учитель: Выразите свое отношение к уроку с помощью знаков, предложенных на экране.

« ! » – Урок полезен, все понятно.

« ? » – Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

« . » – Еще придется потрудиться.

– Поднимите выбранный вами знак.

Комментирование учителем оценивания занятия учащимися.

Учитель: Наша экскурсия и пролистывание страниц «Книги мужества» подходит к завершению. Просим вас бережно сохранить эти знания. И всегда помните – без изучения истории своей родины, нет будущего.

 

 

Поделиться ссылкой:

Пакінуць адказ