- Метадычка, Русский язык и литература. Идеи

Опорные схемы как стимул речевого развития

 

Елена РАДЕВИЧ,
учитель русского языка и литературы
Тимоновской средней школы
Климовичского района

 

В настоящее время не вызывает сомнения, что широкое применение в обучении наглядности является одним из главных средств активизации учебной деятельности, своеобразным ключом к решению как теоретических, так и практических задач в преподавании русского языка. Современный урок ставит перед нами условие: ориентация на максимум усвоения учебного материала. Приходится искать наиболее эффективные приемы обучения. С такой острой необходимостью я столкнулась при подготовке к урокам в классах, где изучение русского языка осуществляется на повышенном уровне. Сделать планируешь много, понимаешь, что большую часть урока необходимо посвятить практической работе, развитию речи учащихся, а теория – это главная, весомая ступень при переходе к практике. Без неё никуда.

Начиная работать в профильных классах, ставя задачу помочь учащимся активизировать свою деятельность, формировать умение использовать теоретические сведения в практике, обозначила для себя ряд вопросов. Как помочь ребятам обобщить и систематизировать теоретический материал, ничего не упустив? Каким образом включить каждого ученика в активную деятельность, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков?

Выучить правило, подготовить связное высказывание на лингвистическую тему, собрать теоретическую информацию о языковом материале – это уже большой объём работы по теории для учащихся. Подробное освещение теоретического материала, применение знаний на практике (а это не только разного рода упражнения, но и тестовые, творческие задания) – всё это на одном уроке может привести к перегрузке учащихся, и как результат – снижение эффективности работы учащихся на уроке.

Понятия «опорная схема», «опорный сигнал» сегодня прочно вошли в методику русского языка, да и русской литературы тоже. Чтение опорного конспекта (результат которого – связное высказывание на лингвистическую тему), способствует развитию не только логического мышления, но и коммуникативно-речевых умений учащихся.

Чтобы облегчить эту работу, предлагаю школьникам завести тетрадь-конспект («Умная тетрадь», «Папка-напоминалка», «Правильная папка», «ОК» (опорный конспект, «Толковый справочник по русскому языку» и т. д.), куда с моей помощью ребята оформляют материал, содержащий теоретические сведения, в виде опорных схем, алгоритмов, таблиц. Да, ничего нового: опорные конспекты разработаны давно и найти краткий материал по теме легко и в пособиях, и в учебнике, и на сайтах языковой грамотности. Так считала и я, пока не столкнулась с проблемой грамотной расшифровки схемы-опоры, с трудностью подачи материала при анализе алгоритма, так называемым «молчанием» таблицы при её рассмотрении даже подготовленным учеником. Начиная работать по составлению таких тетрадей-конспектов, с учащимися договариваемся о графическом, цветовом оформлении, даже определённая часть доски в классе служит для составления образца для конспекта. В начале каждой такой папки у учащихся имеется памятка по правильному сокращению слов, условные обозначения. При этом лучше всего придерживаться графического единообразия, хотя схема может оформляться различными способами.

Работая со схемой-опорой на уроке русского языка, я учитываю и этапы обучения, степень подготовленности учащихся к полноценному восприятию и анализу схемы, их способность и умение пользоваться ею в процессе языкового анализа. Большое значение для успеха работы на уроке имеет содержание и оформление такой схемы, которая является объектом сложного логического анализа. Конечно же, настраиваю ребят на схему-опору, в которой стараюсь употреблять минимальное количество слов. При подготовке к уроку разрабатываю опорный конспект, который описывает языковую закономерность в очень лаконичной форме, хотя не исключаю рождения опорной схемы в момент объяснения по теме прямо на уроке. Школьники часто готовят схемы-опоры дома, иногда получаются очень интересные проекты.

Столкнувшись с проблемой большинства учащихся в выражении своих мыслей как в устной, так и в письменной форме, я поняла, что без усиленной систематической работы по развитию речи учащихся ни о каком прочном усвоении знаний и приобретении устойчивых навыков не может идти и речи.  После составления опорного конспекта, таблицы, схемы, провожу непринужденную беседу о качестве наглядного материала, стараюсь как можно чаще вовлекать ребят в обсуждение разработанных одноклассниками схем-опор, высказывать собственное мнение, дополняя или исключая некоторые пункты наглядности.  

Часто организую учебный процесс так, чтобы было невозможным неучастие в познавательной деятельности: каждый имеет определённое ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться (роль учителя, роль докладчика, роль исследователя и т. д.). Ребята понимают при этом, что от их деятельности зависит качество выполнения поставленных перед группой познавательных задач. Самое простое задание – восстановить деформированный конспект, заполнить ячейки таблицы или кластера. Это не требует особой подготовки: в учебниках очень хороший материал именно к такому виду работы. Предлагаю самим составить деформированную таблицу или схему, часто вывожу на экран мультимедийной установки подобные «неполные» правила.

Правописание суффиксов имён существительных

-ик-
Пишется в случаях, когда при склонении ………..: ключик – ключика.

-ек-
Пишется в случаях, когда при склонении…………: барашек – барашка.

-ец-
Используется, когда в существительных среднего рода ударение падает на ……. или когда у существительных ………. рода при склонении е выпадает: письмецо, молодец – молодца.

-иц-
Используется, когда в существительных среднего рода ударение падает на ……. или для существительных …….. рода: креслице, красавица.

Иногда на уроке предлагаю детям инсценировать и разыгрывать по ролям учебный материал. Например, на первом уроке по изучению темы «Деепричастие» перед ребятами может появиться Глагол и выступить с речью, в которой напомнит ребятам основные грамматические признаки этой части речи.

     – Я – Глагол, хочу познакомить вас с одной особой моей формой.      Деепричастие. Деепричастие произошло от двух слов: дее (от «деяти» в значении «делать») + причастие (сравните: причастность); объяснить его можно как причастность к действию.

     До ХVII века деепричастия не было, а была краткая форма действительного причастия настоящего времени. Теперь такой нет! Вот ее место и заняли деепричастия.

     Обозначая добавочное действие, деепричастие украшает речь, заставляет нас обратить внимание на незаметные, на первый взгляд, детали. Конечно, невозможно составить предложения из одних деепричастий, но именно им под силу описать неукротимую природную стихию.

     – Итак, деепричастие – особая форма глагола, наделенная признаками глагола и наречия. Поработайте в парах над материалом учебника, обоснуйте правильность данного утверждения. Ответ запишите в тетради в виде схемы.

Школьники строят свой ответ, пользуясь схемой, читают ее, работают с ней. Никто из учеников не чувствует себя беспомощным. Исчезает страх перед ответом, нагрузка на память. Ученики избавляются от механического зазубривания правил и формулировок. Они усваивают их осмысленно: составляют правило по данной схеме-опоре, выполняют практическое задание, что в одном случае помогает своевременно предупредить ошибку, в другом – проработать допущенную, если это случилось на уроке, в третьем – провести профилактическое обобщенное повторение во фронтальных и индивидуальных заданиях. Причем все действенно, оперативно и эффективно.

Самое важное достоинство схем, я считаю, в том, что они позволяют сэкономить время, которое можно использовать для формирования практических умений, развития речи учащихся. Схемы не только разнообразят формы проведения уроков, делая их более запоминающимися, эмоциональными, но и способствуют глубокому и последовательному усвоению материала, служат подспорьем в практической деятельности учащихся для закрепления умений и навыков, развития речи.

Учитывая желание самих учащихся пользоваться опорными схемами, я пришла к выводу, что использование данной технологии намного разнообразило уроки, ребятам стало легче воспринимать изучаемые языковые явления, орфографические и пунктуационные правила. Такие тетради, созданные собственными усилиями, очень эффективны при подготовке к ЦТ по предмету.

Да, создание схем-опор не самоцель. Но они являются средством активизации познавательной деятельности, поэтому любое задание с применением схем-опор всегда направляется на то, чтобы ученик мог разобраться в изучаемом материале, осознать связь явлений, определений, Схема дает возможность вооружить учащихся средствами самопроверки в случаях затруднения.

Для меня стало ясно одно:

– подача материала с помощью опорных схем помогает сэкономить учебное время, отводимое на тему, благодаря чему оставшуюся часть урока можно закреплять практические навыки;

– развивает речевую компетенцию (расширение словарного запаса учащихся, совершенствование навыков монологической речевой деятельности, овладение культурой речевого поведения и критического мышления);

– способствует формированию деятельностной компетенции.

 

 

Поделиться ссылкой: