- Метадычка, Хiмiя. Сцэнарыi

Урок химии в 9 классе на тему “Ряд активности металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот”

 

 

Ольга ОМЕЛЬЯНОВИЧ,
учитель химии
гимназии № 1 Новогрудка

 

Тема: Ряд активности металлов.
Взаимодействие металлов с растворами кислот

Класс: 9

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель (прогнозируемый результат): предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут знать, что такое ряд активности металлов, смогут определять, какие металлы взаимодействуют с растворами кислот, написать уравнения реакций взаимодействия металлов с растворами кислот, а также смогут исследовать и сравнить активность металлов по отношению к растворам кислот, посредством выполнения лабораторного опыта.

Задачи:

  • способствовать развитию познавательной активности учащихся;
  • создать условия для совершенствования навыков работы с химической посудой и реактивами, лабораторным оборудованием;
  • способствовать развитию основных мыслительных процессов (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы);
  • содействовать воспитанию у учащихся коммуникативных умений посредством работы в парах.

Задачи для учащихся:

  • знать определение понятия «ряд активности металлов»;
  • уметь пользоваться рядом активности металлов для определения возможности протекания реакции между металлами и растворами кислот;
  • составлять уравнения взаимодействия металлов с растворами кислот;
  • исследовать и сравнивать химическую активность металлов по отношению к растворам кислот.

Формы работы учащихся: индивидуальная, работа в парах, фронтальная.

Оснащение урока:  ряд активности металлов, мультиборд, видеоролик, упражнение, созданное в приложении LearningApps, оборудование для проведения лабораторного опыта, тест с использованием приложения plickers.

 

Ход урока

  1. Организационно-мотивационный этап (5 минут).

Цель этапа – создание психологической готовности класса к уроку, эмоционального образа темы с помощью просмотра видеоролика.

Методический комментарий: учащиеся без звука смотрят видеоролик (https://youtu.be/S2wHtdhl4Eg) о взаимодействии некоторых металлов с разбавленными растворами кислот.

Предполагаемый результат: предполагается, что после просмотра видеоролика учащиеся смогут определить, что не все металлы одинаково реагируют с разбавленными растворами кислот и смогут озвучить видеоролик.

  1. Целеполагание (2 минуты).

Цель этапа – вовлечение учащихся в определение темы и личных задач, которые они будут решать на уроке.

Как можно, не проводя химический эксперимент, определить, какой металл более активен, а какой — менее? На основании чего можно сравнивать активность разных металлов? Предлагаю вам обсудить данные вопросы в парах в течение 30 секунд.

Методический комментарий: учащиеся по истечению определенного времени высказывают свои предположения по изучаемой теме, определяют цели и задачи, которые будут решаться на уроке.

  1. Операционно-познавательный этап.
    3.1. Актуализация знаний (5 минут).

Цель этапа – выявить степень усвоения изученного материала по теме «Общая характеристика металлов, физические свойства металлов».

Для успешного продвижения по теме, определения возможности протекания реакции между металлами и растворами кислот, написания уравнений химических реакций взаимодействия металлов с разбавленными растворами кислот, нам необходимо проверить качество усвоения предыдущего материала.

Методический комментарий:  учащиеся за компьютерами выполняют задания, созданные в приложении LearningApps (прием «Лови ошибку»). Двое учащихся по очереди выполняют эти же упражнения на мультиборде.

https://learningapps.org/display?v=pc588cy4j20

https://learningapps.org/display?v=pnbots4ra20

Подведем итоги данного этапа, скажите, все ли задания получились и какие возникли затруднения?

Методический комментарий: проводим анализ выполненных заданий и коррекцию знаний с учетом допущенных ошибок.

          3.2. Этап усвоения новых знаний (8 минут).

Цель этапа – способствовать совершенствованию умений учащихся пользоваться рядом активности для определения возможности протекания реакций между металлами и разбавленными растворами кислот, сравнению восстановительных свойств металлов.

Методический комментарий: учащимся самостоятельно предлагается ознакомиться с текстом в учебнике (разделы «Ряд активности металлов» и «Взаимодействие металлов с разбавленными кислотами»). Для работы с текстом предлагается использовать прием «Шпаргалки», т.е. учащимся необходимо переделать содержание текста с помощью схем, рисунков, условных обозначений в своей тетради. Отмечаются лучшие шпаргалки, используя которые учащимся необходимо воспроизвести текст.

Этап промежуточного контроля с использованием элементов снятия напряжения (физкультминутка). (5 мин)

Цель этапа – способствовать совершенствованию умения учащихся составлять уравнения реакций взаимодействия металлов с разбавленными растворами кислот, определению окислителя и восстановителя в реакциях.

Для проверки усвоения материала учащимся предлагается выполнить задания 4 (устно) и 6 (письменно) из параграфа 44 учебника.

Предполагаемый результат: предполагается, что учащиеся будут знать, что такое ряд активности металлов, смогут определять, какие металлы взаимодействуют с растворами кислот, написать уравнения реакций взаимодействия металлов с растворами кислот.

           3.3 Выполнение лабораторного опыта «Взаимодействие кислот с металлами»  (до 10 минут).

Цель этапа – исследование и сравнение активность металлов по отношению к растворам кислот посредством выполнения лабораторного опыта.

Методический комментарий: учитель организует обучение правилам безопасного поведения при проведении лабораторного опыта, координирует работу учащихся. Учащиеся выполняют лабораторный опыт и оформляют его в тетрадях на печатной основе для лабораторных опытов.

Предполагаемый результат: предполагается, что учащиеся смогут исследовать и сравнить активность металлов по отношению к растворам кислот, посредством выполнения лабораторного опыта.

       4. Контрольно-оценочный этап

           4.1 Выходной контроль (5 минут)

Цель этапа – создать условия для проверки качества полученных знаний.

Тест

  1. Ряд активности металлов — это последовательность металлов, в которой в направлении слева направо их восстановительные свойства ослабевают.
    А) Правда
    В) Ложь
  1. Активность простых веществ — металлов — определяется их положением в ряду активности металлов.
    А) Правда
    В) Ложь
  1. Простые вещества металлы, стоящие в ряду активности правее водорода, вытесняют его из разбавленных растворов кислот.
    А) Правда
    В) Ложь
  1. В химических реакциях простые вещества металлы окисляются, выступая в качестве восстановителей.
    А) Правда
    В) Ложь
  1. Реакции металлов с кислотами не являются окислительно-восстановительными.
    А) Правда
    В) Ложь

Методический комментарий: учащиеся выполняют тест с использованием приложения plickers, вопросы которого отображаются на мультиборде.

          4.2 Объяснение домашнего задания и подведение итогов урока (5 минут).

Цель этапа – осознание учащимися результативности своей деятельности на уроке, уровня усвоения учебного материала, самооценка и оценка.

Методический комментарий: учитель создает условия для осмысления учащимися выполнения поставленных целей урока, самооценки и оценки деятельности на уроке, подводит итог урока, выставляет отметки, объясняет д/з.

Лист самоанализа

Вопрос

Знаю уверенно

Нужно повторить

Определение понятия «Ряд активности металлов»

 

 

Определение возможности протекания реакции между металлами и разбавленными растворами кислот

 

 

Составления уравнений взаимодействия металлов с растворами кислот

 

 

Определения вещества-восстановителя и вещества-окислителя

 

 

Домашнее задание:

Параграф 44, № 1–3, 5 (для тех, у кого возникли вопросы при изучении темы)

№ 7, 8 (для тех, кто хорошо усвоил тему на всех этапах урока)

Видеоурок «Взаимодействие кислот с металлами»: https://youtu.be/cA25vyFcL6A (для тех, кто хочет еще раз услышать объяснение темы).

Поделиться ссылкой:

Пакінуць адказ