- Карэкцыйная педагогiка, Метадычка

Многофункциональное пособие по развитию речи «Волшебная коробочка»

 

 

Анастасия ИВАНЕЦ,
учитель-дефектолог
специального детского сада № 9 Речицы

 

Современному педагогу необходимо подходить к своей работе творчески, креативно. Перед учителем-дефектологом стоит ряд коррекционных, образовательных, развивающих и воспитательных задач. Работая с детьми с особенностями развития, педагогу необходимо постоянно искать новые методы, приемы обучения, разрабатывать новые и новые пособия, игры, наглядный и демонстрационный материал. Для того чтобы разнообразить занятия и различными способами формировать навыки и умения у воспитанников. Одной из последних моих разработок стало многофункциональное пособие по развитию речи «Волшебная коробочка».

Пособие представляет собой раскладной куб, на гранях которого размещены дидактические игры, направленные на развитие всех компонентов речи, мелкой моторики, речевого дыхания, памяти, внимания, мышления. Игровое пособие может быть основой для полноценного индивидуального коррекционного занятия, т.к. включает в себя все основные этапы. Внешние грани коробочки и крышку можно использовать для изучения времен года или в качестве «календаря природы». Внутренние грани, которые при открытии крышки раскрываются в дидактическое полотно, разделены на 5 секторов. Сам процесс открытия и быстрого раскладывания коробочки является неким «сюрпризным моментом», вызывает положительную реакцию у воспитанников. Для экономии рабочего места или во избежание отвлекаемости от основной деятельности, грани куба можно открывать по одной, три остальные прятать под крышку.

1.Сектор дыхательной гимнастики. Правильное речевое дыхание обеспечивает звуко- и голосообразование, хорошее звучание голоса.

   Задачи: помочь детям преодолеть возрастные и индивидуальные недостатки их речевого дыхания, научить правильному диафрагмальному дыханию, тренировать силу вдоха и выдоха, формировать предметно практические и игровые действия.

В пособии представлено 3 игры-упражнения для развития речевого дыхания детей дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей.

Игра «Клоун»

   Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.

   Описание. Необходимо поднять обруч клоуна в вертикальное положение, предложить ребенку набрать носом воздух и на выдохе, струей воздуха привести шарик в движение.

 Игра «Закати мяч»

   Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.

   Описание. Предлагаем ребенку с помощью трубочки для коктейля дуть на мячик, продвигая его по дорожке до ее окончания.

Игра «Вертушка»

   Цельразвить выдох, укрепить мышцы губ.

   Описание. Ребенок делает глубокий вдох носом, затем сильный выдох на подвижные части игрушки, чтобы привести их в движение.

2.Сектор артикуляционной гимнастики.

   Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Дидактическая игра «Домик для звуков»

   Описание. Игра представляет собой домик с окошками. На крыше вставляется карточка со звуком, в окошки помещаются карточки с изображением артикуляционного упражнения. «Окошко» можно «открыть», достав карточку с картинкой упражнения, где спрятана картинка с изображением артикуляционной позы предложенного упражнения. Выполнять упражнения в соответствии с методическими рекомендациями к каждому упражнению.

3.Сектор мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием. Ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. 

Игра «Геоборд»

Геоборд – это доска со штырьками, к которой прилагаются резиночки. С помощью резинок на доске создаются разные фигуры и рисунки. 

   Задачи:

  • Развитие мелкой моторики, это отличное упражнение на сенсорику;
  • Развитие внимания, памяти и усидчивости, так как ребенку надо будет сосредоточиться на одевании резинок и построении фигур;
  • Развитие воображения и творчества, можно создавать рисунки как по схеме, так и придумывать самому;
  • Развитие математических способностей и пространственного мышления;

   Описание:

  1. Задания по схеме. На бумаге нарисована схема заданий. Это может быть что угодно (необходимо учитывать возраст и интересы ребенка): геометрические фигуры, дом, цветок, дерево, кораблик, цифры, буквы и т.д.
  2. Лабиринт. Можно использовать не только резинки, но и нитки. Получится очень красивый лабиринт.
  3. Игра на воображение. Ребенок может самостоятельно без схемы воспроизвести какой-то рисунок или создать свой орнамент или узор.

«Сенсорные дорожки»

   Цели: Создание условий для развития тактильного восприятия.

   Задачи: Формировать умение обследовать поверхность подушечками пальцев и всей ладошкой, способность работать не спеша, сосредоточенно. Развивать мелкую моторику рук, способы ориентировки на плоскости. Развивать связную речь.

Данные «сенсорные дорожки» можно также использовать в качестве «звуковых дорожек» на этапе автоматизации звуков.

4.Сектор игр на липучках.

Игры на липучках отличаются своей многофункциональностью, вариативностью, практичностью.

Игра из спичечных коробков «Дикие животные»

На спичечных коробках наклеены картинки с изображением диких животных. На внутренней, выдвижной части коробков наклеены картинки с изображением детенышей. Ребенок должен соотнести картинки и вставить правильные вкладыши в коробок. Игру можно преобразовать в игру «Покорми животных», «Кто где живет?», «Найди пару», вставив во внутреннюю часть коробков нужные картинки.

В зависимости от изучения лексической темы, коробки можно заменять другими, с картинками, соответствующими теме. Можно использовать картинки на липучках, вместо коробков.

Игра «Чья тень»

   Цели: учить находить заданные силуэты.

Закреплять знания детей о животных. Развивать внимание, усидчивость, наблюдательность, зрительную память, мелкую моторику, речь, логическое мышление. Развивать приемы зрительного наложения.

   Описание

На столе раскладываются все карточки с изображением животных. Ребёнку предлагается найти тень животного и приклеить цветные изображения на чёрные (или наоборот).

Задайте малышу дополнительные вопросы: Как называется то или иное животное? Какого оно цвета?

5.Сектор игр на развитие внимания и мелкой моторики с использованием су-джок терапии.

   Игра «Найди и покажи»

Ребенку предлагаются картинки, по принципу страниц книг виммельбухов.

(Книга-виммельбух содержит минимум текста (или текста нет вообще), зато рисунки переполнены деталями, Каждая книга имеет героев, с которыми происходят интересные и забавные события в течение дня, месяца, года. Это даёт возможность ребёнку каждый раз по-новому «читать» картинки и придумывать новые истории. Основное назначение такой книги – ознакомление с окружающим миром, развитие речи и воображения.)

   Описание игры

Можно предложить ребенку следующие задания:

  • назвать персонаж или объект;
  • рассказать о нём;
  • сосчитать персонажей или объекты;
  • описать их;
  • назвать настроение персонажа;
  • проследить последствия действий;
  • представить и придумать событие.

Картинки располагаются в прозрачном кармашке. При необходимости, кармашек можно использовать для других игр по развитию речи, используя картинки подходящего формата.

Игры с колечками су-джок

   Цели Су Джок терапии в логопедической работе:

Нормализовать мышечный тонус, стимулировать речевые области в коре головного мозга. Использование массажеров Су-джок в логопедической коррекции у дошкольников с речевыми нарушениями состоит в том, что ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем; для детей с речевыми нарушениями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению.

   Описание

Ребенку предлагается надеть колечки на пальцы по образцу, предоставленному на картинках.

Использование в коррекционной работе пособия по развитию речи «Волшебная коробочка» показывает хорошие результаты. Дети проявляют активный интерес к данному пособию, охотно играют в предложенные игры, более эффективно выполняют необходимые задания и упражнения.

 

 

Поделиться ссылкой:

Пакінуць адказ