Дневник молодого специалиста. Теория и практика учителя-дефектолога.

- 23:03Коррекционная педагогика. Опыт, Методичка

 

 

Юлия КРЕПСКАЯ,
учитель-дефектолог
гимназии № 1 Жлобина,
Гомельская область

 

 

Когда молодой специалист, придя в школу, приступает к работе, он быстро осознает, что знания, полученные в университете, конечно же, важны, но это только теория, а на практике все иначе! В самом начале профессиональной карьеры я, как и любой молодой специалист, столкнулась с определенными трудностями, появилось много вопросов, ответы на которые не всегда можно было найти в книге, поэтому приходилось «добывать» их опытным путем.

Трудности, с которыми я столкнулась, когда только приступила к профессиональной деятельности в пункте коррекционно-педагогической помощи (далее ПКПП), можно объединить в четыре основные группы.

1. Оснащенность и оформление кабинета

Казалось бы, все просто: вот кабинет – бери и работай. Однако, как выяснилось, есть множество подводных камней. В различных журналах, в специальной литературе, в интернете можно найти примеры того, как должен выглядеть кабинет логопеда. Читаешь и думаешь – как здорово! Красиво, много пособий, материалов и игр. Конечно же, очень хочется, чтобы все это было у тебя сразу.

Первые пару лет я приобретала все, что, как мне казалось, пригодится в работе: литературу, игры, пособия. Однако со временем пришло понимание того, что не все так необходимо, как казалось на первый взгляд. Я стала более избирательной в выборе литературы и пособий, а также поняла, что перегружать свой кабинет совсем нет необходимости. Самое главное правило для кабинета – всего должно быть в меру.

При планировании расстановки мебели в кабинете необходимо учитывать правила зонирования. Да, не всегда можно разбить кабинет на все рекомендованные зоны, однако основные мне выделить удалось:

  • зона для индивидуальной работы;
  • для групповых/подгрупповых занятий;
  • методическая зона;
  • игровая зона.

Также необходимо помнить, что назначение логопедического кабинета – создание максимально благоприятной обстановки и условий для коррекции речевых нарушений, нарушений устной и письменной речи учащихся. А вот как этого добиться – зависит уже от фантазии и умения каждого специалиста.

Когда у меня появился большой кабинет, то я сразу решила, что все нужно переделать для максимального комфорта учащихся, создать особую атмосферу для работы. Так на стенах появились стилизованные изображения пчелок, бабочек, улиток, цветов, зеркальное окошко в мир детских фантазий и маленький тропический уголок. Очень хотелось, чтобы дети с удовольствием приходили на занятия в кабинет, ведь там так необычно и интересно.

2. Нормативное правовое обеспечение деятельности ПКПП
в условиях средней школы

Со списком нормативной документации проблем не возникло, ведь все есть в свободном доступе на сайте asabliva.by. Вопросы у меня возникали по оформлению разного рода журналов, документации и расписания.

Когда я пришла за консультацией к одной из опытных коллег по вопросу оформления журналов, то она, видя, как я внимательно рассматриваю ее образцы, улыбнулась и сказала: «Поверь мне, все эти журналы – это очень легко. Самое сложное – это расписание». Я тогда подумала, что она шутит. Ну разве могут возникнуть проблемы при составлении расписания? Позднее я убедилась, что она действительно была права. Расписание – это отдельная часть работы, требующая времени и сил. Его нужно составлять очень гибко, подстраивая под всех участников обучения. При составлении своего расписания нужно учесть и расписание звонков, и факультативы, и расписание групп продленного дня, а также особенности санитарных правил и норм, разного рода дополнительные образовательные услуги, которые посещают дети после уроков, и, по возможности, пожелания родителей. Поэтому к его составлению нужно подходить очень ответственно и внимательно.

Чтобы было немного легче, я для себя разработала таблицу, в которую каждый новый учебный год вписываю весь список учащихся, зачисленных в ПКПП, и прохожу по классам. Там я обычно спрашиваю классных руководителей, ходит ли ребенок на факультативы, будет ли посещать платные образовательные услуги, записан ли он в группу продленного дня. Затем я все это фиксирую в свою таблицу, чтобы при составлении расписания мне было легче понимать, на какое время можно записать ребенка.

Свой рабочий график также необходимо подстраивать под расписание. Например, если у вас в расписании стоит начало занятий в 11.30, то ваш график также должен начинаться с 11.30, не раньше и не позже. Все ваши рабочие часы должны проходить на занятиях с учащимися.

Также очень важно научиться распределять часы занятий и перерывов между ними в течение дня. Например, если ваша ставка 4 часа в день, то 180 минут должно уходить на занятия и 60 минут на перерывы между ними. Поэтому очень важно грамотно распределить детей по группам, подгруппам и на индивидуальные занятия, учитывая при этом нормы времени проведения занятий.

Это все подробно описано в методических рекомендациях «Организация и содержание работы в пунктах коррекционно-педагогической помощи», а также много нужной информации можно найти в Инструктивно-методическом письме «Об организации коррекционно-педагогической помощи детям с ОПФР при получении ими дошкольного или общего среднего образования в 2013/2014 учебном году». Также каждый новый учебный год Министерство образования Республики Беларусь выпускает инструктивно-методическое письмо, в котором можно найти много полезной информации. Письмо обычно находится на сайте asabliva.by.

Думаю, молодому специалисту не стоит бояться обращаться за консультацией к более опытным коллегам. Поверьте, даже после нескольких лет работы у вас все равно иногда будут возникать вопросы, требующие обсуждения с более опытными специалистами.

3. Организация, содержание и проведение коррекционных занятий

Разобравшись с документами и кабинетом, приступаем к основной своей деятельности – к коррекции речевых нарушений, нарушений чтения и письма.

В первый год работы я столкнулась с сомнениями и неуверенностью в себе как в специалисте. Тревожило, что у меня не получится правильно поставить звуки, дать ребенку адекватную инструкцию по формированию артикуляционной позы. Была неуверенность в том, что я смогу грамотно наладить контакт с детьми, что они будут меня слушать. Позже пришло осознание того, что когда ты обучаешься на практике под руководством опытного специалиста, то это одно. А вот когда ты сам, один на один с ребенком и помочь тебе некому, то это совсем другое. А самое сложное – осознание всей ответственности за свои действия. В ситуации, когда есть страх и неуверенность, очень важно взять себя в руки. Необходимо всегда помнить о том, что вы учитель, вы хороший специалист, и вы уверены в том, что говорите и делаете. Также очень важно учиться вместе с ребенком.

Я увидела, что все дети индивидуальны, и те способы постановки звуков, которые подходят одному, могут абсолютно не подойти другому. Поэтому стоит заранее готовиться к постоянному поиску нового материала, новых, неизвестных вам ранее способов постановки и автоматизации звуков. На первых порах могут возникать проблемы с подбором материала для занятий, сложности с подбором упражнений, трудности с расчетом учебного времени, с выстраиванием логической последовательности этапов занятия. Могу сказать, что все это приходит с практикой. На каждом занятии я ставила перед собой ряд задач: закончить вовремя, распределить грамотно материал, успеть все то, что задумала, и, конечно же, достичь поставленной цели. Во время занятия очень важно правильно сформулировать свои мысли при объяснении нового материала. Объяснять следует точно и емко, так, чтобы ребенок максимально осознал то, что вы от него хотите. Инструкция для выполнения упражнений должна быть четкая и краткая, без лишних объяснений, тогда она будет максимально понятна ребенку и, соответственно, будет качественно выполнена.

Необходимо помнить об обязательной визуальной демонстрации упражнений. После того, как вы дадите инструкцию, необходимо обязательно показать ребенку то, чего вы от него хотите. Не стоит забывать о том, что это вы знаете, как делать то или иное упражнение, а вот ребенок, возможно, делает его в первый раз.

4. Дидактический материал

В первый год моей работы из-за недостатка дидактических материалов приходилось придумывать упражнения с тем, что было у меня под рукой. Из предметных картинок удалось выдумать целую игру. Она мне здорово помогала при автоматизации звуков в словах.

Игра «Веселый кубик»

Цель – автоматизация звуков [р], [л] в начале, середине и конце слова.

Задачи:

  • закрепить умение правильно произносить звуки [р], [л] в начале, середине и конце слова;
  • развить вычислительные навыки;
  • развить переключаемость и концентрацию внимания.

Оборудование: предметные картинки на звуки [р], [л], кубик.

Правила игры

Картинки делятся поровну на всех участников игры, затем раскладываются перед ними на столе. С помощью считалочки выбирается тот, кто начнет игру. Затем по очереди участники бросают кубик. По количеству точек, выпавших на кубике, убирается количество картинок со стола. Каждую картинку нужно четко называть, выделяя нужный звук голосом. Побеждает тот, у кого картинки закончатся быстрее всех.

Игра «Буковка»

Цель – автоматизация звуков [с], [ш] в начале, середине и конце слова.

Задачи:

  • закрепить умение правильно произносить звуки [с], [ш] в начале, середине и конце слова;
  • развить умение определять место звука в слове;
  • развить переключаемость и концентрацию внимания.

Оборудование: магнитная доска, набор букв на магнитах, мел.

Правила игры

На доске написаны слова с пропущенными буквами, а на парте перед учеником разложены разные буквы на магнитах. Задача ученика – отыскать необходимую букву на парте и прикрепить ее в нужное слово. После этого четко прочитать все слова, голосом выделяя нужный звук, а после определить, в каком месте слова заданный звук находится.

Игра «Найди меня»

Цель – автоматизация звука [р], [л] в слогах

Задачи:

  • закрепить умение правильно произносить звуки [р], [л] в слогах;
  • развить навык чтения;
  • развить переключаемость и концентрацию внимания.

Оборудование: карточки со слоговыми цепочками на заданные звуки.

Правила игры

В кабинете спрятаны карточки со слоговыми цепочками. Задача учащегося – найти все спрятанные карточки и четко прочитать все, что на них написано.

 

Данные игры можно использовать как на групповых, так и на индивидуальных занятиях, а также адаптировать как элемент занятия для отработки нужных звуков.

В некоторых ситуациях приходилось задействовать воображение и использовать внешнее окружение. Например, на занятиях мы с детьми представляли, что мы пираты и искали все сокровища (предметы), которые находились вокруг нас и начинались на звук [р].

Также я использовала различные компьютерные программы и видеозаписи на занятиях. Например, на сайтах iqsha.ru, romaschki.jimdofree.com можно найти коррекционные игры для развития речи и письма.

В целом, скажу, что, даже не имея большого разнообразия дидактического материала, можно на достаточно высоком уровне проводить занятия. Со временем кабинет заполнится всем необходимым для занятий, вы с ловкостью научитесь составлять расписание занятий, сможете быстро находить взаимопонимание со всеми участниками обучения и будете получать истинную радость от того, что делаете. А в самом начале профессиональной деятельности не бойтесь использовать креативность и фантазию, а учащиеся вас в этом поддержат, не сомневайтесь!

Ищите свой индивидуальный стиль работы, проявляйте сообразительность, будьте открыты для новой информации и готовы к экспериментам. Ничего не бойтесь! Учитесь всегда и никогда не останавливайтесь на достигнутом.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий