География. Использование интеллектуально-познавательной игры «Верю – не верю» на различных этапах урока

- 22:48География. Материалы к урокам, Методичка

 

Вадим ЛОСЕВ,
учитель географии
средней школы №19 Гомеля

Учитель года Республики Беларусь – 2020

 

 

 

 

Интеллектуальная игра «Верю – не верю» является продуктивным средством организации, обобщения, актуализации знаний и развития познавательной активности на любом из этапов учебного занятия. Правила игры просты и интуитивно понятны как для молодых специалистов, так и для опытных учителей. Благодаря педагогическому творчеству учитель может самостоятельно варьировать сложность, динамику, тематику и количество вопросов.

Суть правил заключается в том, что ведущий (это может быть как сам педагог, так и учащиеся) задаёт различные неоднозначные вопросы, а игроки решают, что им предпринять: верить или не верить информации, которая в них содержится. Победит тот игрок (команда), который наберет наибольшее количество баллов.

Для организации и проведения этой интеллектуальной игры не обязательно использовать технические средства обучения или дополнительное оборудование. Основным инструментарием является учебник или дополнительная информация по разделу, теме, параграфу.

Сама формулировка вопроса должна содержать косвенное утверждение или вопрос для создания интриги. Например: «Анаконда является эндемичным животным Австралии» (нет, это эндемик Южной Америки), «Верите ли вы что, столица Египта – Каир?» (да, верно).

Ответ и комментарии ведущего после ответа (подведения результатов) необходимы для лучшего усвоения информации и развития познавательной активности.

Если педагог использует форму «Равный обучает равного», где сами учащиеся являются ведущими и авторами вопросов, то рационально дать время на подготовку вопросов, а со стороны педагога необходим обязательный контроль. При проведении интеллектуальной игры «Верю – не верю» учащимися, по моим наблюдениям, игра становится более зрелищной и создает благоприятную психологическую атмосферу в коллективе. Использование такой формы деятельности учащихся на открытом учебном занятии всегда смотрится выигрышно и продуктивно.

Форма проведения самой игры может быть индивидуальной, командной или групповой. Педагог должен сам решить, какая форма будет наиболее актуальной на определенном этапе учебного занятия или в определенный период изучения материала.

На этапе проверки и повторения домашнего задания вопросы интеллектуальной игры «Верю – не верю» сосредоточены на повторении пройденного на прошлом учебном занятии материала. Вариантом опроса является заполнение бланка ответов, где учащиеся заполняют графы (верно/ неверно, +/-, да/нет).  

 

Тема «Внутреннее строение Земли. Литосфера», 6 класс (учебник Е.Г.Кольмакова, В.В.Пикулик)

  1. Верно ли, что «лито» в переводе с греческого языка переводится как «камень»? (верно)
  2. Литосфера – это мягкая оболочка Земли, включающая только земную кору (неверно, это твердая оболочка, включающая земную кору и мантию).
  3. Мантия – это внешняя часть планеты (нет, это внутренняя часть).
  4. Температура в центре ядра – 5000–6000 градусов (верно).
  5. В материковой земной коре три слоя (верно; осадочный, гранитный, базальтовый).
  6. Верно ли, что в океанической земной коре отсутствует осадочный слой? (неверно, гранитный).
  7. Литосферные плиты движутся по астеносфере (верно).
  8. Беларусь находится на Индо-Австралийской литосферной плите (неверно, на Евразийской).
  9. Толщина земной коры в горной местности больше, чем на равнине (верно).
  10. Верно ли, что метод, с помощью которого определяются состав и строение земной коры, называется сейсмическим (верно).

 

На этапе изучения нового материала с помощью этого приема можно привлечь внимание учащихся к изучаемой теме или отдельному аспекту изучаемого материала. Создать познавательную среду, в которой учащиеся будут чувствовать себя конкурентно и психологически свободно. Из личного опыта, отмечу, при изучении тем 7 класса (учебник Е.Г.Кольмакова, П.С.Лопух) темы достаточно обширны и нуждаются в промежуточном контроле и разделении на подтемы (использование блочно-модульной системы или ее элементов). Примером может являться тема «Открытие и исследование Антарктиды. Тектоническое строение, рельеф и климат».

 

Блок 1. «Открытие Антарктиды»

  1. Антарктида была открыта Джеймсом Куком (неверно, Беллинсгаузеном и Лазаревым).
  2. Первым достиг Южного полюса англичанин Роберт Скотт (неверно, норвежец Рауль Амундсен).
  3. Названия кораблей Беллинсгаузена и Лазарева были «Восток» и «Мирный» (верно).
  4. Антарктида была открыта раньше Австралии (неверно, 28.01.1820 года).

 

Блок 2. «Тектоническое строение Антарктиды»

  1. Верно ли, что Антарктида – часть Лавразии? (неверно, часть Гондваны).
  2. По тектоническому строению Антарктиду делят на Северную и Южную (неверно, Западную и Восточную).
  3. Правда ли, что на территории Антарктиды есть действующий вулкан (верно, Эребус).
  4. Верно ли, что Антарктида – самый высокий материк Земли? (верно, 2040 метров над уровнем моря).
  5. Высочайшая точка материка – впадина Бэнтли (неверно, массив Винсон, 5140 м.).

 

Блок 3. «Особенности климата»

  1. Верно ли, что Антарктида – самый холодный материк Земли (верно).
  2. Верно ли, что в Антарктиде зарегистрирована самая низкая температура на Земле (верно, -91,2 °С).
  3. 90% солнечных лучей, попадающих на поверхность Антарктиды, отражается (да, этот эффект называется альбедо).
  4. Стоковые ветры дуют от центра материка к его побережью (да, верно, это возникает из-за разности высот и давления).
  5. Стоковые ветры самые быстрые на нашей планете (верно).
  6. На территории Антарктиды два климатических пояса (верно, антарктический и субантарктический).
  7. В субантарктическом климатическом поясе температура повышается до 10 °С (верно).
  8. Можно ли назвать Антарктиду пустыней? (да, можно, количество осадков в центральной части материка – 50–100 мм).

 

«Верю – не верю» можно объединить с физкультминуткой, которая в этом случае одновременно будет выступать, как закрепление изученного материала. Таким образом, здоровьесберегающие технологии и закрепление полученных знаний на учебном занятии могут быть объединены в один этап урока.

Весь класс встает по команде ведущего, ведущий задает вопрос. Если учащийся считает версию верной – он поднимает руки вверх, а если неверным – то разводит руки по сторонам. При неверном ответе учащийся выбывает из игры и садится на место (стоит на одной ноге, выходит в конец класса и т.п.). Игра продолжается, пока не останется последний игрок (победитель).

Примером может быть работа с 9 классом
(учебник М.Н.Брилевский, А.В.Климович)

Тема 7. «Области и город Минск»,
параграф 46 «Гомельская область»

  1. Удельный вес ВВП регионального продукта Гомельской области в Беларуси составляет 20 % (неверно, 10,6 %).
  2. Верно ли, что Гомельская область – самая крупная в нашей стране (да верно, 40,4 тыс. км кв.).
  3. Только в Гомельской области ведется добыча нефти (да, верно).
  4. Лесистость области составляет около 50 % (верно).
  5. Плотность населения Гомельской области 10 чел./км кв. (неверно, 30 чел./км кв.).
  6. 100 % Гомельской области загрязнено после аварии на ЧАЭС (нет, 60 %).
  7. В структуре обрабатывающей продукции лидирует металлургия (неверно, нефтепереработка).
  8. В Гомеле налажено производство азотных удобрений (неверно, фосфорных).
  9. Крупнейшая СЭЗ Гомельской области – «Гомель-Ратон» (верно).
  10. По валовому производству молока и мяса область превосходит другие регионы (неверно, уступает).
  11. В Гомеле проживает около 540 тыс. человек (верно).
  12. На купюре 20 белорусских рублей изображен Гомельский драматический театр (неверно, дворцово-парковый комплекс).
  13. Вторым по численности городом области является Речица (неверно, Мозырь).
  14. БМЗ (Белорусский металлургический завод) расположен в городе Жлобин (верно).
  15. Хоккейная команда города Жлобина называется «Днепр» (неверно, «Металлург»).

 

Интеллектуально-познавательная игра «Верю – не верю» является отличным примером актуализации знаний и развития логического мышления на различных этапах урока, а также при дифференцированном домашнем задании. Учащиеся в процессе игровой деятельности в ненавязчивой и доступной форме узнают или вспоминают материал по различным темам. Педагог (ведущий) может варьировать сложность игры в зависимости от аудитории и уровня знаний учащихся. Это может быть как высокомотивированная группа, так и группа, нуждающаяся в педагогической поддержке. Педагог выступает создателем уникального образовательного контента и реализует на практике свой уникальный педагогический опыт. Учащиеся получают эмоциональную поддержку и формируют гибкие навыки (англ. soft skills), такие как: быстро переключаться с одной задачи на другую, формировать суждения и принимать решения, думать критически, распознавать эмоции других и управлять своими.

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий