Зачем создавать сенсации, или Как на уроках учить детей анализировать информацию в интернете

- 11:05Стиль работы

 

 

Надежда ДРАНИЦА,
учитель физики и математики
Воробьевичского детского сада – базовой школы

Новогрудского района Гродненской области

draniza7070@gmail.com

 

«Невозможно научить человека на всю жизнь, его нужно научить учиться всю жизнь», – говорили древние греки. Это утверждение актуально и сегодня. Современное общество характеризуется бурным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий. Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. Вам не нужно посещать библиотеку или архив, чтобы найти интересующую вас информацию, достаточно иметь компьютер и подключение к интернету. Всего несколько кликов – и вы можете побывать в самых известных библиотеках, музеях, получить консультации в любой области на профессиональных форумах.

Интернет помогает нам учиться, делать покупки, общаться с друзьями и отдыхать. Как неиссякаемый источник информации, он привлекает детей возможностью учиться и видеть все, что они хотят. Но среди информации, распространяемой в интернете, есть много негатива и неправды. Взрослый не всегда может анализировать и понимать этот поток информации. А как быть с детьми? Именно дети наиболее уязвимы перед вредным воздействием всемирной паутины. Где выход? Самое простое – постоянный родительский контроль. Но сидеть постоянно за плечами ребенка, во-первых, невозможно, особенно для работающих родителей, а, во-вторых, это может спровоцировать протест ребенка. Еще один способ – запретить «вредные» источники. Однако и это «не работает», поскольку отследить их не представляется возможным.

Чтобы успешно решить эту проблему, необходимо научить детей анализировать информацию, видеть главное, уметь решать открытые проблемы, принимать самостоятельные решения, отстаивать свою точку зрения. И для этого мы должны выработать у них привычку задавать себе конкретные вопросы при работе с любым сообщением:

      1. Каков источник сообщения?

      2. Кто является автором сообщения?

      3. Можно ли определить источник информации?

      4. Для какой аудитории это предназначено?

      5. В чем меня хотят убедить?

      6. Кто заплатил за это?

Вопросы могут быть адаптированы или изменены с учетом типа средств массовой информации, возраста учащихся, целей обучения. Кто и когда должен учить их этому? Конечно, мы, учителя. Например, на уроке мы можем попросить учащихся проанализировать следующее мультимедийное сообщение в парах, для чего они должны прочитать текст, ответить на поставленные выше вопросы и сделать вывод, правда ли это. (Приложение 1).

Прочитав сообщение и ответив на вопросы, учащиеся придут к выводу, что новость не соответствует действительности так как:

       1. Источником сообщения является сайт, который продает оборудование, программное обеспечение и компьютерные игры.

       2. Неизвестно, кем и при каких обстоятельствах был подготовлен отчет. Автор не показан. Такие новости могут быть поддержаны людьми, которые не имеют никакой информации или имеют свои собственные интересы.

      3. Нет ссылок для поиска оригинального источника информации. Нет информации о том, кто (какие ученые), в каком исследовательском институте и когда проводил исследования.

       4. Эта сенсация под видом научно-популярного текста призвана привлечь внимание покупателей.

       5. Авторы хотят убедить нас в суперспособностях компьютера, а также в том, что владельцы сайта поддерживают его рейтинг.

Способность анализировать информацию можно развить, предложив учащимся на уроке физики найти ошибки в той или иной информации. Это могут быть опечатки в учебниках, дополнительной литературе, газетах, журналах, художественной литературе, научной фантастике, музыкальных клипах, видеороликах.

Например, при изучении темы «Преломление света. Призмы» можно предложить ученикам посмотреть фрагмент фильма «Любовь-морковь 2». Согласно сюжету фильма, если бриллиант настоящий, то после помещения его в воду он становится невидимым. Это возможно? Если учащиеся сравнят показатели преломления воды и алмазов, то увидят, что они существенно различаются: показатель преломления воды – 1,33, а показатель преломления алмазов – 2,42. Поэтому алмаз не исчезнет в воде, но станет менее заметным. А при изучении темы «Электричество. Источники тока» (8 класс) учащимся можно предложить проанализировать фрагмент видеоролика на YouTube «Свет из картофеля», в котором авторы демонстрируют способность телевизора работать от одной картофелины. Предлагаю ответить на следующие вопросы:

      1. Было ли видео правдоподобным?

      2. Какова цель авторов?

      3. Получили ли вы всю необходимую информацию по этому запросу?

      4. Как доказать неправдоподобность фактов?

Учащиеся приходят к выводу, что необходимо провести эксперимент, в котором они узнают, сколько картофеля нужно соединить последовательно, чтобы получить напряжение 220 В. Но их самый важный вывод – нельзя учитывать всю информацию, содержащуюся во всемирной паутине. Любая информация должна быть проанализирована, это важно.

Именно с помощью таких заданий мы можем развить у учеников способность видеть субъективную позицию автора в предлагаемом материале, критиковать информацию. Но прежде мы должны задать себе вопрос и честно на него ответить: «Я учитель, который хочет перемен, или я учитель, который готов меняться?». Мы, учителя, обязаны меняться, чтобы идти в ногу с быстрыми изменениями в обществе.

 

Приложение 1

С помощью электроники люди научились извлекать чужие мысли – чтение мыслей компьютером

Изучение мозговой активности с помощью современных IT-технологий, порою, дает неожиданные результаты. Так, например, в процессе уникального эксперимента, американские ученые доказали возможность извлекать человеческие воспоминания, хранящиеся в кратковременной памяти. Проще говоря, – это не что иное, как чтение мыслей с помощью компьютера. 

Если говорить более конкретно, то исследователям удалось определить пространственное положение предмета, который существовал в тот момент, лишь в воображении испытуемого человека. В данном случае, это был прямоугольный объект, а исследователи смогли определить угол его наклона.

В ходе эксперимента было замечено, что, сканируя нейронную активность головного мозга, можно определить то, насколько хороша у испытуемого память. Недавний эксперимент производился по новой технологии, позволяющей с наибольшим эффектом считывать мысленные образы, возникающие в кратковременной памяти.

В эксперименте участвовали несколько студентов, к головам которых были подсоединены специальные электроды. Информация об их воспоминаниях фиксировалась и расшифровывалась с помощью компьютерной энцефалограммы. Альфа-ритмы головного мозга с точностью передавали информацию, которая содержалась в кратковременной памяти испытуемого.

Как показали итоги эксперимента, альфа-ритмы позволяют получать данные, хранящиеся в кратковременной памяти – с большой точностью и с высокой скоростью (со скоростью мыслительного процесса). Кроме этого стало ясно, что электрические колебания определенной частоты (названной частотой альфа-ритмов), лежат в основе механизма, позволяющего хранить ограниченное количество информации в кратковременной памяти человека. И если расшифровать полностью концепцию данного механизма, можно выделить основные факторы, ограничивающие способности нашего разума. А это, как вы понимаете, открывает путь к безграничному совершенствованию. Человеческий мозг может обрабатывать ограниченное количество различных процессов, пропуская мимо огромное количество информации, поступающей из окружающей среды. А если снять подобные ограничения… Представьте себе перспективы.

URL: http://spb-simba.ru/kompyuternaya-bezopasnost/s-pomoshhyu-elektroniki-lyudi-nauchilis-izvlekat-chuzhie-mysli-chtenie-myslej-kompyuterom.html

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий