- Гiсторыя i грамадазнаўства. Iдэi, Метадычка

Рефлексия как этап современного урока

 

 

Александр КНЫШ,
учитель истории
Берёзовичской средней школы
Пинского района

 

Важная задача учителя – создать условия для эффективного развития обучающихся, заметить малейшее продвижение ученика вперёд, поддержать его успех, развить интерес к знаниям. Заметить его непонимание, чтобы вовремя оказать помощь. В школе не должно быть неудачников. Этому способствует рефлексивная деятельность на уроке. Я рассмотрю рефлексию как этап современного урока, поделюсь опытом рефлексивной деятельности на уроке.

Что же такое рефлексия? Слово «рефлексия» происходит от латинского reflexio – обращение назад. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В словаре Ожегова указано, что ударение в слове «рефлексия» ставят на слог «ле». Он объясняет рефлексию как «размышление о своём психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания». В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности.

 

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта c классом или в конце деятельности.

Что можно применять:

               – карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз. (“Солнышко” – мне всё удалось, “солнышко и тучка” – мне не всё удалось, “тучка” – у меня ничего не получилось); 

               – светофор.

               – “Мои ожидания”:

– Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся, а насколько – посмотрим в конце урока (получить новые знания, справиться со всеми заданиями, помочь своему товарищу и т.д.)

 

Рефлексия содержания учебного материала

1 Синквейн (пятистишие).

Форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.

          – первая строка – название темы (одно существительное);
          – вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
          – третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
          – четвёртая строка – это фраза из трёх-четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
          – последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

Пример. Синквейн по главе «Россия при Петре I», 7 класс:

                 – Пётр I
                 – Дальновидный и прогрессивный
                 – Реформировал, расширял, укреплял
                 – Выдающийся государственный деятель
                 – Император

 

2 Пометки на полях (инсерт, маркировка) – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:
          «+» – знал;
          «!» – новый материал (узнал);
          «?» – хочу узнать.

Пример. Инсерт потеме «Северная война», 7 класс:

«!» Результатом войны стали следующие людские потери: со стороны России – 75 тыс. убитых, а шведы потеряли 175 тыс. убитыми. «+» Итогом Северной войны 1700-1721 гг. стал Ништадтский мирный договор. Согласно ему в состав Российской Империи вошли Эстляндия, Карелия, южные земли Финляндии, Лифляндия (Ливония). «!» Был произведен обмен военнопленными, все «преступники» и «перебежчики» с обеих сторон получили полную амнистию. Швеция же в результате войны не только потеряла статус мировой державы, но даже и своего короля: «?» Карл XII был убит при осаде Фредриксхальда 30 ноября 1718 года. «+»

 

3 Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами.

Пример. Тема«Северная война», 7 класс:

На смену стрелецким полкам и дворянскому ополчению пришла …….. (регулярная) армия. Она комплектовалась из крестьян и посадских людей на основе …….. (рекрутской) повинности. По мере утверждения России на берегах …….. (Балтийского) моря шло строительство военного флота. Его главной базой вначале был …….. (Санкт-Петербург), а затем – Кронштадт. В 1716 году был принят …….. ……..(воинский устав), определявший основы устройства армии и обязанности военнослужащих. Успех военной реформы наглядно продемонстрировала победа России в ……..………(Северной войне).

 

4  Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии.

Понятие

Знал

Узнал

Хочу узнать

 

 

 

 

В начале занятия в первую графу учащиеся записывают то, что знают на сегодня по данной теме, затем во второй формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.

 

Рефлексия деятельности

Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Применение такой рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.

Вот некоторые приёмы, используемые в практике для реализации этого вида рефлексии.

1 В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

 

1 На уроке я работал

2 Своей работой на уроке я

3 Урок для меня показался

4 За урок я

5 Мое настроение

6 Материал урока мне был

 

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

2 Незаконченная фраза

Я узнал…

Мне больше всего удалось…

Я чувствовал…

Я думал…

Я приобрел…

Мне показалось важным…

Было трудно…

Урок заставил задуматься…

Урок навел меня на размышление…

Над этим мне надо еще поработать…

Я выбрал эти задания, потому что…

 

 

3  «Всё у меня в руках!»

На доске крепится плакат с изображением ладони.

Большой палец – «Над этой темой я хотел(а) бы еще поработать», указательный – «Здесь мне были даны конкретные указания», средний – «Мне здесь совсем не понравилось», безымянный – «Психологическая атмосфера», мизинец – «Мне здесь не хватало…».

Участники рисуют на листах бумаги свою руку и вписывают внутри контура свои ответы на эти вопросы. Затем листы вывешиваются, и всем участникам предоставляется время для знакомства с ответами друг друга. В круге обсуждаются результаты работы.

 

Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

 

 

Список литературы:

1 Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке / С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. – М.: Просвещение, 2011.С.85–86.

2 Запрудский,Н.И. Современные школьные технологии /Н.И.Запрудский.– Минск: Высшая школа, 2003.

3 Кашлев, С.С. Технология интерактивного обучения / С.С. Кашлев. – Минск: Высшая школа, 2005.

4 Селевко,Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М.: Просвещение, 2009.

 

 

Поделиться ссылкой:

Пакінуць адказ