- Метадычка, Русский язык и литература. Мастер-класс

Применение активных форм, методов и приёмов обучения на уроках русского языка и литературы

 

Этот мини-мастер-класс был представлен на Областном фестивале учителей учреждений общего среднего образования «Педагогические надежды – 2019»

 

Нина МАЙСТРОВА,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Гимназия г. Чечерска»

е-mail: [email protected]

 

Деятельность учителя – одна из наиболее сложных и ответственных. Ежедневно ему приходится решать широкий круг задач обучения, развития и воспитания учащихся. А деятельность учителя русского языка и литературы, на мой взгляд, является сложной ещё и потому, что в современных условиях преподаватель через систему ценностей должен определить наиболее эффективные пути и способы эмоционального, духовного «пробуждения» учащихся, методы работы, способствующие возникновению осознанного отклика у ребят на получаемую информацию. Учитель в каждом конкретном случае, при изучении, например, определённого литературного произведения, должен понять, чтов позиции автора ему близко и понятно, что вызывает вопросы, возможно, ставит в «духовный тупик», и наметить способы решения возникших проблем. Самоопределение учителя подразумевает постановку вопросов: «Зачем нужно знать русский язык и литературу?», «Какова цель их преподавания в школе?» И если с целью русского языка понятно: выход с понятия грамотного письма и речи на языковую культуру и культуру человеческого общенияв целом, то цель русской литературы намного шире и многограннее. Так как, помимо культуры общения (уроки литературы также подразумевают грамотную, правильную речь), педагогическая деятельность должна быть направлена на формирование, корректировку, совершенствование знаний, умений, навыков общечеловеческой культуры, особенностей личностных черт каждого участника педагогического процесса. Ребята должны получить основные модели работы, реакции, понимания разных фактов действительности и осознанного отношения к ним. Это необходимо для практической жизни ребят, для умения ориентироваться в социальной среде и социальных процессах.

Урок – это основная форма работы в школе, необычайно сложный педагогический элемент. «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный педагог В. А. Сухомлинский. И перед учителем встаёт вопрос: как разработать урок по-новому? Как сохранить собственное лицо и учесть при этом требования образовательных стандартов относительно метапредметности и деятельностного характера процесса обучения?

Главная методическая цель урока – создание условий для проявления познавательной активности учеников. В процессе подготовки к уроку я, как и любой из нас, задумываюсь над тем, как заинтересовать ребят в изучении определённой темы или творчества какого-либо писателя; как активизировать внимание учащихся в ходе работы и удержать их на уровне активного интереса, обеспечив стабильную активность в течение урока; как способствовать осознанию необходимости самостоятельно, уже дома, испытывать и поддерживать интерес к изучаемому объекту, находить творческий выход полученным знаниям, возникшим чувствам, переживаниям.

Таким образом, нужно было найти то, что вызовет интерес, будет способствовать активному изучению и приведёт к творческому выходу полученных знаний, накопленных переживаний. Но что это может быть? Что может способствовать познавательной активности ребят? Ответ прост – активные формы, методы и приёмы обучения.

Формы обучения делятся на индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, парные, со сменным составом учеников. Я в своей работе отдаю предпочтение групповым, парным и индивидуальным.

Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования. В ходе разработки урока использую как традиционные методы (словесные, наглядные, практические), так и современные (частично-поисковый). Любой метод обучения имеет комплекс приёмов обучения.

Приём обучения – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объёму и простой по структуре.

Под активными понимаются методы/приёмы, в которых субъектную, активную позицию ученик занимает по отношению к учителю, другим учащимся и/или индивидуальным средствам обучения.

В связи с тем что интерес учащихся нужно поддерживать на протяжении всего урока, начиная с организационного момента и заканчивая рефлексией и домашним заданием, активные формы, методы и приёмы должны быть подобраны с учётом целей обучения. И на каждом этапе урока они должны быть свои, отличные от других, но в то же время они могут быть дублированы с видоизменённой формой или условием составления. Остановлюсь более подробно на тех, которые использую в своей работе и считаю их наиболее результативными, которые показывают и доказывают эффективность своего применения.

 

Приёмы мотивации и целеполагания. Наиболее продуктивными в плане развития речи, мышления, памяти, эрудиции считаю следующие:

– прогноз по названию (по иллюстрациям, как вариант – игра в ассоциации, когда предлагаю ребятам выстроить ассоциативный визуальный (с помощью картинок) ряд – прогноз о предполагаемой теме урока; по схемам, по ключевым словам);

     – перепутанные логические цепочки (например, по повести «А зори здесь тихие…» Б. Васильева даю задание восстановить логическую цепочку: немцы, частая смена состава, ночные «вылазки» Риты, Васков и зенитчицы);

     – верные и неверные утверждения (как вариант приём «верю – не верю»). (см. Приложение)

 

Приёмы работы с текстом. На этапе закрепления полученных знаний, развития и совершенствования умений и навыков предпочтение отдаю схематической организации информации и использую такие её виды, как:
     – фишбоун;
     – денотатный граф;
     – кластер;
     – диаманта с пропусками.

Ф и ш б о у н. Суть дидактического приёма «Фишбоун» («рыбья кость», «рыбий скелет») – упрощённое название метода японского учёного Каору Исикавы. Эта графическая техника представления информации позволяет образно продемонстрировать ход анализа какого-либо явления через выделение проблемы, выяснение её причин и подтверждающих фактов и формулировку вывода по вопросу. В процессе составления «рыбьего скелета» ученики учатся работать в группе или парах, визуализируют причинно-следственные связи, ранжируют различные факторы по их значимости, развивают способность критически мыслить, обучаются давать оценку явлениям действительности.

Учёные Бостонского университета, занимающиеся исследованием способов восприятия у младших школьников, пришли к выводу, что с помощью зрительных образов ребёнок в возрасте от 2 до 13 лет быстрее запоминает любую информацию.

«Рыбий скелет» состоит из 4 блоков информации:
     – головы, в которой обозначается вопрос или проблема;
     – косточек вверху (или справа), где фиксируются причины и основные понятия того или иного явления, проблемы;
     – косточек внизу (слева), подтверждающих наличие тех или иных причин;
     – хвоста, содержащего выводы и обобщения по вопросу.

Д е н о т а т н ы й  г р а ф (от лат. denoto – обозначаю и греч.grapho – пишу).

Рассмотрим способ создания денотатного графа:

     1 Выделение ключевого слова или словосочетания.
     2 Чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку).
     3 Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак. Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова – «веточки».
     4 Соотнесение каждого слова – «веточки» с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий.

 

Познакомимся с практическим применением денотатного графа.

Скажем, изучены теоретические сведения о  наречии.        
Составляем денотатный граф:
– основное понятие – наречие;
– ветви-глаголы: отвечает, обозначает,  образует, не изменяется, является и т.д.;
– веточки-имена: к глаголу «обозначает» – «признак глагола» и «признак признака», к  «образует» – «сравнительную степень»,  «превосходную степень» и т.д.                                                                                                        

Причем на уроке может использоваться как полностью, так и частично заполненный наглядный материал. Незаполненные окна дают учащимся возможность выстраивать логические цепочки, восстанавливать пропущенную информацию и в итоге легко усваивать теоретический материал.

Опыт показывает, что использование денотатного графа на уроках русского языка и литературы является эффективным. Этот метод необходим ученику, прежде всего, для осмысления учебного материала. Он способствует формированию необходимых умений и навыков, а также быстрому запоминанию информации.

К л а с т е р – графический приём, систематизирующий материал.

Преимущества данного приёма: развитие ассоциативного мышления, мотивация к познанию, очевидность «обратной связи», эффективность как в индивидуальной, так и в групповой работе.

Д и а м а н т а  с  п р о п у с к а м и. Прием «Диаманта» способствует развитию критического мышления и творческих способностей обучающихся при изучении художественных произведений. Обучающимся предлагаю составить семистрочное «стихотворение» по определенной схеме:
     1 Одно слово (тема; имя существительное; имя/фамилия героя).
     2 Два слова (определение; прилагательные).
     3 Три слова (действие; причастия или глаголы).
     4 Четыре слова (ассоциация к первой строке; существительные).
     5 Три слова (действие, связанное с темой последней строки; причастия или глаголы).
     6 Два слова (определение, связанное с темой последней строки; прилагательные).
     7 Одно слово (тема, противоположная теме первой строки; существительное).

Диаманта с пропусками применима в работе с низкомотивированными учащимися.

Пример такой диаманты к рассказу «Кавказский пленник» Л.Н.Толстого:
     1 Жилин.
     2 Смелый, _________________.
     3 Сражающийся, стремящийся, действующий.
     4 Свобода, _________________, активность, служба.
     5 Боящийся, _________________, примирившийся.
     6 _________________, пассивный.
     7 Костылин.

 

На этапе рефлексии использую письменные и графические формы создания рефлексивного текста. Так, к числу письменных форм отнесу:
     – эссе;
     – синквейн;
     – диаманту;
     – хокку.

Э с с е (сочинение небольшого объёма по какому-либо частному вопросу, написанное в свободной, индивидуально-авторской манере изложения).

С и н к в е й н (отфр. cinquains, англ. cinquain) – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

Первая строка – тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Вторая строка – два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. Третья строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Пятая строка – одно слово, характеризующее суть предмета или объекта. Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Пример синквейна к рассказу В.Шукшина «Срезал»:
                                Глеб
                                Ехидный, дотошный
                                Срезал, научил, рассказал
                                Жаль человека с уязвлённым самолюбием.
                                Горлан.

Х о к к у (хайку) – (буквально – начальные стихи) – японское трёхстишие, состоящее из двух опоясывающих пятисложных стихов и одного семисложного посередине (5+7+5 слогов, всего 17).

Хокку по мотивам стихотворения Е.Евтушенко «Когда взошло твоё лицо…»:
                                Любовь, ты ушла.
                                Красота – спасение.
                                Как мило, правда?

Хоку традиционные (примеры)

«Физики и лирики» Борис Слуцкий

«Лирики»

«Циники»

В мире много зла,
Но всех спасёт красота.
Всмотритесь в неё.
(Варианты последней строки:
Цените её/ Найти б лишь её.)

Без любви не жизнь.
Любовь есть всё для людей.
Ага, прям-таки.

Что знаю я о нём?
Жил человек и нету…
Но есть красота.

Любовь, ты ушла.
Красота – спасение.
Как мило, правда?

Хокку (эмоциональная рефлексия):

                               Что я вынес с урока?
                               Надежду на «потом»–
                               Главное в жизни.

Из графических наибольшую активность вызывает создание кластеров, работа над заполнением таблицы «Верю – не верю».

 

Домашние задания также часто носят творческий характер. При этом нужно учитывать разный уровень сформированности ЗУН учащихся, а значит, работа на дом должна быть задана с учётом таких принципов, как разноуровневость и дифференциация. Дети, объективно оценивая свои способности, из предложенных заданий: рисунок, сравнительная таблица, диаманта – выбирают последнее; из заданий выучить наизусть, проанализировать по предложенной схеме, составить синквейн или написать отзыв, останавливаются на пятистишии, при этом ребята послабее могут писать синквейн в прозе, а одарённые поэтическим талантом – рифмованный вариант такой работы. С удовольствием ломают голову мотивированные ребята над составлением хокку. Есть среди ребят и любители заданий повышенного уровня, например, написания отзыва-рефлексии о прочитанном очерке «Парадокс» В.Г.Короленко или стихотворения – ответа (эмоционального отклика) на повесть «А зори здесь тихие…» Б.Л.Васильева. Любят учащиеся сочинять продолжения произведений, готовить «аргументированные» иллюстрации вместо обычных рисунков к эпизодам прочитанных рассказов, повестей…

Таким образом, используя активные формы, методы и приёмы обучения на разных этапах обучения (в случае, когда это уместно с учётом типа урока и его целей), мы имеем три «кита» процесса обучения:
    1) активизация внимания и её поддержание в рабочем темпе на протяжении всего урока с выходом на самостоятельную работу дома (при выполнении домашнего задания);
     2) эффективность процесса обучения: все ЗУН, полученные в ходе активной, в том числе игровой, деятельности являются наиболее прочными и долгосрочными;
     3) это все, в конечном счете, благоприятно сказывается на развитии творческого потенциала учащихся, способствует расширению их кругозора, эрудиции, формирует их как личностей.

Говоря об эффективности и результативности применения на уроках активных форм, методов и приёмов обучения, хочется отметить успехи ребят в плане формирования и развития творческого потенциала.

 

Приложение

Памятка к мастер-классу

 

 

Литература

1 Зверев, И.Д. Состояние и перспективы разработки проблемы
методов обучения в современной школе / И.Д. Зверев // Проблемы методов обученияв современной общеобразовательной школе. – М., 1980.

2 Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя / Е.Л. Мельникова. –М., 2002. – 168 c.

3 Подласый, И. П. Педагогика. Учеб.для студентов высших пед. учеб. заведений / И.П. Подласый. – М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – 432 с.

4 Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – C. 254–255.

 

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий