- Метадычка, Русский язык и литература. Сценарии

Тире между подлежащим и сказуемым. 8 класс

 

Нина МАЙСТРОВА,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Гимназия г. Чечерска»

[email protected]

 

Тема: Тире между подлежащим и сказуемым

Класс: 8

Цель: у учащихся должно сложиться чёткое понимание основных случаев употребления тире между подлежащим и сказуемым.

Задачи

     – образовательная: создать условия для включения учащихся в активную познавательную деятельность, направленную на реализацию цели урока; способствовать формированию системных, прочных знаний по изучаемой теме;

     – развивающая: содействовать формированию умений и навыков применять усвоенные знания; обеспечить ситуации, которые способствовали бы развитию умений анализировать различные языковые ситуации в контексте данной темы; способствовать развитию умений применения полученных знаний в нестандартных ситуациях;

     – воспитательная: создать на уроке дружески соревновательную атмосферу для максимально комфортной реализации творческого потенциала каждого учащегося.

Тип урока: урок новых знаний.

 

Удивление (?)путь к познанию.

Ход урока

         1 Организационный момент. Вступительное слово учителя. Постановка темы, целей, мотивация.

Слово учителя.

– Здравствуйте, ребята! Предлагаю начать наш урок необычно – с видеоряда (приём «Игра в ассоциации»). На доске расположен ряд картинок: кораблекрушение, безлюдный остров, SOS, изображённое с помощью азбуки Морзе: 

    


Посмотрите, подумайте, как связаны эти изображения. (Выслушиваются предположения ребят.)

Поскольку нужна подсказка, предлагаю прослушать фрагмент аудиозаписи с сигналом SOS. (https://wav-(library.net/sounds/signal/
signal_bedstvija_sos_zvuk_mp3_skachat/80-1-0-6019)

Дети угадывают и домысливают логическую цепочку. Потом учитель задаёт вопрос: как последняя картинка может быть связана с темой урока? (У ребят было опережающее домашнее задание – ознакомиться с материалом параграфа 18, стр. 82 учебника.) Предположительный ответ: знак SOS состоит из известных знаков препинания – многоточия и тире. А тема урока – «Тире между подлежащим и сказуемым». (Далее ребята определяются с мотивационным блоком и с помощью учителя формулируют цели урока.)

– Скажите, во время прослушивания на ваших лицах читались разные эмоции, в том числе и удивление. Вы были удивлены?

Ещё Аристотель говорил, что «познание начинается с удивления». Перефразированное предложение, обратите внимание, является эпиграфом к нашему уроку.

 

         2 Проверка домашнего задания.

Запись в тетрадях даты, вида работы, темы, эпиграфа.

Слово учителя.

– Прежде чем мы начнём разбирать новую тему, целесообразно повторить основные сведения о главных членах предложения, их видах и способах выражения. Проверим домашнее задание, состоявшее из двух блоков: теоретического и практического.

Блок 1.1. Работа со схемой у доски. Один ученик вставляет недостающие элементы в схему «Главные члены предложения и их виды» (схема может быть представлена и в виде кластера). Далее следует защита работы с исправлением и коррекцией по мере необходимости. Примеры приводятся из домашнего упражнения.

Кластер «Главные члены предложения и их виды»

Блок 1.2. Устный фронтальный опрос с использованием приёма «Продолжите высказывание» в рамках методики «Равный обучает равного». Условие: работающие в парах ребята задают поочерёдно друг другу вопросы о членах предложения, их видах и способах выражения. Продолжающий высказывание приводит пример, подтверждающий теорию.

Возможные формулировки:

     – Подлежащее – это…

     – Подлежащее может быть выражено именем существительным, числительным, местоимением, любой частью речи в значении существительного, …

     – Сказуемое – это главный член предложения, который…

     – Простое глагольное сказуемое может быть выражено… и т. д.

 

Блок 2. Проверка правильности выполнения домашнего упражнения – 134. Проверка сопровождается лингвистическим комментарием (значение слова «заимка»). В завершение проводится пятиминутный тест с целью контроля усвоения знаний по ранее изученной теме (Приложение 1). По истечении отведённого времени работы собираются и осуществляется подведение итогов.

 

3 Объяснение новой темы.

Работа с эпиграфом (постановка проблемной ситуации): Удивление (?) путь к познанию. Один ученик у доски. Задание: найти и подчеркнуть подлежащее и сказуемое; определить, чем они выражены; установить, доказав, вид сказуемого. Внимательно посмотреть на предложение. Определить, чего здесь не хватает. Ребята говорят о необходимости постановки тире.

Далее организуется работа с опорой на материал учебника (с. 82, параграф 18), таким образом реализуя опережающее домашнее задание. Параллельно осуществляется работа с таблицей на доске (используется приём «Аукцион знаний»). Работая в парах, ребята совещаются, выбирают пункт правила (элемент таблицы), один при необходимости выходит к доске и ставит знак препинания, другой с места объясняет наличие или отсутствие тире, подтверждая своим примером или примером из учебника. Так учащиеся зарабатывают бонусные баллы.

 

Таблица «Тире между подлежащим и сказуемым»

сущ. (И. п.) сущ. (И. п.)

а

а

личн. мест. (И. п.) сущ. (И. п.)

числ. (И. п.) сущ. (И. п.)

б

б

сущ. (И. п.) прил. (мест., нареч.)

инф. инф.

в

в

сущ. (И. п.) есть сущ. (И. п.)

инф. сущ. (И. п.)

г

г

сущ. (И. п.) част., союз сущ. (И. п.)

подлеж.это (вот, значит)сказ.

д

д

сущ. (И. п.) вв. сл. сущ. (И. п.)

инф.не инф.

е

е

сущ. (И. п.)второстеп. член предл. сущ. (И. п.)

 

4 Физкультминутка (тематическая, предметно ориентированная, совмещает в себе функции входящего контроля). Условие: учитель читает предложения (они есть и в раздаточных листах на партах), ребята определяют, надо ли тире. Если да, хлопок, если нет, то нужно встать.

     1 Наша задача хорошо учиться.
     2 Ум без книги как птица без крыльев.
     3 Старость не радость.
     4 Человек вот правда жизни.
     5 Люди как реки.
     6 Великое дело новость.
     7 Пятью пять двадцать пять.
     8 Погода несносная дорога скверная.
     9 Татьяна не дитя.
     10 Говорить не думая, стрелять не целясь.
     11 Он порча, он чума, он язва здешних мест.
     12 Читать значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.
     13 Сердце не камень.
     14 Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь. (Обратить внимание ребят на исключение из правила.)

 

5 Закрепление.

     1 Упр. 138. Цифровой объяснительный диктант. Ребятам предлагается найти и выписать из предложений лишь подлежащее и сказуемое, определить способ выражения, сделать вывод о необходимости тире в каждом конкретном случае, рядом в скобках указав пункт из таблицы. Работа проводится по вариантам. Для разбора берутся предложения под номерами 1, 3, 4, 5, 7, 10.

     2 Лингвистический эксперимент. Упр. 139 (устно).

Параллельно с этим упражнением ребята посильнее (высокомотивированные) выполняют творческое задание.

     3 Творческое задание (групповая работа или парная, что определяется объективным количеством сильных учащихся). Задание: составить текст на тему «Осень», используя несколько схем на употребление тире (по таблице). Защита проектов. Обсуждение.

 

6 Подведение итогов.

Выходящий контроль. Тест по вариантам. (Приложение 2).

Проверка – взаимоконтроль (правильные ответы записаны на обратной, отворотной стороне доски).

 

7 Рефлексия.

Мы проверили ваши знания, а теперь давайте посмотрим, с каким настроением вы уйдёте с урока, довольны ли собой, работали ли вы на все сто или ваш потенциал реализован не полностью.

Приём – «Эмоциональная лесенка достижений». На краю парт наклеены на скотч смайлики. Выбрав тот, что соответствует настроению и оценке своей работы на уроке, ребята располагают смайлы на определённой ступеньке лесенки («Я молодец!», «Я мог бы и лучше!», «Зато я весёлый и находчивый!»).

Синквейн или диаманта могут быть использованы высокомотивированными учащимися в качестве отдельного или дополнительного вида рефлексии, способа подведения итогов работы на уроке.

 

8 Домашнее задание (разноуровневое). Параграф 18, упр. 140 плюс схемы (на «8»). На «10»: составить текст на тему «Жизнь человека в современном мире» с использованием всех случаев, рассмотренных в таблице плюс схемы. (Должно получиться 12 предложений).

Спасибо за урок!

Приложение 1 Тест 1 Проверка домашнего задания

Приложение 2 Тест 2 Выходящий контроль

 

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий