Из опыта работы над поэмой М.Ю.Лермонтова “Мцыри” – к 180-летию поэмы

- 9:31Методичка, Русский язык и литература. Идеи

 

Снежана БУРАЧЕВСКАЯ,
учитель русского языка и литературы
гимназии № 1 Ошмян

 

В мире литературы юбилярами могут быть не только известные поэты и писатели, но и книги. В 2020 году достаточно много произведений великих авторов всего мира празднуют круглую дату. Я как учитель русского языка и литературы всегда стараюсь заинтересовать учащихся своим предметом. Вот почему 180-летие известной во всем мире поэмы «Мцыри» М.Ю.Лермонтова не обошло стороной нашу гимназию.

В творчестве русского поэта и прозаика Михаила Юрьевича Лермонтова поэма как жанр, а также тема Кавказа всегда занимали особое место. За свою жизнь великий поэт создал около тридцати поэм. Одна из лучших – «Мцыри».

5 августа 1839 года – именно в этот день, как свидетельствует поставленная на рукописи дата, Лермонтов завершил работу над поэмой. Она относится к поздним кавказским поэмам поэта и считается одним из последних классических образцов русской романтической поэзии.

В связи с тем, что именно в 7-м классе изучается эта поэма М.Ю.Лермонтова, мы с учителями-словесниками решили особое внимание обратить на эту дату и провести уроки для детей.

Была организована выставка «И снова книга родилась…», на которой были представлены фотографии М.Ю.Лермонтова, его дома-музея, иллюстрации к поэме «Мцыри», рисунки наших гимназистов, сами книги произведений писателя.

Также был проведён урок (мастер-класс), посвящённый книге-юбиляру – поэме «Мцыри» М.Ю.Лермонтова. Перед собой и учащимися я ставила следующие цели и задачи:

– анализ поэмы, раскрытие особенностей характера главного героя, выяснив способы изображения образа главного героя поэмы;

– организация деятельности учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы;

– умение выделять черты романтизма в произведении;

– развитие навыков аналитической работы с текстом, умение строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы; развивать навыки выразительного чтения лиро-эпического произведения; закрепить навыки рассуждения на литературную тему; умение работать в группах;

– воспитывать самостоятельность мышления, работоспособность, потребность образно выражать свои мысли.

Для того чтобы разнообразить деятельность учащихся, я использовала следующие методические приёмы: сообщение ученика, проблемное изложение, беседа, исследование в группах, анализ текста, самостоятельная работа.

На уроке мы вели разговор о сложном типе человеческого характера, который появился в XIX веке, – романтическом характере. Романтический герой – личность сильная, сложная, страстная, внутренний мир её необычайно глубок, бесконечен. Это целая вселенная, полная противоречий, поэтому мы использовали все, чтобы учащиеся максимально доступно для их возраста поняли образ Мцыри из поэмы и ответили на проблемные вопросы.

На уроке использовалась презентация, в которой содержались фото писателя, иллюстрации к произведению, эпиграф к уроку, конверты с высказываниями критиков, сравнительная таблица (её заполнение).

Для работы на уроке учащиеся разделились на две команды. Основа поэмы «Мцыри» – романтическая концепция двух миров. Один из них чужд герою, это «мир келий душных и молитв» (монастырь), где он, как ему кажется, томится в плену, второй – это чудный «мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы». Эти два мира не могут соединиться. И чем сильнее отрицание плена, несвободы, тем непреклонней порыв героя к «чудному миру», созданному его мятежным воображением. Поэтому исследование проходило в группах по темам: «Мцыри в монастыре» и «Мцыри на свободе». Каждый учащийся перед собой имел лист оценивания, раздаточный материал к каждому этапу урока. Гимназисты имели возможность просмотреть видеоролик «Кавказ» с записью грузинской народной мелодии, прослушать аудиозапись «Бой с барсом».

Для меня как учителя гимназистов важны были развёрнутые ответы на вопросы, подтверждение ответов текстом, совместная работа, соблюдение регламента времени и творческое оформление работы.

Хотелось бы отметить, что на уроке использовалась диаграмма фишбоун, которая позволяет развивать умение анализировать информацию, выделять главное, искать причины явлений устанавливать связи между ними. Значение слова «фишбоун» переводится как рыбья кость, поэтому «в голову рыбы» вписывается проблема для обсуждения: что, кроме смертельной раны, приобрел Мцыри за три «блаженных» дня? «Что бесполезно столько дней терпел, страдал, и все зачем?»

На нижних «косточках» группа выписывала цитаты из текста (Что видел Мцыри на свободе?) в качестве аргументов, а на верхних – причины, т.е. черты характера, которые открыл в себе Мцыри.

Кроме диаграммы, на уроке учащиеся составляли синквейн к образу героя в каждый период его жизни («Мцыри в монастыре» и «Мцыри на свободе»).

Центральный эпизод поэмы – бой с барсом. Это кульминация трех «вольных» дней героя. Мы прослушали отрывок из поэмы «Бой с барсом» и, конечно же, проанализировали данный эпизод поэмы.

После кропотливой работы и обсуждения мы с учащимися сделали вывод о таком сложном образе и ответили на вопрос: в чём особенность лермонтовского Мцыри? В чём его загадка? Почему на протяжении многих десятилетий он будоражит и волнует чувства читателей? И сделали вывод о том, что в центре поэмы «Мцыри» не разочарованный индивидуалист, а сильный человек, жаждущий счастья и жизни. В поэме утверждается необходимость свободы для человека и отрицание рабства и смирения.

Надеюсь, что для всех учащихся урок по произведению «Мцыри» М.Ю.Лермонтова не прошёл бесследно и осталсяв душе каждого ребёнка, ведь главная наша задача – привить любовь к литературе.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий