- Карэкцыйная педагогiка, Метадычка

Включение ребенка с ранним детским аутизмом в среду дошкольного учреждения

 

Е.В.ПАВЛУЩЕНКО,
учитель-дефектолог
я
слей-сада № 3 Могилева

 

Сегодня проблема раннего детского аутизма является объектом постоянных споров и дискуссий у представителей самых разных научных областей: дефектологии, психиатрии, неврологии. Что является причиной раннего детского аутизма? Почему количество детей с ранним детским аутизмом увеличивается в геометрической прогрессии? И главное, как помочь такому ребенку адаптироваться к условиям социума, стать максимально полноценным членом общества в будущем.

На базе яслей-сада № 3 Могилева впервые открылась специальная разновозрастная группа для детей с ранним детским аутизмом, которую посещают шесть человек. Проект является по сути инклюзивным, поскольку предполагает включение ребенка с ранним детским аутизмом в среду дошкольного учреждения. Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение воспитанников группы, реализуемое по направлению преодоления трудностей в сферах коммуникации и социализации, являются залогом максимально возможной результативности коррекционной работы с детьми, имеющими в анамнезе диагноз раннего детского аутизма. Преемственность в работе специалистов, реализующих педагогический процесс, также является неотъемлемым компонентом той работы, которая проводится с детьми.

Задачи, которые ставят перед собой специалисты дошкольного учреждения:

  • максимально социализировать воспитанников;
  • научить их взаимодействовать с педагогами и сверстниками;
  • активизировать и оптимизировать те потенциальные ресурсы, которые дети с ранним детским аутизмом зачастую имеют в наличии, и которые при грамотном подходе специалистов могут стать базой для включения компенсаторных возможностей, в частности в сфере коммуникации.

Безусловно, при реализации коррекционно-педагогического процесса остро встает вопрос невербального аутизма. Порядка 50 % детей с ранним детским аутизмом в будущем остаются невербальными (словарный запас менее 40 слов).

Решение этой проблемы требует апробации и внедрения средств альтернативной коммуникации. При организации образовательного процесса в специальной группе для детей с ранним детским аутизмом мы также используем систему альтернативной коммуникации, в нашем случае это внедрение отдельных жестов. Внедрение системы альтернативной коммуникации осуществляется в тесном контакте со специалистами ЦКРОиР, которые оказывают консультативную помощь.

Использование жестов является на сегодняшний день одной из составляющих этой самой системы альтернативной коммуникации, при этом выступая своего рода переходным этапом между отсутствием речи и ее появлением, ни в коем случае не блокируя возникновение такой высшей психической функции как речь.

Таким образом, взаимодействие узких специалистов на всех уровнях педагогического процесса, грамотный индивидуальный подход при работе с данной категорией детей дают нам возможность широкого применения предлагаемых в научном мире средств для максимально успешного взаимодействия с ребенком, имеющим проблемы в сфере коммуникации и социализации.

 

 

Поделиться ссылкой:

0

Добавить комментарий