- Дашкольная адукацыя. Матэрыялы да заняткаў, Метадычка

Дидактическое пособие по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста «Морские обитатели»

 

Светлана КРУГЛИК,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Ясли-сад г.п.Мир»
Кореличский район, Гродненская область

 

 

Дидактическое пособие «Морские обитатели» безопасно, полифункционально, вариативно, может широко применяться в образовательном процессе.

             

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Дети в возрасте 2–3 лет становятся более самостоятельными, возрастает стремление самоутвердиться: «Я сам!» Для этого нужно использовать игры, повышающие интерес малыша к знаниям, создавая игрушки, которые могут привлечь ребенка своей яркостью, содержанием.

Дидактическое пособие «Морские обитатели» используется для проведения дидактических игр, применение которых поможет педагогическому работнику:
         – формировать определенные представления о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении в пространстве и т.д.;
         – развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, наблюдательность, мышление, память, речевую активность; воспитывать желание познавать окружающий мир, интерес и любовь к природе, бережное отношение к окружающей среде.

Дидактическая игра «Морские обитатели» представлена набором различных игр и игровых пособий (липучки, шнуровки, пуговки, магниты, застёжки и т.д.) морской тематики следующих видов:
       – направленные на различение основных цветов, геометрических фигур, понятий количества и величины – для стимуляции зрительных сенсорных способностей.
       – для стимуляции тактильных сенсорных способностей.
       – на развитие координации движений, крупной и мелкой моторики.

Задачи дидактического пособия «Морские обитатели»:

  • развивать сенсорное восприятие, наглядно-действенное внимание, логическое мышление, память; речевую активность;
  • развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов;
  • формировать умение соотносить предметы по форме и цвету одновременно;
  • формировать умение выделять и называть основные цвета, продолжать закреплять умение подбирать предметы по цвету, группироватьих;
  • формировать навыки выполнения словесных инструкций воспитателя;
  • развивать мелкую моторику рук в действиях с застёжками, липучками, пуговицами, карабинами и т.д.;
  • развивать утончённые движения пальцев, концентрацию внимания, способствовать развитию точности глазомера, координации и последовательности действий в игре со шнуровками.

     

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
ПОСОБИЯ «МОРСКИЕ ОБИТАТЕЛИ»

Дидактическая игра «Спасательный круг»

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук через действия с предметами, сенсорного восприятия, наглядно-действенного внимания, логического мышления, речевой активности.

Ход игры: воспитатель дошкольного образования знакомитдетей с морскими обитателями, учит узнавать обитателейпо приметам, внешнему виду. Воспитатель называет морского обитателя (или даёт словесное описание обитателя, дети угадывают, кто это) – дети (ребёнок) находят его изображение на круге, называют цвет, выполняют заданный воспитателем порядок действий (снять с круга, положить на стол, положить под стульчик, прикрепить на круг и т.д.)

 

 

Дидактическая игра
«Рассели морских обитателей по домикам»

Цели: развитие сенсорного восприятия, наглядно-действенного внимания, логического мышления, речевой активности, формирование умений различать и правильно называть основные цвета, совмещать цвет обитателя с цветом домика, производить соотносящие действия (ориентир по цвету).

Ход игры: попросить детей разложить изображения (фигурки) морских обитателей в картонные домики (или на цветные листы бумаги) в соответствии с их цветом, по возможности назвать цвет, дать описание обитателя (по тактильным ощущениям, по форме, по особенностям тела (что есть у рыбки, краба) и т.д.)

     

 

Дидактическая игра «Чудо-рыба»

Цель: развитие сенсорного восприятия, наглядно-действенного внимания, логического мышления, мелкой моторики пальцев рук в процессе выполнения игровых действий с предметами.

Ход игры: предложить ребёнку воспроизвести определённое действие: отстегнуть хвостик у рыбы, расстегнуть-застегнуть пуговицу, расстегнуть и застегнуть молнию-ротик, протянуть шнурочек и т.д.

 

 

Дидактическая игра «Большой-маленький»

Цель: развитие наглядно-действенного внимания, логического мышления, речевой активности,ориентировки ребенка в контрастных величинах предметов.

Ход игры: Из подобранных парных больших и маленьких фигурок морских обитателей одного вида попросить ребёнка выбрать из каждой пары больших (можно попросить разложить обитателей в две группы), по возможности – назвать их, охарактеризовать (по цвету, по тактильным ощущениям, форме, особенностям и т.д.)

Вариантов игры может быть много: для больших обитателей построить из конструктора большой дом, для маленьких – маленький, выложить большую и маленькую дорожку, поместить обитателейв машинки соответствующего размера.

 

 

Дидактическая игра «На рыбалку»

Цель: развитие сенсорного восприятия, наглядно-действенного внимания, мелкой моторики рук в процессе действий с удочкой, формированиеумений различать и правильно называть основные цвета.

Ход игры: предложить ребёнку подцепить удочкой морского обитателя определённого цвета (или предложить назвать цвет пойманного обитателя), поместить затем улов в корзинку.

 

 

Дидактическая игра «Собери друзей»

Цель: развитие сенсорного восприятия, наглядно-действенного внимания, логического мышления, моторики пальцев рук, умения выделять и называть основные цвета, закрепление умения подбирать предметы по цвету.

Ход игры: попросить ребёнка прикрепить фигурки осьминожек друг к другу в определённом порядке в соответствии с заданием воспитателя (например, первая осьминожка красного цвета, к ней прикрепить зелёную осьминожку и т.д.). Затем попросить к осьминожке определённого цвета прикрепить на пуговку друзей-рыбок тогоже цвета.

 

 

 Дидактическая игра«Морской портфельчик»

Цель: развитие сенсорного восприятия, логического мышления, речевой активности, мелкой моторики пальцев рук, закрепление умений запоминать геометрические формы, сопоставлять предметы по форме.

Ход игры: попросить ребёнка открыть портфельчик, открепить фигурки от липучек (можно называть конкретные фигурки, которые должен снять ребёнок, их геометрическую форму), попросить назвать их цвет (по возможности), затем прикрепить обратно в соответствии с определённой геометрической формой, закрыть портфельчик.

   

 

Дидактическая игра«Медуза»

Цель: развитие сенсорного восприятия, моторики пальцев рук через действия с предметами.

Ход игры: попросить ребёнка перетянуть фигурки, бусинки определённой формы, нанизать бусинки на щупальца медузы.

 

 

Дидактическая игра «Дельфинчик»

Цель: развитие сенсорного восприятия, наглядно-действенного внимания, логического мышления, речевой активности, мелкой моторики пальцев рук через действия с предметами.

Ход игры: попросить ребёнка назвать цвет мячиков, с которыми играет дельфин, открепить от липучек кружки определённого цвета, найти в группе предметы того же цвета, затем прикрепить кружочки обратно в соответствии с определённым цветом.

 

 

Дидактическая игра «Весёлая осьминожка»

Цель: развитие сенсорного восприятия, наглядно-действенного внимания, мелкой моторики пальцев рук.

Ход игры: попросить ребёнка отвести черепашек в гости к улитке (открепить от липучек, переместить в нижнюю часть картинки), помочь осьминожке взять верёвочку (протянуть шнурок через петельки, не пропуская ни одной).

 

 

Дидактическая игра «Кораблик»

Цель: развитие сенсорного восприятия, наглядно-действенного внимания, логического мышления, моторику пальцев рук через действия с предметами.

Ход игры: попросить ребёнка «отправить в плавание» (закрепить за волной) морского обитателя определённого цвета, формы и т.д. Можно попросить за голубой волной собрать рыбок одного цвета, за фиолетовой – другого; одну рыбку и много рыбок и т.д.

 

        

Дидактическая игра «Рыбачок»

Цель: развитие сенсорного восприятия, наглядно-действенного внимания, мелкой моторики пальцев рук.

Ход игры: попросить ребёнка поймать рыбку определённого цвета, отправить улов в ведёрко (позднее – учиться считать пойманных рыбок), найти рыбке друга из морских обитателей такогоже цвета и т.д.

   

 

С.В.Круглик-Морские обитатели-Пособие PDF

 

Поделиться ссылкой:

0

Добавить комментарий