- Карэкцыйная педагогiка, Метадычка

Интеграция в условиях общеобразовательной средней школы. Вчера и сегодня.

 

Алина МАТЯС, Дарья АРТЁМОВА,
учителя-дефектологи Индурской средней школы,
Гродненский район

 

 

В последние годы в Республике Беларусь получило развитие интегрированное обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития в условиях общеобразовательной школы. Обучение организуется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии, а также с согласия родителей, которые решают, где будет учиться их ребёнок: в специальной школе или в образовательных учреждениях интегрированного профиля. На специальное образование возлагаются задачи не только обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития, но и их наиболее полная социализация и интеграция в общество (инклюзия). Получение более доступного и качественного образования значительно расширяет возможность наиболее полной социализации учащегося с особенностями психофизического развития.

С 1998 года в Индурской средней школе было организовано интегрированное обучение и воспитание детей сособенностями психофизического развития. На тот момент в организации интегрированного обучения и воспитания в нашей школе возникли следующие проблемы:

  • нехватка квалифицированных специалистов;
  • нехватка учебных пособий;
  • отсутствие технических средств обучения;
  • непонимание педагогами и родителями особенностей специального образования;
  • непринятие учениками класса «особенных» детей;
  • недостаточное ресурсное обеспечение.

За последние годы в системе специального образования произошли существенные изменения.

В нашей школе на данный момент действует четыре интегрированных класса для семи учащихся, в которых для учеников с особенностями психофизического развития организовано обучение по программам школы для детей с трудностями в обучении, тяжёлыми нарушениями речи, вспомогательной школы 1-го и 2-го отделения (обучение на дому).

Для обучения и воспитания таких детей в школе предусмотрены все условия. Образовательный процесс в интегрированных классах осуществляют учителя-предметники и учителя-дефектологи. С целью обеспечения комплексного подхода к развитию личности учащегося в школе работают социально-педагогическая и психолого-педагогическая службы.

Учителя-дефектологи тесно сотрудничают с предметниками. В школе разработаны рекомендации по организации коррекционно-педагогической работы на уроках с учащимися данной категории.

Очень важно, чтобы учителя-предметники помнили о психологических особенностях таких детей и учитывали их при определении интеллектуальных и физических нагрузок для учащихся, при оценке их достижений, а также использовали специальные приёмы обучения, особенно на начальных этапах. Обучение в условиях интеграции является разноуровневым и разнонаправленным.

Для учащихся с особенностями психофизического развития также крайне важно иметь условия, благоприятствующие развитию и приобретению жизненно важных практических умений. Учителю надо знать не только учебный предмет, но и состояние ребёнка, уровень его развития, познавательные возможности, знания и умения, которые требуются в самостоятельной жизни. Важную роль в создании благоприятных условий для адаптации детей имеет кружковая работа, которая направлена на реализацию интересов учащихся, и в то же время носит коррекционный характер: способствует развитию речи, мелкой моторики, познавательных процессов, вовлечению в спортивную жизнь школы.

В нашем учреждении для детей с особенностями психофизического развития созданы условия для включения их в образовательный процесс наравне с физически и психически здоровыми учащимися. Они посещают факультативные занятия воспитательной направленности. Учащиеся с особенностями психофизического развития на равных с остальными учениками нашей школы активно участвуют в районных, областных соревнованиях. Все они, как и обычные дети, радуются успехам и переживают свои неудачи.

Ещё нужно помнить, что очень важно в детском коллективе сформировать атмосферу толерантности и эмпатии. Обычные дети по-разному относятся к детям с особенностями. И здесь важная роль отводится классным руководителям, учителям-предметникам, когда дети находятся вместе на уроке или вовлечены во внеклассную работу. Учителя должны уделять особое внимание созданию атмосферы психологического комфорта каждому ученику класса на равных условиях, формируя положительные межличностные отношения.

Успех интегрированного обучения во многом определяется и успешной работой с родителями. Некоторые из них боятся неадекватного поведения со стороны сверстников, другие готовы превратить годы учёбы ребёнка в школе в годы мучений лишь бы он был «как все».

В целях устранения предубеждений против интеграции, в школе уделяется пристальное внимание сотрудничеству администрации, учителей-дефектологов, учителей-предметников с родителями особенных детей.

Часто родители нуждаются в психологической помощи по преодолению негативных установок. Очень важно убедить их поменять отношение к детям и себе, принять своего ребёнка таким, какой он есть. В данном направлении с родителями проводятся индивидуальные беседы, консультации, собрания, многие из них посещают уроки в интегрированных классах.

Считаем, что только координация усилий, объединение образовательного процесса в школе и воспитательного в семье может создать эффективные предпосылки сотрудничества с родителями и удовлетворения разнообразных нужд ребёнка с особенностями психофизического развития.

Признаться, проблемы в работе возникают едва ли не каждый день. Но существует огромный арсенал педагогических средств, для развития всех сторон личности ребёнка, и чем наблюдательнее мы будем, тем больше найдём приёмов для работы с нашими учениками. Нужно стремиться не столько к количеству усваиваемых ребёнком знаний, сколько к обучению его способам решения тех или иных задач. Главное – всемерно помочь ему, чтобы у него не выработалось отрицательное отношение к учению.

 

Поделиться ссылкой:

0

Добавить комментарий