- Метадычка, Пачаткова школа. Матэрыялы да ўрокаў

Формирование навыка правильного и беглого чтения у учащихся І ступени общего среднего образования на уроках литературного чтения посредством системы упражнений

 

Елена БОГДАНОВИЧ,
учитель начальных классов

детского сада – средней школы п. Юбилейный
Волковысского района Гродненской области

 е-mail: [email protected]

 

 

1 Информационный блок

      1.1 Актуальность опыта

От того, как организовано обучение детей чтению, во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к чтению, школе, учителю, товарищам, коллективу класса, к самому себе.

Дети, которые умеют правильно и бегло читать, усваивают лучше учебный материал по всем учебным предметам, они готовы к различным творческим заданиям. Школьник, который плохо читает, обычно не справляется с учебной нагрузкой в старших классах и чаще всего попадает в число неуспевающих. Отсюда появление у него негативных эмоций к школе, учёбе, учителям.

Научить детей правильному, беглому чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет важную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Однако научить ребёнка правильно, бегло читать порой труднее, чем обучить математике. Следовательно, необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка беглого, правильного чтения от класса к классу.

Проработав 27 лет в школе, я сделала вывод: качество знаний детей зависит от умения правильно и бегло читать. А научить читать каждого ребёнка – это именно моя задача и задача очень непростая. Я задумалась над этой проблемой. Что же нужно сделать для того, чтобы все мои ученики читали бегло и правильно? Как же мне спланировать и организовать работу так, чтобы детям захотелось научиться читать? Ответ на этот вопрос не прост. Я пришла к выводу, что качество чтения детей зависит от моего профессионализма, а точнее – от правильно выбранных и используемых мной упражнений. Так было положено начало работы по обобщению опыта.

     1.2 Цель опыта

Сформировать навыки правильного и беглого чтения у учащихся I ступени посредством использования на уроках системы упражнений.

     1.3 Задачи опыта

     – разработать комплекс упражнений для формирования навыка правильного и беглого чтения;
     – апробировать систему упражнений по формированию навыка правильного и беглого чтения на уроках литературного чтения;
     – определить эффективность использования данной системы упражнений.

     1.4 Длительность работы над опытом

Продолжительность работы 2016–2019 годы

 

2 Описание технологии опыта

     2.1 Ведущая идея опыта

Систематически применяя предложенные упражнения, можно достичь положительных результатов в формировании навыка правильного и беглого чтения младших школьников.

     2.2 Описание сути опыта

Проблема формирования навыка чтения волновала выдающихся педагогов. Я.А.Каменский писал: «Видеть звезды, слушать музыку – большое счастье. Но чтобы постичь его, необходимо научиться читать книжку. А это большой и очень кропотливый труд». В.А.Сухомлинский говорил о том, что можно жить и быть счастливым не овладев математикой, но нельзя быть счастливым не умея читать. На мой взгляд, необходимо воспитывать такого ученика, который в условиях господства телевидения и компьютера находил бы интерес в чтении книг, которые смогут обогатить внутренний мир человека, дать огромное множество знания о жизни и окружающем мире, развить самостоятельность мышления и доставить художественное наслаждение. В.И.Зайцев считал, что совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения младших школьников [4, с. 93]

Выделяется четыре качества навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность. Хочу поделиться своим опытом и остановиться на системе упражнений, которые, как показала практика, важны для успешного овладения навыка правильного и беглого чтения.

Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.

Беглость – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).

В самом начале учебного года я провожу диагностику учащихся, цель которой: выявить подготовленность учащихся к обучению чтению (Приложение 1). Незаметно для детей выясняю, могут ли они назвать буквы, прочесть слог или слово. Эти данные я фиксирую и в дальнейшем отслеживаю продвижение каждого ученика при обучении чтению. Согласно первым данным я корректирую календарные планы.

С первого класса каждый урок обучения грамоте (обучения чтению) я начинаю с дыхательных упражнений, так как считаю, что правильное дыхание – основа речи. При выполнении дыхательных упражнений учу ребят выполнять элементы правильного дыхания (Приложение 2).

На каждом уроке я добиваюсь от своих учеников, чтобы они отчетливо и правильно выговаривали звуки и их сочетания. В этом помогает мне работа над скороговорками и чистоговорками.

Чтение чистоговорок
            Ра-ра-ра – было холодно с утра,
            Ру-ру-ру – был туман поутру.

 Разбросанные чистоговорки

 Соотнесите начала фразы, данные в левой колонке, с их окончаниями в правой. Прочитайте получившиеся чистоговорки.

     Ги-ги-ги, ги-ги-ги                  не болит уже нога
     Га-га-га, га-га-га                  вот гулять-то я могу
     Гу-гу-гу, гу-гу-гу                   мыть посуду не могу
     Гу-гу-гу, гу-гу-гу                   Лена, маме помоги
     Га-га-га, га-га-га                 у меня болит нога

Работу со скороговорками я начинаю с одной строки скороговорки и на каждом занятии добавляю новую. Для отработки чёткого произношения предлагаю только одну новую строку, объем же материала для чтения увеличивается. В течение 3–4 занятий чтение скороговорки начинается со знакомого ребятам текста. Читая знакомую часть скороговорки, ребята готовятся в хорошем темпе, без ошибок прочитать новую строчку.

Из-под Костромы, из-под Костромищи везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везет да скороговорками так и сыплет: мол, тетерев сидел на дереве, от дерева – тень тетерева; мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, таков и Слава. Скороговорил, скороговорил, да так всех скороговорок и не перескороговорил.

При чтении слогов я работаю со слоговой таблицей (Приложение 3). Довожу навык чтения слоговой таблицы до автоматизма. Для этого использую разного рода задания:
     1) Читать слоги по порядку, а можно хором.
     2) Читать по порядку, или по очереди (индивидуально).
     3) Читать в обратном порядке хором или индивидуально (ма-ам).
     4) Использование игровых моментов:
            а) «Кого нет в домике» (Слог удалён).
            б) Договори слог до целого слова (ма-ши-на).
            в) Игра «Подарок» (Дети подбирают слоги на тему «Подарок». Например: цве-ток, руч-ка, кни-га, ка-ран-даш).
            г) Игра «С кочки на кочку». (На конце указки прикреплён лягушонок или картинка. Следуя за указкой, дети хором или цепочкой называют слоги, перепрыгивая с одного на другой. Темп игры меняется: всё быстрее и быстрее).
            д) Прочитай все слоги с гласной «у» или «о».

Для тренировки речевого аппарата ребенка, отработки навыка чтения целыми словами, я использую чтение по блокам. Материал для упражнений – это наиболее часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания и слова с такими буквосочетаниями (Приложение 4).

Постепенно ребенок начинает читать целыми словами и группами слов. Дальнейшая моя задача – сделать этот способ устойчивым, т. е. довести его до навыка. Это можно представить в виде лесенки, по которой поднимаются ученики.

Ребята по-разному справляются с этой задачей, кто-то преодолевает ступеньки быстро, а кто-то медленно, может даже и задерживаясь на каждой. Но никто из ребят не может перескочить через одну ступеньку, все проходят эти уровни.

Начиная со второго класса, провожу работу по формированию правильного и беглого чтения. В конце каждого урока оставляю 2–3 минуты для самозамера чтения учащимися моего класса. Ребятам предлагаю в течение одной минуты читать текст в полголоса (жужжащее чтение) и отметить, до какого слова дочитали. Затем учащиеся пересчитывают прочитанные слова и сравнивают с предыдущим результатом. Подобная самопроверка позволяет каждому ученику читать текст в доступном для него темпе, а также развивает навык самоконтроля и самооценки. Для проверки правильности и темпа чтения так же организую взаимопроверку, которую провожу в парах: первый ученик читает текст в течение одной минуты своему соседу, а тот в это время следит за правильностью и отмечает допущенные ошибки. На следующей минуте роли в паре меняются.

Для развития темпа чтения уделяю большое внимание развитию оперативного поля чтения учащихся (участок текста, чётко воспринимаемый глазами при одной фиксации). Для этого применяю систему специальных упражнений (Приложение 5). Например:

«Пирамида».

МА * МА
КНИ  *  ГА
ПЛА…. *…. ТОК
МАШИ….. *….. НА
ВИТА…… *…… МИНЫ
ТЕТ……….. *………….. РАДЬ
ЛО…………. *…………….. ШАДИ
МОРО…………. *……………….. ЖЕНОЕ

Глядя в центр слова и не двигая глазами по горизонтали, надо постараться одновременно увидеть два слога одного слова. Опуститься на следующую строчку и т.д. Найти предельную строчку, которую ребенок видит, не двигая глазами. Опять начать с первой строчки, каждый раз опускаясь на одну строчку ниже. Если ребёнку трудно, можно прочитать сло­во по слогам, а затем, глядя в точку, увидеть это слово одномоментно.

Я постоянно провожу работу по увеличению природного темпа деятельности (скорость, с которой работают психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение). Для этого использую упражнение «Молния»: чередование чтения в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе. Переход на чтение в ускоренном режиме осуществляется по команде: «Молния».

В своей педагогической деятельности я придерживаюсь мнения Т.А.Неборской, которая утверждает: «Чтобы младший школьник научился читать быстро, т.е. овладел чтением со скоростью, соответствующей скорости его разговорной речи, необходимо научить маленького читателя додумывать слово, словосочетание, предложение» [7, с. 13].

Такой приём называется антиципацией или смысловой догадкой. Он основан на знании логики развития событий и значительно ускоряет процесс чтения. Я довольно часто использую упражнения подобного типа, так как считаю, что они вызывают у детей особый интерес. Заметила, что не все ребята могут сразу справиться с такими заданиями. Но овладев умением выполнять данные упражнения, каждый ученик повышает навык чтения.

Например, приём «Чтение с пропущенными окончаниями»:

Котёнок Васька сидел на по… возле комода и ло… мух. А на комо…, на самом краю, лежа… шляпа. И вот кот Вась… уви…, что одна му… села на шля…. Он как подпрыгнет – и уцепился когтями за шля…. Шляпа соскользну… с комо…, Васька сорвался и как полетит на пол! А шля… – бух! – и накрыла его сверху.

Для развития правильного и беглого чтения использую следующие упражнения:

     1) «Догонялки». Учитель или быстро читающий ученик читает вслух, остальные шёпотом стараются его обогнать. Ведущий может замолчать и читать про себя, через некоторое время опять читать вслух. Проверяем, кто обогнал, кто отстал.

     2) «Наступи на пятку». Чтение в паре либо учитель – класс через слово в быстром темпе.

     3) Чтение в парах или группах по одному предложению. Чья пара или группа быстрее закончит чтение. Чтение в паре тренирует умение распределять внимание и положительно влияет на улучшение качества чтения учащихся.

     4) Чтение в паре с линейкой. Быстро читающий ученик закрывает линейкой прочитанную строчку. Его сосед старается за ним не опоздать прочитать.

     5) Динамическое чтение. На доске или на карточке записан столбик из 5–7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах.

     6) Бинарное чтение (один текст читают два ученика одновременно).

     7) «Очередь». Сначала читает учитель, затем ученики тот же самый текст.

     8) «Буксир». Я читаю текст, изменяя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников. Дети читают тот же текст «про себя», стараясь поспевать за мной. Таким образом, ученики приучаются изменять скорость и ритм чтения в связи с содержанием и структурой текста.

     9) «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученикам необходимо найти замену.

     10) «Прыжки» (чтение через слово).

     11) «Голова и хвост». Учитель или ученик начинает читать предложение. Дети быстро находят его и дочитывают все вместе.

     12) «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого или последнего слова в предложении.

     13) «Прятки». Нахождение в тексте слова с определённым признаком: начинается на букву «о», состоит из двух или трёх слогов, с ударением в конце слова или начале и др.

     14) Круговое чтение (небольшой текст читают друг за другом несколько раз).

     15) «Кто быстрее?» На доске записано предложение, на столе «рассыпаны тексты». По сигналу ученикам необходимо найти в текстах данное предложение.

     16) «Найди меня». На листах записаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова. Их нужно найти.

     17) «Фотоглаз»: а) на доске записан столбик слов, которые ученики читают определённое время. Затем слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова; б) учитель показывает кадр диафильма, ученики должны воспроизвести «подпись» к кадру.

Вниманию и сосредоточенности способствует упражнение «Чтение спринт», которое я использую в третьем и четвёртом классе. К доске выходят три ученика, я предлагаю им отыскать в произведении одинаковый отрывок, и по моей команде ребята начинают читать одновременно вслух, кто быстрее, правильно проговаривая окончания слов.

Для развития навыка правильного и беглого чтения применяю следующие приёмы: хоровое чтение, чтение одновременно с учителем, чтение с убыстрением темпа, скачкообразное чтение «Кенгуру», а также различные упражнения, позволяющие увеличить беглость чтения.

     2.3 Результативность и эффективность опыта.

Последовательное и систематическое использование мною данных упражнений способствовало развитию у учащихся навыка правильного и беглого чтения. Применение системы упражнений позволило учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями повысить уровень чтения. К концу 2-го класса все мои ученики стали читать целыми словами, а к концу 4-го класса уровень темпа чтения стал соответствовать темпу речи. Проверка правильности и беглости чтения говорит о том, что проводимая работа дала положительный результат.

 

3 Заключение

Результаты опыта работы показали, что беглое и правильное чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения.

Процесс обучения чтению может быть улучшен благодаря целенаправленному влиянию на него. Упражнения, которые я применяю, развивают навык правильного и беглого чтения.

Таким образом, опыт по формированию навыка правильного и беглого чтения является высокоэффективным и результативным. Он даёт возможность работать с каждым учеником индивидуально, а также и со всем классом. Планирую и далее использовать данный опыт в своей профессиональной деятельности.

Приложения PDF 

 

 

Список использованных источников

1 Быстрова, Н.Л. Обучение динамическому чтению / Н.Л.Быстрова // Начальная школа. –1994. – № 11. – С. 41–44.

2 Веретикова, М.В. Чтение: интересно и быстро. Упражнения для развития скорости чтения / М.В.Веретикова // Пачатковая школа. – 2015. – № 6. – С. 54–55.

3 Данкевич, Т.В. Чтение – вот лучшее учение / Т.В.Данкевич // Пачатковая школа.– 2014. – № 2. – С. 54–58.

4 Зайцев, В.Н. Резервы обучения чтению: книга для учителя / В.Н.Зайцев. – Москва : Просвещение, 2001. – 93 с.

5 Неборская Т.А. Контроль результатов учебной деятельности младших школьников. Литературное чтение / Т.А.Неборская // Пачатковая школа. – 2004. – № 3.

6 Неборская Т.А. Учим читать вслух и молча – Мозырь : Белый Ветер, 2005 – 77 с.

7 Неборская Т.А. Как формировать у младших школьников навык смысловой догадки / Т.А.Неборская // Пачатковая школа. – 2009. – № 5. – С. 13–17.

 

Поделиться ссылкой:

0

Добавить комментарий