- Гісторыя і грамадазнаўства. Майстар-клас, Метадычка

Семинар-практикум для учителей истории «Использование медиаобразовательного подхода в учебной и внеурочной деятельности»

 

Александра ИВАШЕВИЧ,
заместитель директора по учебной работе,
учитель истории и обществоведения
ГУО «Гимназия № 1 имени Ф.Я.Перца г. Пинска»

 

 

Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади
Джордж Герберт

 

Актуальность данного семинара обусловлена значимостью медиаобразования и повышения медиакомпетентности педагогов в современном мире. Гимназия с 2015/2016 учебного года была участником инновационного проекта «Внедрение модели формирования медиакультуры учащихся в условиях современной информационно-коммуникационной среды учреждения образования». За время инновационной деятельности накопился определённый опыт, проведены мероприятия с учащимися, педагогами гимназии, города. В ходе семинара каждый педагог сможет получить «медиабагаж знаний, умений и навыков», который пригодится ему в дальнейшей деятельности, как на учебных занятиях, так и в ходе подготовки к олимпиадам и конкурсам различного уровня.

Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов при реализации современных дидактических подходов в практике обучения истории и обществоведению.

Задача: познакомить педагогов города с опытом использования медиаобразовательного подхода на примере использования медиатекстов.

 

Ход семинара

     I Организационный этап. Приветствие участников семинара. Организация работы в группах. Использование светофоров для осуществления обратной связи.

     II Этап целеполагания

Вступительное слово. Мир постоянно меняется. Нашу эпоху современные исследователи называют по-разному. Но ясно одно: мы живём в мире медиа и для успешной социализации в обществе современный человек должен быть медиаграмотным. Происходят изменения в национальной системе образования, которые акцентируют внимание на непрерывном повышении педагогического мастерства, постоянном личностном и профессиональном росте педагогов, использовании в своей деятельности современных подходов.

Дидактический подход является комплексным педагогическим средством, состоящим из трёх основных компонентов:

     1) взаимосвязанной совокупности основных понятий, используемых в процессе применения подхода;

     2) совокупности принципов, конкретизирующих данный подход (принципы содержат в себе исходные положения или основные правила, которых следует придерживаться при достижении целей в рамках того или иного подхода);

     3) приёмов и методов, применение которых обеспечивает достижение заданных целей.

Как научиться осмысленно взаимодействовать с аудиовизуальными и печатными текстами средств массовой информации? Как развить критическое мышление при работе с различными видами текстов? Эти и другие вопросы возникают в процессе медиаобразования, итогом и основной целью которого является развитие медиакомпетентности.

Медиаобразовательный подход раскрывает и использует потенциал медиа для организации современного образовательного процесса, определяет компетенции, которыми должен обладать педагог и учащиеся, является средством медиаобразования. Только медиаграмотный человек способен противостоять информационному потоку, критически оценивая его содержание.

Быть медиаграмотным – это значит обладать знаниями о процессах создания и влияния информации на восприятие человека, способностью вести поиск медиапродуктов на основе критической оценки и умением не только пользоваться и интерпретировать медиаинформацию с определённой целью, но и создавать её.

     Формулировка целей и задач семинара

     III Этап актуализации знаний

1) Упражнение «Высказывания за 2 минуты». Участники упражнения разбиваются на пары и отвечают на вопросы презентации за 2 минуты. Происходит общее обсуждение проблемы.

2) Использование приёма «Медиаазбука». Объяснение правил применения, проведение медиаазбуки по вопросам медиаобразования.

Медиаазбука (или правильнее – визуальная азбука) – прием визуализации понятийного аппарата учебного предмета (или терминологии из какой-либо отрасли науки) на уровне образов и ассоциаций.  

Алгоритм применения:

– учащимся последовательно (начиная с А и двигаясь до Я) предлагаются слайды по определенной теме: на каждом – изображение (фото, рисунки, диаграммы и др.) и подсказка – буква с которой начинается слово (понятие, термин, фамилия и т.д.).

– к каждому слайду нужно предложить небольшой комментарий-объяснение или вопрос, который подтолкнет учащихся к поиску ответа;

– учитель, создавая медиаазбуку, занимается визуализацией –«иллюстрирует» понятия, а ученик, выполняя это задание, вербализует картинки в слова – понятия (названия, имена и т.д.);

– ответы на вопросы медиаазбуки выглядят как список понятий, названий, фамилий в алфавитном порядке;

– хороший обучающий эффект имеет комментирование ответов при проверке.

 

     IV Информационно-деятельностный этап

Невозможно представить жизнь современного человека без интернета и телевидения, без современных средств коммуникаций, с помощью которых люди оперативно узнают самые актуальные новости, и могут за считанные секунды информировать друг друга о тех или иных событиях.

Вся та информация, которая ежеминутно распространяется в интернете, еженедельно публикуется в газетах, ежедневно выходит на телеканалах и радиостанциях, представляет собой единое медиапространство, поскольку адресатом информации является именно массовая аудитория. В связи с бурным развитием медиасферы интернет, к примеру, приобрёл такую популярность, что сегодня является не только средством общения и передачи информации, но и средством манипуляции общественным сознанием. По мнению немецкого социолога Никласа Лумана, реальность сегодня конструируется именно средствами массовой информации и почти всё, что мы знаем о мире, мы получаем из средств массовой информации. Таким образом, СМИ выступают и как инструмент власти, и как орудие осуществления информационного диктата. Становится очевидным, что сегодня средства массовой коммуникации, следовательно, и продукты СМИ – медиатексты, приобретают огромное значение в жизни общества.

В 1990 годы в англоязычной литературе появился термин «медиатекст», который буквально сразу получил распространение в СМИ. Произошла так называемая «четвёртая информационная революция», когда на смену классическому печатному тексту пришли новые формы, имевшие возможность оперативного информирования людей с использованием мобильных телефонов, графики, видео, звука и т.д.

Медиатекст – это текст любого медийного вида и жанра, благодаря которому осуществляется общение в сфере массовых коммуникаций. Особенность медиатекста, что он стал многослоен, он интегрирует в себе разные вербальные и невербальные коды. Сегодня медиатекст – это больше чем традиционный текст, он включает и графику, и фотографии, и его звуковое воплощение, и связанность с объектом рассмотрения, о котором идёт речь. Медиатекст приобрёл универсальные черты и включается в разные медийные структуры, особенно рекламу, журналистику, PR.

     Основные черты медиатекста:

1) медийность (создание текста с помощью медиасредств, таких как радио, телевидение, интернет, печатные издания);

2) массовость (как при создании, так и при потреблении);

3) интегративность коммуникативных кодов.

Базовым умением, которым должны овладеть учащиеся в процессе медиаобразования является анализ медиатекста. У учащихся необходимо сформировать потребность анализировать то, что они смотрят, читают и распространяют в медиасфере. Чтобы выделить и понять посыл в медиасфере, необходимо, прежде всего, знать средства, которыми пользуются современные медиа для оказания влияния на аудиторию: стереотипы мышления, манипуляции и т.д. Систематическое использование в образовательном процессе медиатекстов, а позднее, и создание собственных медиапродуктов способствует развитию критического мышления, гражданской культуры у учащихся. Педагог же выступает в роли фасилитатора, то есть помогает восприятию, является активным участником работы. Примерами медиатекстов являются различные СМИ, книги, интернет, фотографии, музыкальные записи, плакаты, афиши, карикатуры, денежные знаки, географические карты, надписи на значках, одежде и т.д.

Процесс анализа медиатекста часто носит название декодирование и касается как текста статьи, фотографии, так и видеофрагмента, плаката, музыкальных записей. Работа над декодированием должна быть постоянной, вопросы анализа из таблицы необходимо адаптировать с учётом способностей, возраста, целей обучения. Не все вопросы подходят к каждому медиатексту. Необходимо формировать умения рассуждать и доказывать свою точку зрения.

Алгоритм работы над медиатекстом:

1) Кто подготовил данный материал?

2) Представлены ли источники информации?

3) Кому принадлежит данный источник информации?

4) На кого рассчитан данный материал?

5) Кому выгодна данная информация?

6) О чем данное сообщение? Какие идеи, ценности или точки зрения содержатся в медиатексте?

7) Какие средства и техники донесения информации использовались и с какой целью?

8) Что замалчивается, остаётся недосказанным за внешней оболочкой медиатекста? Каков его невербальный смысл?

     

     V Организация работы в группах

   1 группа «Работа с названиями статей». Целый ряд упражнений по медиаграмотности связан с работой с текстом статей СМИ.

Цель – изучить памятку, проанализировать статьи как медиатекст. После обсуждения в группе выработать рекомендации по работе с заголовками на учебных занятиях.

   2 группа «Работа с предложенными фотографиями»

Цель – изучить памятку, проанализировать данные фотографии как медиатекст. После обсуждения в группе выработать рекомендации по работе с фотографиями на учебных занятиях.

   3 группа «Работа с видеофрагментами»

Цель – изучить памятку, проанализировать видеоролик как медиатекст. После обсуждения в группе выработать рекомендации по применению видеофрагментов на учебных занятиях.

     Подведение итогов. Рефлексия

Для повышения уровня профессиональной компетентности учителям были предложены информационные сайты, материалы, предложенные на выставке инновационного опыта гимназии.

     Приём «Свободный микрофон». Проанализированы ожидания от семинара и результаты его проведения. Использование светофоров для подведения итогов семинара.

 

Приложение

Пример анализа фотографии

– Что происходит на данной фотографии?

– Опишите людей, которых вы видите на фото.

– Опишите, что вы видите на заднем/переднем плане.

– Определите время, когда была сделана эта фотография.

– Это постановочная фотография?

– На какие вопросы фотография не может ответить?

– Помогла ли вам фотография получить новые знания?

 

Пример анализа плаката

– Определите событие, которому посвящён плакат.

– Определите, по чьему политическому заказу и для какой аудитории он сделан.

– Проанализируйте персонажей плаката.

– Обратите внимание, какие фигуры вынесены на передний план, какие на задний план.

– Какое послание плакат должен был донести до аудитории?

 

Пример анализа видеролика

Вводный этап включает предварительное слово педагога или заранее подготовленного учащегося. Задача: заинтересовать аудиторию и способствовать её включению в медиаобразовательный процесс, настроить на погружение учащихся в проблему, затронутую автором.

Работа над афишей фильма. Какие у вас возникли предположения о содержании фильма при изучении афиши?

Просмотр и коллективное обсуждение видеоролика.

 

 

Вопросы после просмотра:

– Тема и идея медиатекста. Определение проблематики, анализ представленной системы образов.

– Композиционные особенности медиатекста: пейзаж, портрет через крупный план, интерьер и т.д.

– Работа с названием.

– Выявление степени воздействия медиатекста на аудиторию.

– Обоснование личного отношения той или иной позиции создателя медиатекста.

 

Поделиться ссылкой:

0

Добавить комментарий