- Дашкольная адукацыя. Iдэi, Метадычка

Нетрадиционное оборудование в работе воспитателя дошкольного образования

 

Мария ЛЮЛЯК,
воспитатель высшей категории
санаторного яслейсада № 94 Гродно

 

 

Огромное значение для поддержания интереса детей к играм, занятиям имеет использование воспитателями в работе нестандартного оборудования. Основные критерии, характеризующие такое оборудование – новизна и оригинальность.

Такая «палочка-выручалочка» в моей деятельности с детьми – «воздушный шар» – круг, сшитый из нескольких ярких полосок ткани и сделанный таким образом, что при взмахе он как бы «надувается». Открыла я его для себя давно и стала использовать в различных видах деятельности: на занятиях, в играх, в самостоятельной и свободной совместной деятельности детей и воспитателя. В силу своей яркости и необычности этот шар способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игры. Даже простое появление шара вызывает у детей волнение и радость.

Использование шара помогает решить много задач:

– развитие зрительных, тактильных, слуховых и двигательных умений и навыков;
– развитие чувства безопасности;
– познание собственного тела;
– развитие пространственной ориентации;
– воспитание взаимопомощи, взаимопонимания и т.д.

Так, обычные подвижные игры проходят намного интереснее с шаром. Мы используем его в играх «Пузырь», «Карусели», «Колпачок», «Найди свой домик» и т.д.

Для восстановления дыхания делаем следующие упражнения: держимся за ручки шара, медленно поднимаем руки вверх – вдох носом, так же медленно опускаем вниз и произносим звук «ш-ш-ш» – выдох.

Очень нравится детям игра «Поменяемся местами», когда взрослый, не называя ребенка по имени, описывает его одежду. И эта пара ребят меняется местами, пробегая под шаром в тот момент, когда дети его поднимают. «Кого не хватает». Дети держат в руках шар, закрывают глаза. В это время воспитатель выбирает ребенка, который прячется под шаром. Все открывают глаза и угадывают, кого нет.

Такие упражнения развивают у детей дошкольного возраста память, наблюдательность, сосредоточенность, ведь они должны запомнить не только свою одежду, но и соотнести словесное описание с одеждой друзей, угадать, кто спрятался.

И конечно, самая любимая игра с шаром – в футбол. Тут уж у детей взрыв эмоций и бурная радость! Суть игры в том, что дети держатся за ручки шара и проводят с ним манипуляции (опускают, поднимают, делают легкие «волны»). Словом, делают всё, чтобы небольшой пластмассовый шарик катался по поверхности. Цель – не дать ему упасть на пол. Это неоценимое упражнение для развития быстроты реакции у ребят.

Похожее упражнение «Бильярд». Дети держат шар за ручки и машут шаром, на поверхности которого лежит небольшой мяч. Мяч должен упасть в отверстие посередине.

«Шторм». На поверхности шара – мелкие предметы. Цель: не дать им упасть на пол.

«Ищем цвет». Шар лежит на полу. Дети «гуляют» вокруг него. Воспитатель: вокруг нас зеленые деревья – дети становятся на зеленый участок шара. (Вокруг нас синяя вода; мы стоим на желтом песке; мы смотрим на красный закат солнца).

Для закрепления названий фруктов (овощей) играем в игру «Фруктовый (овощной) салат». У детей – эмблемы с изображением фруктов (овощей). Воспитатель называет пары фруктов (овощей), шар высоко поднимается детьми, а названные фрукты (овощи), пробегая под шаром, меняются местами.

Игра «Солнце светит – дождь идет». Развивает внимание, концентрацию у детей. Дети идут по кругу, держась за ручку шара. Произносят слова «Солнце светит». Воспитатель говорит: «Дождь идет». Все быстро поднимают шар и прячутся под ним.

Для развития чувства ритма можно использовать игру «Танцующий шар», когда дети, держа шар, двигаются с ним в ритм различной музыки.

Его можно использовать и в работе с родителями. На собрании предлагала им эти упражнения. Очень понравилась и детям, и их родителям совместная игра «Дождевая туча». Когда с одной стороны зала стояли родители, держали шар над головой, с противоположной стороны – дети. Задача родителей – накрыть «тучей» как можно больше детей.

Во второй младшей и средней группе шар очень пригодился нам для закрепления названий цветов (игра «Найди свой домик», «Найди такой же цвет»), запоминания сказок («Найди свою сказку), когда на каждую полоску шара я прикрепляла иллюстрацию из знакомой сказки. Дети по изображению героя на своей картинке ищут нужную сказку. Найдут – перечисляют героев, называют её.

В старшей группе задания усложняются. Я использую шар для игр «Найди свою цифру», «Реши пример».

Огромное значение имеет использование шара в решении вопросов развития творческой двигательной активности у детей дошкольного возраста. Так мы играем в сказку «Три поросенка», «Золушка», «Красная шапочка».

А вот как я использую шар на прогулке с детьми.

Воспитатель Дети 
Далеко-далеко, за тридевять земель, в тридесятом царстве находится огромная страна Сказок. Там побывали все дети нашей планеты. Отправимся в страну Сказок сегодня и мы.
Как вы думаете, ребята, на чем туда можно добраться? (на самолете, на ковре-самолете,
на ступе Бабы Яги, на воздушном шаре)
 
Да, отправимся мы сегодня в эту страну на воздушном шаре. Давайте мы его надуем Дети поднимают шар над головой – вдох носом, наклон – выдох со звуком «ш-ш-ш» (3 раза)
Вот мы и оказались в сказке «Золушка»  
Далеко-далеко, за лесами, за горами жил один бедный дровосек со своей дочкой-сироткой Руки вперед, вверх
Жили они бедно, но счастливо Помахать руками над головой
По утрам отец уходил на работу, а девочка оставалась дома, убирала, готовила еду,
а потом выходила из дома и кормила птиц
Упражнение «Дровосеки»; прыжки с продвижением вперед-назад; присесть, спинка прямая
Мы сейчас превратимся в птиц и поиграем
в игру «Перелет птиц»
Игра «Перелет птиц» –  5 раз
Однажды в доме поселилась злая мачеха
со своими дочками. Они заставляли Золушку выполнять самую тяжелую работу по дому
Дети попарно меняются местами, пробегая под шаром
Как-то раз мимо дровосека проезжал царский гонец Дети бегут по кругу, одна рука держится за круг, другая на поясе, бег с высоким подниманием колен
«Слушайте все! Царь приглашает всех на бал!» Остановились. Натянули шар на себя
Сестры стали готовиться к балу Быстрое поочередное поднимание рук
Бедная Золушка не имела ни одной свободной минуты, помогала им Бег по кругу
А когда они уехали, девочка села и заплакала Сесть, спина прямая «утирание» слез шаром
Но тут появилась добрая Фея и предложила свою помощь. Она завела Золушку в кладовку, где в мышеловках было много мышей Игра «Мышеловка» –  5 раз
Фея наколдовала и отправила девочку
в золоченой карете на бал
Бег с высоким подниманием колен
На балу Золушка очень понравилась принцу,
он только с ней и танцевал
Девочка под шаром, дети делают «цветок»
Но вот часы пробили 12, Золушка бросилась бежать. По дороге она потеряла туфельку Бег по кругу
Принц послал своих слуг во все концы королевства, они примеряли туфельку всем девушкам королевства Прыжки, ногу вперед, тянут носок
Нашли Золушку и привели ее во дворец Бег по кругу с высоким подниманием колен
Нам пора возвращаться в детский сад.
Надуем шар и полетим
Поднять шар – вдох, опустить – выдох со звуком «ш-ш-ш»

Я уверена, что такие игры создают обстановку ненасилия, свободы, активизируют и стимулируют детскую фантазию, решают проблему взаимосвязи личности и творчества.

 

Поделиться ссылкой:

0

Добавить комментарий