- Дашкольная адукацыя. Iдэi, Метадычка

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе слушания музыки

 

Светлана ЗАЙКО,
музыкальный руководитель
дошкольного центра развития ребёнка № 60 Гродно

 

Кардинальные экономические, политические и социальные преобразования, процесс глобализации оказывают на современных дошкольников большое влияние и подвергают серьезным эмоциональным испытаниям, что тормозит развитие эмоционального мира дошкольников или искажает этот процесс. Необходимо сделать так, чтобы дети научились распознавать настроение другого человека, предугадывать его эмоциональное состояние и проявлять в определенных жизненных ситуациях чувство сопереживания, а также не бояться выражать свои чувства, уметь владеть собственными эмоциями.

Одним из средств воспитания эмоций и чувств у дошкольников является музыкальное воспитание. Эффективному усвоению эталонов эмоционального содержания произведений и обогащению эмоционального опыта дошкольника новыми видами эстетических переживаний способствуют игровые действия в процессе слушания музыки.

Игра является одним из наиболее доступных средств познания музыки, в ходе которой ребенок приобретает опыт переживания музыки как бескорыстного удовольствия и эмоционального наслаждения, развивает способности, реализует потребность в действенном художественно-образном освоении впечатлений окружающей жизни. Игра развивает способность музыкального мышления, способствует общему интеллектуальному развитию дошкольника.

Большинство дошкольников не проявляют эмоциональной отзывчивости при слушании музыки. Многие дети затрудняются проявить свое отношение к прослушанному музыкальному произведению, дать оценку, творчески подойти к выражению музыкального образа.

Чтобы научить детей адекватному проявлению своих эмоций необходимо развить у них способность осознанного восприятия музыки, опосредованной пониманием ее содержания, т.е. помочь ребенку услышать, понять и пережить.

Музыкальные занятия – основная форма учебного процесса, где в полной мере развиваются способности ребенка. Использование стандартной однообразной методической системы проведения занятий по слушанию музыки с целью развития эмоциональной отзывчивости не может дать положительный результат. Необходима система деятельности,выстроенная на основе анализа музыкальных способностей детей, с учетом общих задач воспитания, с опорой на научно-методические разработки передовых авторов-музыкантов с использованием игр и игровых действий. Учитывая при этом то, что содержание и структура занятий должны быть интересными и вариативными, с использованием различных методов и приемов, помогающих освоить данную тему. Это позволит провести образовательную работу наиболее содержательно, разнообразив детскую деятельность, и повысить результативность.

Встреча с музыкой для ребенка – это по-настоящему интересное событие, таящее в себе некую интригу, загадку. Для того чтобы оно произошло и оставило след в душе ребенка, используйте на занятии стихи, игры-путешествия, игры-экспериментирования со звуками, сюжетные, музыкальные и музыкально-дидактические игры. При слушании музыки в качестве наглядного «помощника» можно использовать пиктограммы эмоций и пантомиму, а также музыкально-дидактические игры «Весело – грустно», «Азбука настроений» и др., фотопрезентацию «Эмоции людей». Использование пиктограмм, игр позволяет развить у детей не только умение обобщенно отображать эмоциональное состояние музыки, но и распознавать по мимическим проявлениям настроение человека, предугадывать его эмоциональное состояние, проявлять чувство сопереживания в различных жизненных ситуациях.

Эмоциональные переживания у ребенка в ходе прослушанных произведений ассоциируются с событиями его жизни. Какие впечатления получил ребенок от прослушанной музыки? Настает время вопросов и ответов. Необходимо пробудить фантазию ребенка, активизировать его воображение и чувства, затем научить делиться своими впечатлениями от услышанной музыки, развивая и обогащая его словарь эмоционально-образного содержания музыки, широко используя при этом музыкальные игры и игровой материал: цветные карточки, наборы эмоциональных открыток, картинки-задания «Нарисуй настроение», фотопрезентации, карточки с речевым определением характера музыки. Используя задания и вопросы различной степени сложности, побуждать детей с менее развитым восприятием включаться в процесс обсуждения, исполнения. Можно вводить кукольные персонажи, дети от их имени высказываются или передают настроение музыки, ее особенности в движении. Для того чтобы дети могли выражать свои эмоции в движении можно предложить сделать на занятии по изодеятельности забавных насекомых: жуков, пчелок, бабочек. Это удобное пособие в освоении детьми выразительных возможностей мелодии, способствующее развитию фантазии, воображения и эмоций.

Сопереживание – неотъемлемая часть восприятия музыки. Чем объемнее и полнее музыкально-сенсорные представления детей, тем ярче и глубже проявляется сопереживание художественному образу в процессе слушания музыки. Для качественного формирования музыкально-сенсорных представлений активно используются в музыкальной деятельности игры-экспериментирования с «музыкальными», «бумажными», «металлическими», «стеклянными», «деревянными» звуками и организовывается игровая среда с использованием специальных музыкальных игр и пособий. В процессе проведения этих игр дети различают музыкальные и шумовые звуки, находят звуковые ассоциации, группируют звуки на основе общих принципов, производят подбор словесных определений. Все это развивает творческое воображение детей, активизирует познавательный интерес.

К концу года, когда у детей уже есть определенный запас знаний, умений и навыков, ребенок переходит от восприятия музыки к творчеству. Сейчас очень важно, чтобы ребенок «увидел» музыку и приобщился к ее созданию. С удовольствием дети выполняют предложенные задания. Например, «пофантазируйте», «придумайте», «превратитесь» и т.д. При этом используются музыкально-дидактические игры «Кто лучше», «Превращения», «Ледовые фантазии», сюжетные музыкальные игры, игры-импровизации, шумовые и музыкальные игрушки-инструменты.

В процессе проведения интегрированных занятий детям предоставляется возможность познать, как одно и то же явление отражается в различных видах искусства. Цель данных занятий – воплощение детьми в рисунках своих музыкальных впечатлений, переживаний, связанных с прослушанной музыкой. Дети создают свои музыкальные картины, они рисуют себя, свое настроение и восприятие с помощью красок, а это значит, у них развивается целостное художественно-эстетическое восприятие мира, природы, жизни, основанное на эмоционально-чувственном опыте.

 

Поделиться ссылкой:

0

Добавить комментарий