- Метадычка, Музыка

Использование «танцующих стихов» на уроках танцев

 

Юлия УРОНИЧ,
учитель хореографии,
Марина ОМЕЛЬЧЕНКО,
концертмейстер
ГУО «Гимназия № 6 Гродно»

 

 

«Научите моего ребенка танцевать!» – такую фразу часто произносят мамы и папы, которые впервые за руку приводят малышей в хореографический класс. И вот перед тобой – не одна пара любопытных и в то же время немного испуганных глаз, в которых читается вопрос: «А что со мной будут делать?». В свою очередь мы, педагоги, задаем себе другой вопрос: как сделать так, чтобы не вспугнуть, а вызвать интерес к очень непростому, требующему очень много сил и терпения искусству под названием «хореография» у этих ребят?

Уроки танцев у первоклассников начинаются со знакомства с педагогами – хореографом и концертмейстером. Насколько оно будет удачным, зависит именно от них. «Влюбить в себя»– так можно обозначить их задачу на первом занятии. И на этом этапе на помощь приходит ритмопластика – универсальное сочетание поэзии и движения под музыкальное сопровождение. Этот метод можно использовать в качестве игрового и на начальном этапе обучения с детьми 6–7 лет.Смысл его прост: выбираем простые, легкие для запоминания четверостишия известных детских поэтов (А.Барто, С.Маршак и др.)и проучиваем основные (базовые) движения, проговаривая чётко каждую фразу.

 

Примеры танцевальных комбинаций

 

«Ладошка»

Раз ладошка, два ладошка.

(поочередно перед собой показываем ладошки)

Сложим ручки в кулачки,

(один за другим сжимаем кулачки)

Подбоченимся немножко

(поочередно ставим руки на пояс)

И запляшем от души.

(делаем два приседания).

Топ ногою, топ другою –

(делаем удар правой ногой, удар левой ногой)

Наши ножки хороши!

(дробный топающий шаг с приседанием)

Вместе дружно повернемся,

(поднимаемся на полупальцы и делаем поворот)

Ну-ка, с нами попляши!

(делаем два хлопка, затем наклон корпуса вперед приглашая танцевать).

 

«Самолет»

Самолет построим сами,

(ручки поднимаем вперед, вверх, в сторону, повторяем два раза)

Понесемся над лесами,

(ручки во второй позиции, делаем выпады поочередно сначала вправо, затем влево)

Понесемся над лесами,

(произвольное хаотичное движение по залу, ручки во второй позиции)

А потом вернемся к маме.

(возвращаемся на свои исходные позиции).

 

«Кораблик»

Матросская шапка,

(удар правой ногой,правая рука приставляется к виску)

Верёвка в руке,

(правая рука опускается во вторую позицию, левая ложится сверху.)

Тяну я кораблик

(выпад в правую сторону и делаем движения на себя)

По быстрой реке.

(двигаемся, будто тянем кораблик)

И скачут лягушки

(руки открываются поочередно то во вторую позицию, то в первую)

За мной по пятам.

(присесть и подпрыгнуть)

И просят меня:
– Прокати, капитан!

(потянуться высоко на носочках и помахать рукой).

 

«Считалочка»

Раз, два (два высоких шага) – острова (круговые движения рук),

Три, четыре (два высоких шага) – мы приплыли (имитация плывущего),

Пять, шесть (два высоких шага) – сходим здесь (показ ладонями рук),

Семь, восемь (два высоких шага) – сколько сосен (попеременно поднять руку вверх),

Девять, десять (два высоких шага) – мы в пути (пальцами показать попеременно вперед),

До-счи-тай до де-ся-ти! (два высоких шага, руки поочередно опускаем вдоль корпуса).

 

Выполнение движений вместе с проговариванием стихотворных фраз, имеющих свой четкий ритм, мощно активизирует мозговую деятельность ребенка. В этот момент задействованы центры памяти, речи, внимания и слуха, что, в свою очередь, способствует развитию четких двигательных способностей. Вместе с этим, конечно же, начинается активный процесс развития музыкальной памяти и слуха, воображения, а также формирование артистических навыков.

Немаловажную роль при таком методе обучения играет тщательный подбор музыкального сопровождения. Поскольку память и внимание детей 6–7 лет еще не устойчивы, для лучшего восприятия и запоминания на слух лучше выбирать мелодии с простым и четким ритмом, в основе которых лежат короткие музыкальные фразы и предложения в размере 2/4 и 4/4. Это могут быть любые народные мелодии, потешки, песенки из мультфильмов, знакомые детям. Образы любимых героев побуждают ребенка к подражанию их поведению, мимике и жестам, но вместе с тем каждый из них в силу своих психофизических способностей добавляет что-то свое в этот образ. В результате такой творческой совместной работы, мы формируем знания в области хореографического искусства,развиваем творческие, нравственно-эстетические, духовные и физические качества у детей младшего школьного возраста, а также желание овладеть предлагаемым учебным материалом без усилия с их стороны, принося радость и удовлетворение.

 

Поделиться ссылкой:

0

Добавить комментарий