- Метадычка, Русский язык и литература. Сценарии

В.В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». «…И стоило жить, и работать стоило». 8 класс

 

Татьяна ИСТРАТЬКОВА,
учитель русского языка и литературы
средней школы № 1 г. Сморгони,
Гродненская область

 

 

 

 

Цель: познакомить учащихся со стихотворением В.Маяковского, миром его поэтических образов, своеобразием стиха и поэтической манеры.

Задачи: развивать навыки выразительного чтения и анализа поэтического текста; учить детей понимать и чувствовать чужую боль; помочь увидеть скрытое сравнение поэта с лошадью.

Узнают: содержание стихотворения.

Смогут: определить идею стихотворения; найти изобразительно-выразительные средства стихотворения (аллитерацию, метафору, гиперболу, авторские неологизмы); ответить на проблемный вопрос: Только ли о лошади пишет поэт в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям»?

Оборудование: иллюстрации к стихотворению, распечатанные задачи на урок, тесты для индивидуального задания, аудиозапись стихотворения, таблицы «Авторское отношение к толпе», таблицы для рефлексии.

Оформление доски: тема, портрет, иллюстрация к стихотворению, эпиграф, проблемный вопрос, опорные слова к домашнему заданию.

 

Стыдливо спрятанная, …сентиментальная боль.

К. Чуковский

Только ли о лошади пишет поэт в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям»?

 

 

 

Ход урока

І Организационно-мотивационный этап

– На прошлом уроке вы познакомились с неординарной личностью Владимира Маяковского, прочитали его стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», отметили некоторые особенности его поэтической манеры.

Сегодня мы продолжим постигать удивительный мир Маяковского, познакомимся с ещё одним стихотворением под названием «Хорошее отношение к лошадям».

– Подумайте, какие задачи вы поставите перед собой на уроке. Продолжите предложения:

     Узнаю…

     Смогу (определить, найти, ответить, понять, получить, овладеть, выполнить)…

Учащиеся озвучивают свои задачи.

Учитель прикрепляет к доске заранее подготовленные задачи:

     Узнаю: содержание.

     Смогу: определить идею; найти изобразительно-выразительные средства; ответить на проблемный вопрос (зачитать проблемный вопрос).

 

ІІ Проверка домашнего задания

1 Текст по опорным словам (3–5 мин.)

Используя данные опорные слова, составьте небольшой текст (3–5 предл.) о новом искусстве начала ХХ века –модернизме: футуризм, эксперимент, заумь, будетляне, эпатаж.

(Творчество Маяковского развивалось в лоне футуризма – особого течения в литературе, для которого характерны эксперимент и эпатаж.Поэты придумывали свой язык –заумь, а себя называли будетлянами, т. е. людьми, которые будут.)

2 Индивидуальное задание по карточке (тест)

Тест. В. В. Маяковский. «Необычайное приключение…»

1) Тема стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»:

а) фантастический диалог человека и солнца;
б) назначение поэзии;
в) жизнь поэта летом на даче.

2) В стихотворении Маяковский утверждает:

а) что поэзия должна служить людям;
б) поэт возвышается над миром простых людей;
в) труд поэта тяжёл, а судьба трагична.

3) «В сто сорок солнц закат пылал», – пишет Маяковский. Автор использует:

а) антитезу;
б) гиперболу;
в) сравнение.

4) Герои стихотворения:

а) бездельники;
б) болтуны;
в) труженики.

5) Поэт использует просторечные слова:

а) для создания выразительного, живого диалога;
б) чтобы подчеркнуть происхождение героя;
в) чтобы любой читатель его понял.

6) В стихотворении солнце и поэт, занятые интересной беседой, общаются как:

а) господин и слуга;
б) коллеги;
в) товарищи.

7) Маяковский в стихотворении использует неологизм:

а) дармоед;
б) златолобо;
в) слазь.

8) Выражения «жара плыла», «кривился крыш корою», «шагает солнце» – это:

а) эпитеты;
б) неологизмы;
в) метафоры.

9) Где происходили события, описанные в стихотворении?

10) В каких словах выражается мысль о назначении поэта и поэзии?

 

3 Вам было предложено заполнить пропуски в тексте-анализе стихотворения. Ребята озвучивают свои варианты.

В стихотворении В.В.Маяковского соединяются реальные и фантастические события. Начинается стихотворение гиперболой: «в сто сорок солнц закат пылал». И несколько раз повторяющиеся обороты «была жара, жара плыла» говорят о необыкновенной жаре этого лета.

Особенностью стихотворения Маяковского является стилистическое многообразие лексики. Так, в обращении к солнцу в порыве возмущения поэт прибегает к разговорному стилю, употребляя просторечные слова: «слазь, довольно шляться, дармоед». А вот разговаривая с солнцем за чаем, в конце стихотворения, поэт прибегает к словам высокого, книжного стиля: «взорим, вспоём».

Использование Маяковским каламбура придает некоторым сценам (что?) комизм. Приглашение солнца в гости основано на игре значений слова зайти. Солнце «заходит», т.е. садится, а зайти в гости – прийти. В объяснении солнцем своего посещения поэта заключается тоже каламбур, основанный на игре значения слова гони.

Так в сочетании смешного и серьёзного, низкого и возвышенного достигается единство взглядов поэта и солнца на их роль в жизни – быть просветителями, нести людям свет, чтобы не было в мире серого хлама, чтобы пала «стена теней», «ночей тюрьма», чтобы стена и света кутерьма засияла.

4 Выразительное чтение стихотворения «Необычайное…»

Выходят 2 ученика (например, те же, что отвечали выше), читают по одной странице.

5 Выставление отметок

 

ІІІ Изучение нового материала

1 Слово учителя. История создания стихотворения

Будучи «горланом и главарем» поэзии 20-х годов, В.Маяковский оставался очень милым, легко ранимым человеком. Душа его откликалась на любую боль, причиненную всему живому.

Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» было написано поэтом в 1918 году. Это было трудное время. Шла гражданская война. Народное хозяйство было разрушено. Не было хлеба, топлива. «Было очень холодно. На улицах палые лошади. Убирать их было некому. Их растаскивали по кускам, разрезая перочинными ножами. Только потом приходили собаки…» Такие сцены были нередкими в голодающей Москве 1918 года, да и не только в Москве. Однажды Маяковский сам стал свидетелем того, как обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую. В конце марта 1918 года поэт сообщал Л.Ю.Брик: «Стихов не пишу, хотя и хочется очень написать что-нибудь прочувствованное про лошадь». В июне стихотворение было уже напечатано.

Послушаем его.

2 Прослушивание стихотворения в аудиозаписи

https://cloud.mail.ru/public/Hqhe/LoLKkA4tE (учащиеся следят по учебнику).

3 Анализ стихотворения

– Каковы ваши впечатления от стихотворения?
– Какое событие описано в стихотворении?
– О чем говорит заглавие «Хорошее отношение к лошадям»?
     (О гуманном отношении к животным.)
– Только ли о лошадях идет здесь речь? Докажите строками из стих.
     (Речь идет не только о лошадях, о хорошем отношении ко всем людям, к каждому.
«…все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».)

– Какие художественные образы можно выделить в стихотворении, т. е. кто герои произведения?
     (Образ лошади; образ лирического героя (поэт); образ «Кузнецкого» (толпа).)

– Давайте проанализируем роль каждого из образов в раскрытии основной мысли стихотворения.

Лошадь

1) Что случилось с лошадью? Ответьте словами из стихотворения.
     («Лошадь на круп грохнулась…»)

2) Что такое круп?  
     (Часть туловища лошади от спины до хвоста.)

3) Что увидел герой в лошадиных глазах? Зачитайте.
     («Улица опрокинулась, течет по-своему…»; «…за каплищей каплища по морде катится, прячется в шерсти…)

4) Отчего плачет лошадь?
     (И от боли («грохнулась»), и от обиды на то, что чужая боль и неприятность для окружающих только потеха и развлечение.)

5) Почему лошадь «рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла»?
     (Добрые слова поддержки и сочувствия придали ей сил.)

6) Как ещё повлияли на неё слова поэта? Прочитайте. 
     (Последняя часть.)

7) Почему она «веселая», «жеребенок», почему ей захотелось и жить, и работать?
     (Здесь говорится об исцеляющей силе человеческого слова, о поддержке и сочувствии, которые вселяют оптимизм.)

8) Что символизирует собой лошадь?
     (Лошадь – символ одинокой живой души, которой понадобилась поддержка, сочувствие.Также это символ стойкого характера, лошадь нашла силы подняться и жить дальше.)

Образ толпы

1) Обратите внимание на значение слов Кузнецкий и клёшить (сноски в учебнике).

2) Как автор описывает свидетелей падения лошади, т. е. толпу? Зачитайте.
     («…И сразу за зевакой зевака, штаны пришедшие Кузнецкий,клёшить, сгрудились, смех зазвенел и зазвякал…»)

3) Как толпа реагировала на падение лошади? 
     (Смеялась:«Смеялся Кузнецкий».)

4) Как автор относится к толпе? Заполните таблицу (работа в парах).

Авторское отношение к толпе

Цитаты Как я понимаю
«за зевакой зевака» Тот, кто из праздного любопытства засматривается на кого-л., что-л.
«штаны пришедшие Кузнецким клёшить» Пустое времяпрепровождение
«сгрудились» Столпились, масса, грубо говорит о толпе
«смех…зазвякал» Пренебрежительное отношение автора
«в вой ему» Отрицательная оценка толпы – собаки, волки

Вывод: Люди злые, равнодушные, глухие к чужому горю. В мире людей утрачены такие качества, как милосердие, сострадание, доброта. Толпе зевак нет никакого дела до чужой боли. Улица – враждебный, равнодушный, холод­ный и жестокий мир.

Образ лирического героя

1) Как ведет себя герой?
     («Лишь один я голос свой не вмешивал в вой ему».Поэт сочувствует лошади.)

2) Что он чувствует? Зачитайте.
     («И какая-то общая звериная тоска вылилась из меня и расплылась в шелесте».)

3) Как поступает герой?
     (Утешает лошадь. «Лошадь, не надо. Лошадь, слушайте – чего вы думаете, что вы их плоше? Деточка, все мы немного лошади, каждый из нас по-своему лошадь.)

4) Автор говорит: «Может быть, – старая – и не нуждалась в няньке…» А как вы считаете?
     (Нуждалась, как и любой.Именно поэтому нашла силы подняться, и жить ей захотелось.)

Вывод:

– Как вы думаете, что общего междулошадью и поэтом?

(Плачущая лошадь – двойник автора. Очень часто поэт остается не понятым толпой, отверженным ею, потому что говорит правду. Да, он, как и всякий человек, может оступиться и упасть. Но, превозмогая боль, равнодушие толпы, поэт, как лошадь, встает.)

– Вернемся к проблемному вопросу. Только ли о лошади пишет поэт в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям»?

(Нет. Здесь можно увидеть две проблемы:
1) гуманистического отношения к миру (и животным, и людям): умение видеть тех, кому плохо, умение сочувствовать, невзирая на смех толпы.
2) проблема взаимоотношения поэта и толпы;поэт сможет встать и найти силы не только жить дальше, но и творить, даже если видит, что толпа зевак не очень-то нуждается в его «поэтичном» слове.)

– Как бы вы сформулировали идею стихотворения?

(Главная мысль произведения заключается в призыве автора к читателям не проходить мимо чужого горя, но помочь пострадавшему, поддержать его в трудную минуту, в чем и заключается гуманистический смысл стихотворения.)

Анализ изобразительных средств

– Как вы уже знаете, стихотворения Маяковского отличаются своим неповторимым стилем. Попробуйте найти и прокомментировать изобразительно-выразительные средства в данном стихотворении.

1) В каком фрагменте автор употребляет скопление согласных, чтобы создать у читателей звуковую картину ходьбы лошади по мостовой? Мы действительно слышим, как идет лошадь, как цокают ее копыта.

(БиЛиКоПыТа,
ПеЛиБуДТо:
– ГРиБ.
ГРаБь.
ГРоБ.
ГРуБ. –)

Это – аллитерация – повторение согласных звуков в слове, фразе.

 

2) Каково значение многоточия в стихотворении?

(Чтобы читатель понял, как сильна боль когда-то сильной, а теперь беззащитной лошади.Голос прерывается от волнения.)

 

3) Найдите эпитеты в стихотворении.

(: звериная тоска, пришла веселая.)

 

4 Работа в парах по рядам. Найдите в стихотворении примеры: 1-й ряд – гиперболы, 2-й ряд – авторских неологизмов, 3-й ряд – метафоры.

Гипербола:

Подошел и вижу –
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти…

Метафоры:

Ветром опита,
льдом обута

улица скользила; копыта пели; улица опрокинулась, течёт; тоска вылилась; смех зазвенел и зазвякал.

Авторские неологизмы: клёшить; ветром опита; плоше.

 

ІV Обобщение

– Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» – попытка философского осмысления человеческой жизни. Это маленькая победа добра над злом, жизни над смертью, которая вселяет оптимизм в душу поэта, и он говорит:

…и стоило жить,
И работать стоило.

Так звучит тема нашего урока.

Поэзия Маяковского всегда отличалась оптимизмом. И даже в трудное время первых лет революции поэт верил в торжество новой жизни, в будущее человека.

Несмотря на широкую известность, Владимир Маяковский всю жизнь чувствовал себя неким изгоем общества. Первые попытки осмысления этого феномена поэт предпринял еще в юношеском возрасте, когда зарабатывал себе на жизнь публичным чтением стихов. Его считали модным литератором-футуристом, однако мало кто мог предположить, что за грубыми и вызывающими фразами, которые автор бросал в толпу, скрывается очень чуткая и ранимая душа. Вот почему К.Чуковский говорил о «Стыдливо спрятанной, сентиментальной боли» поэта (эпиграф).

Впрочем, Маяковский умел прекрасно маскировать свои эмоции и очень редко поддавался на провокации толпы, которая порой вызывала в нем отвращение. И лишь в стихах он мог позволить быть самим собой, выплескивая на бумагу то, что наболело и накипело на сердце.

 

V Домашнее задание

Выполнить задание 9 на с. 191 (устно).

Индивидуальные задания: подготовить краткие сообщения (устно или заполнить Google Презентацию):

1) «Тема Великой Отечественной войны в литературе».

2) «Поэты о войне»(А.А.Ахматова; К.М.Симонов; М.В.Исаковский; С.С.Орлов и др.)

 

VI Комментирование оценок

 

VII Рефлексия

– Вернитесь к задачам, которые вы поставили перед собой в начале урока. Достигли ли вы их? Подумайте об этом и заполните таблицу.

Плюс – минус – интересно

Что понравилось, вызвало положительные эмоции Что не понравилось, показалось скучным, трудным Интересные моменты, факты, что ещё хотел бы узнать, вопросы учителю
     

 

Иллюстрация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mayakovskiy.lit-info.ru/images/bio-2647/2647-22_27.jpg. – Дата доступа: 26.01.2021.

 

Поделиться ссылкой:

0

Добавить комментарий