- Замежная мова. Iдэi, Метадычка

Преимущества использования блога в очном/заочном и дистанционном изучении иностранного языка

 

Юлия КОМИССАРОВА,
учитель иностранных языков
средней школы № 22 Гродно

 

 

Дистанционное образование никогда еще не было так востребовано, как сегодня. Как организовать образовательный процесс на расстоянии без потери эффективности? Готовы ли к этому педагоги, учащиеся и их родители?

Современное киберпространство – это прекрасная возможность для педагога заинтересовать учащегося «поколения Альфа», предлагая ему эффективное языковое образование.

На кого мы ориентированы при создании блога? Наша целевая аудитория – это учащиеся с ограниченными возможностями (по состоянию здоровья), учащиеся спортивных классов, которые часто отсутствуют на занятиях по причине соревнований, женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, взрослое население, кто в силу определенных обстоятельств не смог своевременно получить общее среднее образование, представители профессий, которые географически не могут посещать учреждения образования (командировки, график работы). В условиях нашей школы (где помимо дневных классов существуют и интегрированные, вечерние, заочные, есть учащиеся, получающие образование на дому и экстернат) использование современных технологий, позволяющих получать образование дистанционно, является преимуществом.

На постсоветском пространстве технология блоггинга применяется относительно недавно, но имеющийся опыт создания и внедрения учебных блогов, в том числе и в преподавании языковых дисциплин, позволяет оценить его положительные стороны.

Эрон Кэмпбелл выделяет 3 типа блогов, используемых в преподавании языковых дисциплин:
   – Thetutorblog: поддерживается преподавателем;
   – Theclassblog: поддерживается совместно преподавателем и студентами;
   – Thelearnerblog: поддерживается только студентом (индивидуально).

А.В.Филатова, в свою очередь, предлагает более широкую типологию учебных блогов, разделяя их по критериям: по авторскому составу, по типу мультимедиа, по степени интегрированности в учебный процесс и т.д.

Ни преподаватели, ни студенты не пренебрегают возможностью использовать современные технологии: педагогу необходимо стимулировать интерес, мотивацию к изучению иностранного языка и выстраивать учебное занятие на принципах сотрудничества, совместного поиска и творчества, учащемуся необходимо понимать практическую значимость изучаемого предмета и его связь с реальной жизнью, поэтому онлайн обучение приобретает все большую популярность.

Само дистанционное обучение является формой обучения, при которой вся или большая часть курса представлена учащимся с помощью современных технологий и интерактивном режиме.

 

 

Преимущества блога как средства электронной коммуникации
в обучении иностранному языку

1 Структура блога создается самим педагогом в соответствии с программами (в нашем случае это модульное изучение материала).

2 Обеспечивает высокую степень индивидуализации и дифференцированности обучения.

3 Обеспечивает обратную связь, максимальную возможность творческого самовыражения.

4 Поддерживает мотивацию к изучению иностранного языка, в том числе, через выполнение интерактивных заданий и упражнений. Задача упражнений – не тестировать учащегося, а помочь ему вспомнить и закрепить изученный теоретический материал на практике. Это как вопросы в конце параграфа, которые используют для самопроверки, а не для экзамена.

При ошибке программа покажет правильный ответ, чтобы учащемуся не пришлось перечитывать весь материал, можно добавить ссылку на дополнительную статью по теме.

5 Формирует и совершенствует коммуникативные и межкультурные компетентности.

6 Совершенствует навыки аудирования (восприятия и понимания аутентичных звуковых текстов сети интернет, а также текстов, подготовленных учителем, на слух), чтения, письменной и устной речи (прослушивание и создание собственных аудио- и видеофайлов).

7 Возможность архивации материалов: многие из инструментов, используемых учителями в педагогическом контексте, затрудняют архивирование размышлений и комментариев, сделанных учащимися. Онлайн курс часто блокируется или удаляется в конце четверти/семестра. Блог позволяет обращаться к записям в архиве, опубликованным в течение года. Это позволит не только отследить динамику в обучении учащегося в течение времени, отведенного на изучение определенной темы, но и, при необходимости, за весь курс. Кроме того, после завершения курса учащийся может пользоваться материалами блога по своему усмотрению.

8 Поддерживает возможность использования различных интернет-ресурсов через ссылки, можно встраивать ссылки в структуру блога.

9 Позволяет осуществлять текущий и промежуточный контроль, оказывать консультативную помощь, комментировать, обсуждать выполненные задания, тесты.

10 Позволяет выбрать индивидуальный темп обучения и обеспечивает географическую независимость, что является основным требованием и преимуществом в заочном и дистанционном образовании.

11 Позволяет развивать компетенции в области ИКТ: неоспоримо, что приглашение учащихся к совместной разработке блога повлияет на развитие большого количества навыков в области ИКТ на техническом и формальном уровне.

12 Способствует развитию критического мышления. Общепризнанно, что, поскольку сами учащиеся становятся авторами материалов, они могут критически судить о том, что утверждает автор(ы). В процессе изучения определенной темы учащиеся посещают множество сайтов, получают дополнительную информацию по теме, учатся медиаграмотности: отделять достоверную информацию от вымышленной.

Нам, как педагогам, важно понимать и принимать одно условие: право учащегося на ошибку! Важно отметить, что обязательным условием использования блогов в педагогическом контексте в аутентичных ситуациях обучения, является создание среды, в которой учащиеся будут иметь право совершать ошибки. С того момента, как учащиеся почувствуют себя осужденными, можно с уверенностью сказать, что они будут немыми. Целью каждого упражнения должны быть, прежде всего, обмен, взаимодействие и размышления о его практической значимости. 

И к вопросу о псевдониме. Важно предоставить учащимся возможность пользоваться псевдонимом, ником. Псевдоним, скорее всего, позволит учащимся выражать свои мысли более свободно, без страха. Конечно, педагог может иметь список псевдонимов, но действительно ли необходимо, чтобы остальная часть группы имела доступ к этому списку? 

Основной целью педагога всегда должно быть содействие обучению своих учеников.

Блог – это новая образовательная реальность. Важно, чтобы блоги, как электронное средство обучения сообразовывались с утвержденными программами и индивидуально-дифференцированным подходом.

 

Созданный нами блог https://frpep.blogspot.com/ (Нескучный Французский. Для детей и их родителей. Francais pour les enfantsetleurs parents) имеет модульную структуру и предлагает учащимся не только традиционные объяснительно-иллюстративные методы обучения, но и большое количество практических и творческих работ поискового иисследовательского характера, связанных с реальной жизнью.

 

Поделиться ссылкой:

0

Добавить комментарий