- Метадычка, Пазакласная работа

Игра в шахматы как средство развития личностных качеств младших школьников

 

Наталья СЛАВГОРОДСКАЯ,
воспитатель группы продлённого дня
гимназии № 1 Новогрудка,
Гродненская область 

 

 

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям радость, но и действенное, эффективное средство их умственного воспитания. Подтверждено, что дети, играющие в шахматы с 5–7 лет, лучше успевают в школе. Поэтому я и учу своих детей и учащихся моего класса играть в шахматы. Первые занятия начала проводить в 2005 году.

В своей практике обучаю учащихся игре в шахматы на занятиях по интересам «Шахматный всеобуч». Обучение игре разделила на три этапа.

На первом этапе в игровой форме знакомлю детей с шахматной доской, с шахматным полем и линиями.После того как учащиеся познакомятся с шахматной доской, научатся быстро ориентироваться на ней, я перехожу к ознакомлению с шахматными фигурами и их расположением на доске в исходном, начальном положении.

Во время второго этапа знакомлю детей с шахматными фигурами и правилами игры. Когда дети безошибочно научатся выстраивать шахматы в исходное положение, называть шахматные фигуры, видя их зрительно и не видя, на ощупь, можно переходить к третьему этапу.

На третьем, последнем, этапе работы учу выстраивать стратегию шахматного боя. Начинаю работу с простых позиций, где в игре с обеих сторон участвует немного фигур. Это дает детям возможность не только понять, но и почувствовать, на что способна каждая фигура, ввязавшаяся в борьбу.

Игра в шахматы решает сразу несколько задач: познавательную, коррекционную, эстетическую и воспитательную, потому что она расширяет кругозор, учит думать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости, развивать изобретательность и логическое мышление, вырабатывает усидчивость, а также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах, обогащает свой внутренний мир, развивает фантазию.

Из опыта своей работы вижу, что учащиеся, которые раньше испытывали трудности в решении математических задач, стали более уверенными в математике.

Уже после первого курса обучения многие дети начинают играть осознанно, и это приносит свои результаты. В 2019/2020 учебном году,учащиеся 2 «Г» касса гимназии № 1 Новогрудка получили на районных соревнованиях призовые места: Виктория Грудинская – I место, Мария Колола – III место.

Любовь к шахматам у меня с детства. Учась в школе, я сама принимала участие в соревнованиях среди базовых школ Кореличского района. Два года подряд занимала призовые места. А теперь, в силу своих возможностей, стараюсь научить этой замечательной игре своих учащихся.

 

Поделиться ссылкой:

0

Добавить комментарий