Конспект группового (подгруппового) коррекционного занятия c учащимися 1-го класса с речевым нарушением «НВ ОНР. Стёртая дизартрия»

- 17:48Коррекционная педагогика. Сценарии коррекционных уроков, Методичка

Звукобуквенный анализ и синтез слов. Буква М и звуки [м], [м’]

 

Ольга ПАСЮТА,
учитель-дефектолог
гимназии № 5 Гродно,
руководитель МО учителей-дефектологов ПКПП
образовательных школ Ленинского района Гродно

 

 

Тема: Звукобуквенный анализ и синтез слов. Буква М и звуки [м], [м’]

Задачи:

1) обучающие: познакомить детей с буквой М; учить соотносить звук с буквой и символом; отрабатывать чёткое произношение звука [м]; развивать навык дифференцирования звуков [м], [м’] на слух; развивать навык звукобуквенного анализа и синтеза слов; проводить работу по развитию лексико-грамматической стороны речи и связной речи;

2) коррекционно-развивающие: развивать психические процессы (слуховое и зрительное восприятие, произвольное внимание, зрительную и слуховую память, логическое мышление), развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;

3) воспитательные: воспитывать умение слышать и выполнять инструкции учителя-дефектолога, воспитывать умение слушать ответы друг друга.

Оборудование: фишки с именами, стихотворения, мнемотаблицы, мяч, буква М, цифровой ряд, карточки с заданиями.

 

Ход занятия

I Организационный момент

   – Наши ушки внимательно слушают.
   – Наши глазки всё замечают и запоминают.
Говорим чётко, громко, красиво, правильно!

 

II Основной этап

     1 Введение в тему

– Послушайте внимательно загадку и отгадайте, кто сегодня придет к нам в гости.

Мультсериал про девочку, которая никому никак не даёт покоя, и в первую очередь – собственному другу. Её боится вся живность в доме! Можно подумать, что она хулиган. Но движет ею не простое желание что-нибудь натворить, а обычное любопытство. И если оно оборачивается чем-нибудь неприятным, девочка всегда пытается поправить ситуацию: она и варенье сварила, и волков вылечила. Друг девочки в мультике тоже добрый. Вместо того чтобы съесть или напугать девочку, он терпит её каждый день. (Маша и медведь из мультфильма «Маша и медведь»)

– Назвать, с какой буквы начинается имя девочки и её друга? (М)

– Сегодня мы поможем Мишке учить Машу и познакомим её с буквой М.

 

     2 Динамическая форма работы: Взялись за руки друзья и сказали: ты да я, а между тем получилась буква М.

 

     3 Развитие мелкой моторики

– Вспомнить, в названии какой поры года есть буква М? (зима)

* Вспомнить стихотворение о зиме по картинкам.

Белый ковёр, мороз, снегопад,
Санки, лыжи, коньки, снегокат.
Горка, каток, сугробы, снежки,
ёлка, Снегурочка, снеговики.
Валенки, шуба, штаны, рукавица.
Дятел, сова, ворона, синица.
Быстро темнеет, снежинки порхают…
Ну, когда же все это бывает? [1]

Скачать рисунок в формате PDF

* Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики по одному),

Мы идём во двор, пришли гулять («идём» по столу указательным и средним пальчиками).

Бабу снежную лепили («лепим» комочек двумя ладонями),

Птичек крошками кормили (крошащие движения всеми пальцами),

С горки мы потом катались (проводим указательным пальцем правой руки по ладони левой руки),

А потом в снегу валялись (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой).

А потом домой пришли («идём» опять по столу).

Суп поели, спать легли (движения воображаемой ложкой, руки под щёки).

* Выложить букву М из счётных палочек.

* Найти букву М на зашумленной картинке.

Скачать рисунок в формате PDF

* Найти букву М среди других букв.

Скачать рисунок в формате PDF

* Разукрасить части с буквой М, чтобы получилась картинка.

Скачать рисунок в формате PDF

 

     4 Развитие дыхания и голоса

* Упражнение «Снежинки» – сдуть снежинку с ладошки.

 

     Развитие артикуляционной моторики

«Улыбочка – трубочка»
Улыбайся народ,

потом губы – вперёд!
И так делаем раз шесть.
Всё! Хвалю! Начало есть!

«Часики»
Тик-так, тик-так –

ходят часики – вот так!
Влево тик, вправо так.
Ходят часики – вот так!

«Качели»
На качелях я качаюсь

вверх – вниз, вверх – вниз,
и все выше поднимаюсь.

«Маляр»
Язык – как кисточка моя,

и ею нёбо крашу я.

«Вкусное варенье»
Нашей Маше очень смело,

на губу варенье село,
Нужно ей язык поднять,
чтобы капельку слизать.

«Чашечка»
Язычок наш поумнел.

Чашку сделать он сумел.

«Лошадка»
Я лошадка – серый бок (цок, цок),

я копытцем постучу (цок, цок),
если хочешь, прокачу (цок, цок).

«Гармошка»
Присосу язык на нёбо,

а теперь смотрите в оба:
ходит челюсть вверх и вниз –
у неё такой круиз.

«Горка»
Санки привезли ребятки,

горка есть и – всё в порядке!
[2]

 

* Чистоговорки – повторить, перебрасывая мяч:

Ом-ом-ом – вот наш дом.
Ом-ом – в лесу гном.
Ом-ом-ом – в реке сом.
Ом-ом-ом – на полке альбом.
Ма-ма-ма – вот пришла зима.
Мо-мо-мо – дети любят эскимо.

 

     6 Развитие памяти

* Выучить стихотворение по картинкам:

Много слов хороших есть на букву М:
мороженое, мандарины,
мячик и машины,
Мишка, Маша, мармелад –
букве М я очень рад!

Скачать рисунок в формате PDF

– Назвать самое красивое, любимое, родное слово на букву М. (мама)

 

     7 Блиц-массаж

Отдохнем немножко – разотрем ладошки.
Чтобы лучше слушать, растираем уши.
Разотрем теперь и лоб, чтобы лучше думать мог.

 

     8 Развитие слогового и звукобуквенного анализа и синтеза.

* Игра «Слоги» – прочитать слоги и придумать слова на заданный слог.

Речевой материл: МАма, МОшка, МУшка, МЫшка, МЭр, МЕл, МЁд, МЮсли, МИшка, МЯч.

* Образование новых слов – из слов-предметов образовать слова-признаки. Игра с мячом.

Речевой материал: варенье из малины – малиновое, каша из манки – манная, ножницы из металла – металлические, пузыри из мыла – мыльные, день с морозом – морозный, печенье с мёдом – медовое.

* Игра «Твёрдо – мягко» – если звучит звук [м], поднять синий карандаш, если [м’] – зелёный.

Речевой материал: молоко, медведь, мост, молоток, компот, месяц, мышка, семья.

* Игра «Поймай звук» – услышать звук [м] в слогах, словах и хлопнуть в ладоши.

Речевой материал: а, о, у, м, р, н, л, м, ма, пу, ро, ми, ля, ну, оп, ах, ом, ус, мама, мяч, медведь, заяц, волк, папа, бабушка, сом, нос, дом, рот, живот, альбом, пенал, бумага, книга, сумка, булка, будка, молодцы.

* Назвать только слова с буквой М.

Речевой материал: мишка–ложка–кошка, дым–сыр–сын, стол–ком–соль, Саша–Маша–Даша, калина–Марина–малина, неваляшка–матрёшка–Петрушка.

* Игра «Добавь М» – заменить букву в слове на М, получить новое слово.

Речевой материл: пел – мел, кот – ком, ток – том, рост – мост, Саша – сама/Маша, киска – миска, сила – Мила, Паша – Маша, папа – мама.

* Звукобуквенный анализ слов с опорой на цифровой ряд. Игра «Шифровальщики» – услышать звуки [м], [м’] и определить, где писать букву М в слове.

Речевой материл: мел, лапа, лампа, дом, Маша, Миша, Лена, лимон, пенал, магазин, пол, стул, мебель, апельсин, самолёт, аквариум.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
                   

 

III Итог занятия

* Рефлексия – поместить фишку с именем возле той картинки, которая соответствует твоему настроению сейчас.

                                        

– Рассказать, какие задания понравилось выполнять, какие задания были трудны. Оценить свою работу на занятии сегодня.

 

Список использованных интернет-источников

1 https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/07/06/konspekt-kompleksnogo-zanyatiya-po-teme-zima-zimnie-zabavy-s

https://nsportal.ru/user/851230/page/veselyy-yazychok

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий