Наталья СЕМАШКА,
воспитатель старшей группы
яслей-сада № 31 Мозыря,
Гомельская область
В конце февраля, когда световой день стал длиннее, солнышко уже стало чаще появляться на небосводе и согревать своими лучами, мы с ребятами решили посадить мини-огород на подоконнике.
Процесс выращивания на окне свежей зелени несложен и почти не требует материальных затрат, зато сколько удовольствия и пользы! Это тот самый случай, когда и развлечение, и полезное дело «произрастают», так сказать, в одном горшке. Чем сто раз объяснять малышу, как получается из желудя дуб, а из семечка – подсолнух, лучше один раз это семечко посадить, и своими глазами наблюдать за его ростом.
С чего начать?
Предварительно приобрели готовую почву в садоводческом магазине, семена различных культур, приготовили емкости для посадки, инструменты (совочек, грабельки, лейку). Затем определили на подоконнике место для «огорода», смастерили декоративный заборчик и обнесли им наш огородик, «населили участок жителями».
Выбрали для посадки крупные семена различных, самых распространенных культур. Процесс посадки семян вызвал у детей большой интерес. Лук – самый частый житель домашней грядки. Его мы посадили в грунт и в прозрачную баночку в воду. Таким образом, мы могли наблюдать за развитием корневой системы лука.
Кроме луковичных посеяли бобовые. Крупные семена легко удерживать пальцами детям и помещать в землю. Для сравнения рассмотрели и посеяли семена таких культур, как свекла, огурец, томаты.
Некоторые овощи обладают удивительным свойством – расти из «вершков» и «корешков». Так можно дать вторую жизнь кочерыжке. Каково было удивление ребят, когда мы, поместив в грунт корневую часть обрезанной пекинской капусты, моркови, свеклы через 4–5 дней дождались молодых ростков! Увлекательно и познавательно!
Зелень на подоконнике – своеобразная домашняя энциклопедия для детей. Таблички с названиями культур помогут им запомнить названия растений. Ребята уже понимают, что для роста растениям нужна не только почва, свет и тепло, но и уход. Поэтому, мы с воспитанниками ежедневно ухаживали и наблюдали за ростом растений. Все это фиксировали в дневнике наблюдений.
Выращенное перо лука дети с удовольствием кушают в обед, добавляя в супчик. Подросшую рассаду культур мы передадим на участок детского сада для дальнейшего выращивания.
Вот такой чудесный огород у нас получился!