- Метадычка, Пачатковая школа. Iдэi

Развитие младших школьников в процессе проектной деятельности

 

Елена ВАЛЕНТЮКЕВИЧ,
заместитель директора по учебной работе
ГУО «Средняя школа № 5 г. Новогрудка»,
Гродненская область

 

 

Современная школа сегодня призвана решать новые образовательные задачи, связанные с овладением школьниками учебными компетенциями, т.е. овладение такими навыками и способами учебной деятельности, которые позволят учащимся более самостоятельно, творчески и осознанно подходить к процессам самообразования и саморазвития личности. Исследовательская и проектная деятельность в образовательном процессе – это как раз то, что способствует достижению этих задач. И здесь важная роль отводится учителю, который должен помочь учащимся.

Учителя начальных классов средней школы № 5 Новогрудка, начиная с 1-го класса, активно вовлекают учащихся в проектно-исследовательскую деятельность. Наши педагоги имеют хороший опыт работы в этом направлении, в учреждении сложилась методическая система работы над проектами, пришло понимание целей образования, места проектной деятельности в образовательном процессе.

 

В своей работе учителя начальных классов используют разные виды проектов: информационный, исследовательский, творческий, ролевой, игровой, практико-ориентировочный (прикладной).

Темы детских проектных работ педагоги выбирают в зависимости от содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Для проекта требуется личностно и социально значимая проблема, находящаяся в зоне ближайшего развития и обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу. В раскрытии учебной темы используются интерактивные наглядные средства, движущиеся модели, медиасредства и анимации.

Работа над проектами достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учащихся начальных классов постепенно. Уже в 1-м классе используются специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований.

С первых дней занятий в школе педагоги рассматривают методы исследования, т.е. откуда можно получить информацию. Обучая первоклассников приемам проведения учебных исследований, предлагают детям карточки с символическим их изображением. С помощью графических символов дети легко усваивают методы исследовательской деятельности. Педагоги предлагают учащимся небольшие, простые задания исследовательского характера. Например, «Какие деревья и кустарники растут на школьной территории?», «Какие комнатные растения есть у вас дома?». Дети записывают названия деревьев, кустарников, собирают загадки, стихотворения о комнатном или декоративном цветке.

Во 2-м классе творческие задания усложняются. Так, под руководством учителя начальных классов Е.М.Антоновой, ребята из 2 «Б» класса участвовали в проекте «История игрушки». Учащиеся узнали, какую роль играют игрушки и игры в жизни детей и некоторые сведения из истории игрушек. Итогом участия в проекте стало изготовление каждым ребенком собственной игрушки.

Учащиеся 3–4-х классов выполняют довольно сложные проекты. Дети работают с дополнительной научной литературой (справочники, энциклопедии, сборники). Под руководством учителя начальных классов Ж.И.Олешкевич ученики 3 «Б» класса создали проект «Олимпиша путешествует по Беларуси». Олимпийское движение – важная часть культуры человечества. Изучение его истории, несомненно, должно стать частью образования любого культурного человека. В ходе реализации проекта ребята познакомились с историей развития олимпийского движения в Беларуси, узнали имена выдающихся спортсменов, познакомились с различными видами спорта, а самое главное, по их инициативе в школе была открыта музейная комната «Участие Беларуси в Олимпийских играх». Сейчас ученики Жанны Ивановны работают над новым проектом «Удивительный мир динозавров». Ребятам предстоит уникальная возможность изучить периоды жизни, среду обитания, размножение динозавров, узнать об основных видах динозавров,«определить» причины их вымирания.

Не менее интересным стал проект учащихся 3 «А» класса под руководством педагога С.А.Стёпиной «Животный мир родного края». В результате реализации проекта ребята получили знания о животных родного края: внешний вид, среда обитания, жилище, названия детенышей. Познакомились с понятием «Красная книга» и животными, занесенными в нее. С помощью родителей школьники смастерили кормушки для птиц, которые вместе с классным руководителем развесили на деревьях.

Опыт работы показал, что использование проектно-исследовательских методов обучения в образовательном и воспитательном процессе учащихся начальной школы продуктивно.

У детей формируются универсальные учебные действия, ключевые компетентности, воспитывается ответственность учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственное воспитание.

Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, и сильные, и слабые дети имеют возможность развить лидерские качества, у них возрастает уверенность в себе, повышается успешность в учебе. Ежегодно наши учащиеся становятся победителями районного конкурса «Я –исследователь», областного конкурса «Я познаю мир».

 

Поделиться ссылкой:

0

Добавить комментарий