- Педагагічная адукацыя. Сцэнарыі, Прафесійная адукацыя

Классификации игр. Творческие игры, их особенности и разновидности

 

Наталья ЗАМЯТИНА,
преподаватель педагогики
ГУО «Гомельский государственный
педагогический колледж имени Л.С.Выготского»,
Гомельская область

 

 

Тема урока: Классификации игр. Творческие игры, их особенности и разновидности.

Цели урока:

образовательная организовать работу по изучению и систематизации ключевых понятий по теме: «Классификации игр. Творческие игры, их особенности и разновидности»;

развивающая  совершенствовать умения самостоятельной работы и работы в группе в процессе изучения и систематизации знаний по теме; развивать творческие способности учащихся;

воспитательная  создавать условия для выработки учащимися необходимых в профессиональной деятельности ключевых компетенций.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения урока: нетрадиционная (игровая).

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.

Методическое обеспечение: план занятия, тестовое задание по теме, карточки с педагогическими задачами, техническое обеспечение: ноутбук.

Методы обучения: словесный (слово преподавателя, объяснение, инструкция); словесно-наглядный, частично-поисковый, практический (выполнение заданий); самостоятельная работа с тестами, игровая технология.

Методы контроля: опрос, решение педагогических задач.

Межпредметные связи: психология, литература.

Методическая цель: организация самостоятельной работы учащихся, при изучении систематизации материала, как условие развития ключевых компетенций будущих специалистов.

Структура урока: Организационный момент (2 мин). Опрос (8 мин). Изложение новой темы (15 мин.) Работа в группах по обобщению и систематизации знаний по теме (15 мин). Итог (5 мин).

 

Ход урока

Организационный момент

Здравствуйте, уважаемые учащиеся! В.А.Сухомлинский писал: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, фантазии. Без этого он – засушенный цветок».

Опрос

Скажите мне, пожалуйста, какую тему мы с вами сейчас изучаем?  (Классификацию игр детей дошкольного возраста)

Блиц-опрос. Отвечаем быстро.

Раскройте содержание классификаций по:

  • Классификация игр Фридриха Фрёбеля

исследователь Ф.Фрёбель в основу классификации положил принцип дифференциации влияния игр на развитие детей:

1) игры на развитие ума – умственные игры;

2) игры на развитие внешнихорганов чувств – сенсорные игры;

3) игры на развитие движений – моторные игры.

  • Классификация игр Карла Гросса

А.К.Гросс делил игры на два вида:

1) игры обычных функций (подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю);

2) игры специальных функций (цель – совершенствование инстинктов): семейные игры, игры в «охоту».

  • Классификация игр Лесгафта Петра Францевича

П.Ф.Лесгафт выделяет две группы игр:

1) имитационные (подражательные);

2) подвижные (игры с правилами).

  • Классификация игр Надежды Константиновны Крупской

1) игры, придуманные детьми (творческие);

2) игры, придуманные взрослыми (игры с правилами);

3) По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.

 

Изложение новой темы

А теперь рассмотрим классификацию игр, принятую в современной дошкольной педагогике. За основу принята следующая классификация детских игр.

 

I Творческие игры (сюжетно-ролевые, конструктивно-строительные, театрализованные, режиссерские. Отражают стремление к активности, самостоятельности, удовлетворение потребностей, реализацию впечатлений, своеобразие взаимодействия, детское подражание).

Творческие игры можно разделить на две подгруппы:

     1 Творческие игры на основе готовых сюжетов.

     2 Игры с сюжетами, самостоятельно придуманными детьми.

Творческие игры на основе готовых сюжетов:

     1) подражательная игра – основанная на повторении понравившегося действия взрослого либо сюжета книги, мультфильма;

     2) сюжетно-отобразительная игра (по определению Л.С.Выготского – «игра-воспоминание») – в которой ребёнок отображает действия взрослого, повторяя их по памяти; сюжетно-отобразительная игра – принадлежность раннего и младшего дошкольного возраста;

     3) игра-драматизация – в которой основой игрового действия является литературный сюжет.

     4) театрализованная игра – ориентирована на зрителя, дети занимают позицию актёров, которые показывают зрителям спектакль; дети принимают участие в создании его сценария, оформлении декораций и костюмов, афиши, пригласительных билетов.

В играх на основе готовых сюжетов творческое начало проявляется в создании игровых образов, отборе средств выразительности, в создании обстановки для игры.

Игры с сюжетами, самостоятельно придуманными детьми:

     1) сюжетно-ролевая игра – это игра, в которой ребёнок самостоятельно придумывает и развивает сюжет, принимая на себя ту или иную роль; расцвет сюжетно-ролевой игры приходится на возраст от 3 до 5 лет, затем сюжетно-ролевая игра постепенно начинает уступать место другим видам игр

     2) режиссёрская игра – в ней придумывание и развитие сюжета происходит через роли, которые ребенок передает игрушкам; в такой игре ребёнок разговаривает от имени разных персонажей-игрушек, передвигает их по игровому полю, комментирует происходящее в игре; вначале режиссёрская игра появляется как индивидуальная деятельность ребенка (самые ранние её проявления приходятся на 3-й год жизни), к старшему дошкольному возрасту режиссерская игра возможна и при совместной деятельности детей, при этом у дошкольников сохраняются и индивидуальные режиссерские игры;

     3) игра-фантазирование – построена на воображении, тесно связанном с готовым рисунком или рисунком, выполняемым по мере развития сюжета; такая игра сопровождается диалогами и монологами героев, комментариями и протекает преимущественно в речевом плане; продукт игрового воображения может быть связан как с внешней, так и с внутренней (про себя) речью ребёнка; обычно игра-фантазирование появляется у детей в старшем дошкольном возрасте;

     4) игра-проект включает в игровой процесс другие виды деятельности (рисование, конструирование, ручной труд) для реализации игровых задач; такие игры – принадлежность старших дошкольников, которым уже важен не только процесс, но и результат своей деятельности.

Театрализованные игры, импровизационные и игры-фантазирования носят название рубежных игр (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев): ребенок проявляет себя в качестве автора, актера, зрителя. В такой деятельности происходит сдвиг мотива с процесса игры на её результат.

 

II Игры с правилами:

     1) дидактические: по содержанию (математические), по ознакомлению с окружающим (речевые, музыкальные); по дидактическому материалу (игры с предметами, настольно-печатные, словесные);

     2) подвижные: по степени подвижности (малой, средней, большой подвижности); по преобладающим движениям (игры с прыжками, бегом, лазаньем и т. д.); по предметам (игры с мячом, лентой, обручем и т. д.).

Игры с правилами создаются и вносятся в жизнь детей взрослыми. К ним относят: подвижные, спортивные, интеллектуальные, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), коррекционные, шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые игры.

Среди игр с правилами большую группу составляют народные игры, которые передаются детям из поколения в поколение.

 

Игры также могут быть классифицированы по месту в педагогическом процессе детского сада (Л.А.Венгер, Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова, С.Л.Новосёлова). В этом случае выделяют:

     1) самодеятельные (самостоятельные) игры, которые возникают по инициативе самих детей;

     2) игры, организуемые взрослым в целях обучения, воспитания или коррекции развития детей.

 

Исследователь С.Л.Новоселова в программе «Истоки» представила следующую классификацию:

     1) игры, возникающие по инициативе ребенка

– самостоятельные игры:

– игра-экспериментирование;

– самостоятельные сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные);

     2) игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:

– игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные);

– досуговые игры (игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные игры, празднично-карнавальные игры, театрально-постановочные игры);

     3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций (народные), которые могут возникать как по инициативе детей, так и взрослых, исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым.

 

Работа в группах по обобщению и систематизации знаний по теме

А теперь мы с вами поиграем в клуб знатоков «Что? Где? Когда?» (Звучит музыка). Открываем конверт под №…

1 С вами играет воспитатель ГУО №…

«Девочки-хозяйки идут в магазин, советуются друг с другом о том, что будут готовить на обед. – Мой муж очень любит шницели, – говорит хозяйка с серьёзным видом. – А вот дочке давай только пельмени. – А мой ест только рыбу, говорит, что сосиски надоели, – сокрушенно покачивая головой, отвечает вторая девочка. В магазине хозяйки переходят от одного отдела в другой, спрашивают, сколько стоит товар. Платят деньги в кассу за покупки».

Внимание, вопрос: О какой игре и каких её особенностях говорит данный эпизод? (Сюжетно-ролевая игра, дети самостоятельно придумывают и развивают сюжет).

2 С вами играет воспитатель ГУО №…

«Вова (5 лет 5 месяцев) увлечённо «ремонтирует» машину, используя игрушечные инструменты, и не замечает ничего вокруг. Однако его действия отличаются однообразием: он через каждые 2–3 минуты подвинчивает винты и накачивает шины. Воспитатель предлагает ему деталь строительного материала: «Ты ремонтируешь машину? Тогда тебе может пригодиться эта маслёнка. В ней машинное масло».

Внимание, вопрос: О какой игре идет речь? Её особенности? (Сюжетно-отобразительная игра, ребёнок отображает действия взрослого, повторяя их по памяти. Воспитатель предлагает предмет-заместитель).

3 С вами играет заместитель заведующего ГУО №…

«Воспитатель показала детям новую маску – шапочку лисы, которая сразу же понравилась детям. «Лисой будет тот, кто первым попадется, проиграет», – объяснил педагог. Началась игра. Первым проиграл Денис. Девочки стали спорить о том, что мальчики «лисой» не бывают, но после вмешательства взрослого замолчали. При повторном проведении игры дети, стараясь скрыть, проигрывали нарочно. Это было очевидно для воспитателя и других «честных» детей. Возник конфликт. Играть всем расхотелось».

Внимание, вопрос: О каком виде игр идет речь? Какую ошибку допустил воспитатель? (Игры с правилами, в частности, подвижные игры. Нельзя проигравшего назначать ведущим).

4 С вами играет заведующий ГУО №…

«На занятии по развитию речи в старшей группе воспитатель дала детям образец того, как можно описать предмет так, чтобы получилась загадка: «Это – предмет посуды. У него есть ручки, стенки, донышко и крышка. Он металлический. В нём можно варить суп». Дети быстро отгадали загадку и начали придумывать свои. Загадку Никиты они долго не могли отгадать: «Это – фрукт. У него есть хвостик. Вкусный. Висит груша, нельзя скушать». Придумать ответ не смогла даже воспитатель. Потом оказалось, что ответ – груша, но червивая, поэтому её кушать нельзя. Дети радостно засмеялись, услышав отгадку. Воспитатель сделала Никите замечание: «Ты неправильно загадывал, поэтому я не смогла отгадать». Мальчик, до этого воодушевленный вниманием сверстников, расстроился и убежал в раздевалку. «Нет, правильно! Правильно!» – закричал он уже издалека, размазывая по лицу слёзы».

Внимание, вопрос: О каком виде игр идет речь? Какую ошибку допустил воспитатель? (Игры с правилами, в частности, словесные дидактические игры. Воспитатель не должен давать категорическую оценку.)

5 С вами играет мама 5-летней девочки.

«Мама говорит дочери: «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». По очереди называем слова и «кладем» их на ладошку. Можно точно так же поиграть в «сладкие», «горячие», «вареные», «растительные» слова».

Внимание, вопрос: О каком виде игр идет речь? Особенности этих игр? (Игры с правилами, в частности, словесные дидактические игры, организуемые взрослым в целях обучения, воспитания или коррекции развития детей).

6 С вами играет мама 6-летнего ребенка.

«Она постоянно шкодит. То камни принесет, посередине комнаты положит, то песок на стол высыплет. Только отвернусь, как обязательно что-то натянет на голову. Сил просто нет. Что делать?»

Внимание, вопрос: Чем занимается ребенок? О каком виде игр идет речь? (Ребёнок познаёт окружающую действительность, игра-экспериментирование).

 

Подведение итогов урока. Оценка.

Говорят, что существует прямая зависимость между любимым цветом и настроением. На столах у вас лежит конверт, откройте его. Возьмите карточку с цветом, который вам ближе. А теперь поднимите их.

Мне радостно и я вам скажу почему. Доминируют у вас цвета красный, зеленый, желтый, а с точки зрения немецкого психолога Макса Люмера они означают: активность, радость, внимание, бодрость. Я благодарю вас за работу, наиболее активными сегодня были…

 

Используемая литература:

1 Дошкольная педагогика / С.А.Козлова,Т.А.Куликова. – Академия, – 2006.
2 Педагогика; учебное пособие/ под ред. В.А.Сластенина. – М., 2002.
3 Столяренко А.М. Общая педагогика.

 

Поделиться ссылкой:

+1

Добавить комментарий