Дидактические игры как средство формирования словаря имен прилагательных у детей с общим недоразвитием речи

- 19:46Коррекционная педагогика. Опыт, Методичка

 

Зинаида ЗАГОРАНСКАЯ,
учитель-дефектолог
ГУО «Ясли-сад № 19 г. Мозыря»,
Гомельская область

 

 

Анализ речи воспитанников на занятиях и в свободной деятельности показал, что овладение атрибутивной лексикой представляет особую сложность.

Дети не знают многих прилагательных, употребляющихся в речи их сверстниками с нормальной речью (кислый, квадратный, аккуратный, и другие), испытывают затруднения в поиске известного слова. При подборе антонимов чаще всего используют те же слова с приставкой не- (широкий – неширокий, хороший – нехороший).

Характерная особенность словаря детей с ОНР – неточность употребления слов, которая выражается в вербальных парафазиях (высокий – большой, широкий – большой, длинный – большой и других). Отмечается однотипность используемых имен прилагательных – на вопрос какой? чаще всего называется цвет предмета, или, например, слово красивый.

Большую сложность для детей представляет словообразование прилагательных. Таким образом, нарушения формирования атрибутивной лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, своеобразии употребления слов.

Все это указывает на необходимость поиска более эффективных средств коррекционно-педагогического воздействия при формировании словаря имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Я выбрала дидактическую игру.

Так, в придуманной игре «Обувь для клоунов» на занятии по теме «Одежда и обувь», сравнивая предметы обуви на парных картинках, дети определяют, что помимо цвета, обувь различается и по другому признаку – предназначением для мужчин, женщин или детей. В словарь вводятся прилагательные мужская, женская, детская.

В игре «Такой же, как…», выбранной при изучении темы «Животные жарких стран», формируются определения: высокий, быстрый, сильный, забавный и другие. Учитывая то, что детям с ОНР тяжело подобрать нужное слово к определениям, не имея наглядной опоры, изготовлен макет для магнитной доски. Появилась возможность предъявлять игру в различных вариациях: объединять в группы, например, огромные животные, или, прикрепив рядом, например, жирафа и кенгуру, предложить детям ответить, кто кого выше, кто кого быстрее.

Дети с ОНР плохо понимают значение абстрактных понятий, характеризующих человека, следовательно, и соответствующих слов в их словаре нет. Для устранения этого недостатка используется игра «Что это значит?». Вначале дети заканчивают предложение педагога: Смелый человек, это когда он… Затем предложение переделывается: Если человек ничего не боится, значит, он… Слова для примера: капризный, ленивый, жадный, честный, аккуратный, хитрый, послушный, вежливый.

Обучение детей навыкам образования сравнительной степени прилагательных (игра «Хороший, еще лучше») предваряется работой по формированию умений устанавливать сериационные ряды. Вначале используются различные геометрические фигуры, полоски, затем натуральные предметы, и наконец, игры типа «От самого короткого к самому длинному», «От самого маленького к самому большому». Чтобы дети соотносили изображения предметов с их реальными образами, в качестве пособий подбираются картинки одинакового размера. Использование детьми слов: больше, меньше, ниже, короче, мягче и других способствует также автоматизации правильного произношения звуков [ш], [ж], [ч].

Для сокращения резкого расхождения активного и пассивного словаря подобраны игры, направленные на его активизацию. Активизация словаря – это закрепление слова в контексте: в словосочетаниях, предложениях, тексте. Для разминки на занятиях разной тематики особую популярность у автора и его воспитанников приобрела игра «Каждый знает».

Продолжая фразу педагога: «Каждый знает, что легким бывает» (огромным, кислым и других), – дети называют подходящие предметы. Работая с предметными картинками в рамках определенной темы, используется игра «Подбери признак». Вслед за ней – «Сделай предложение длиннее» – по тем же картинкам педагог составляет предложение, дети распространяют его определением, подобранным словом-признаком.

Целью игры «Что подходит?» является формирование умений подбирать синонимы. Из ряда определений дети выбирают те, которые подходят к предъявляемым изображениям: воин – смелый, храбрый, трусливый; медведь – неуклюжий, ловкий, неповоротливый.

Игры для формирования и уточнения структуры значения слова помогают преодолеть неточности и парафазии при использовании некоторых прилагательных. Для указанной категории разработаны несколько игр, формирующих умения дифференцировать значения слов на основе признаков противопоставления, сходства, аналогии.

Используются ещё такие игры, как «Исправь ошибки» (огурцы синие, пол железный, морковь круглая, селедка кислая), которые способствуют, также, развитию у детей чувства юмора и вызывает адекватную эмоциональную реакцию – смех. «Что общее?» (елка и огурец, руль и колесо) – для игры можно подобрать пары картинок. Но детям особо нравится, когда предметы для «исследования» натуральные. Лимон и яблоко попробовали – они кислые, конфета и сахар – сладкие, орех и камешек ощупали – твердые, снег и лед – холодные.

«Чем отличаются?» – используются как парные картинки, так и изображения разных предметов: грузовик и такси, дуб и береза, ведро и бочка и другие. «Послушай и ответь» – помимо формирования словаря имен прилагательных, эта игра развивает у детей мышление, слуховое внимание, память, например: муравей, тыква, слон, пуговица, желудь – назвать маленькое, назвать большое.

«Что лишнее?», «Хлопни в ладоши, если услышишь живое и маленькое», «Чем похожи по цвету, вкусу, величине?» (названия позволяют опустить описание использования игр) формируют у детей умения сравнивать и находить существенные признаки предметов, дифференцировать их качества. Эти умения являются необходимым условием использования слов-определений в точном значении.

Таким образом, использование описанной выше системы дидактических игр является эффективным средством формирования словаря имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, позволяющим увеличить объём словаря, сократить разницу между активным и пассивным словарем, устранить неточности и однотипность употребляемых слов. Все это, несомненно, способствует развитию коммуникативной компетенции детей.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий