- Дашкольная адукацыя. Iдэi, Метадычка

Организуем исследовательское обучение

 

Галина ШЛЯГО,
заместитель заведующего по основной деятельности
ГУО “Ясли-сад № 10 г. Мозыря”,
Гомельская область

 

 

Однажды, зайдя в старшую группу, я обратила внимание воспитанников на яркий пакетик, который принесла с собой. Там были небольшие гладкие, похожие на камешки, разноцветные семена.

Внимательно рассмотрев и потрогав их, некоторые ребята догадались, что это семена фасоли. Рассказала им, что если их посадить в землю и правильно ухаживать, то произойдет что-то очень необычное. Мальчики и девочки начали активно обсуждать и выдвигать свои версии, а потом решили вместе с воспитателем взяться за интересное дело.

И работа закипела. Прежде чем приступить к созданию огорода, воспитатель показала детям видеофильм о пользе растений и правильном уходе за ними. Из рассказа педагога дети узнали, что на окне можно выращивать не все растения. Например, крупные растения рекомендуется оставить для огорода или сада. Таким растениям будет очень жарко и тесно на окне, поскольку они не предназначены для подобных условий и все усилия будут напрасны, а растения не будут цвести надлежащим образом, и могут погибнуть. Эти знания позволили маленьким огородникам ещё с большим интересом ухаживать и любоваться огородом на окне.

       

Все вместе обсудили дизайн огорода на подоконнике. В его оформлении приняли активное участие и родители. Так появились весёлые вагончики с колёсами, окна с лицами пассажиров и паровоз с большой трубой, а вокруг – разные контейнеры, обернутые нарядной упаковочной бумагой или тканью. Появилась на окне и “луковичная башня” (пластиковая бутыль, наполненная грунтом с прорезанными окнами для посадки луковиц). Самое важное, что все виды работ, от дизайна ёмкостей для огорода, проращивания и посадки семян, регулярного умеренного полива, до поворачивания растений к источнику освещения дети выполняли сами.

   

Этот увлекательный процесс развивает детскую любознательность, самостоятельность, эстетическое восприятие, чувство красоты и гуманное отношение к природе. За растениями ребята проводили регулярные наблюдения с фиксацией результатов в дневнике, в который они заносили самостоятельные зарисовки. Как только я заходила к ним в группу, они с гордостью рассказывали мне об изменениях, которые происходили с растениями.

Нашлось место и для лаборатории, где высаживались растения разными способами. Ребята высаживали луковицы, создавая для них разные условия: для одной – тепло, воду, свет; для другой – тепло, воду, темноту; для третьей – холод, воду, свет. Когда воспитатель организует такой опыт и проводит с детьми регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием лука (с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в календаре), он достигает очень многого – на конкретном примере убеждает детей в значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений.

В исследовательском обучении мы уже достигли некоторых результатов, которые свидетельствуют о необходимости новых подходов в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Осваивая готовые знания через собственные наблюдения, впечатления и размышления, ребенок сохранит свое видение мира, а значит, и способность к самостоятельным открытиям.

 

Поделиться ссылкой:

+6

Добавить комментарий