- Гiсторыя i грамадазнаўства. Iдэi, Метадычка

Активизация познавательной деятельности учащихся при устном изложении материала на уроках истории

 

Елена МАЛЮКОВА,
учитель истории
ГУО «Гимназия г. Чечерска»,
Гомельская область

 

 

 

 

Повысить познавательную активность школьников – одна из задач, которая стоит перед современной школой. В этой связи широкое применение находят наиболее эффективные методы и приёмы, способствующие развитию познавательной активности, что делает изучаемый материал собственным достоянием ученика.

Несмотря на эффективность проблемного обучения, оно может применяться далеко не всегда. Есть темы, содержащие новую информацию, и излагаемые учителем. Здесь важно, чтобы обучение учащихся не сводилось к простому слушанию, а учитель сознательно применял разные приёмы, способствующие повышению мыслительной деятельности.

Прежде всего, в учебном материале содержатся элементы, стимулирующие мышление и интерес обучающихся. Это новизна научных сведений, яркость фактов, оригинальность выводов. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы не просто изложить материал учебника, а в том, чтобы сделать информацию живой и увлекательной.

Так, в 5-м классе при изучении темы «Древнее Междуречье», чтобы показать, что обработка металлов, в частности железа, имела огромное влияние на жизнь людей, рассказываю сохранившуюся легенду о кузнеце:

«Когда закончилось строительство великолепного дворца, древний правитель решил прославить лучших мастеров. На возвышении, украшенном резьбой и драгоценными камнями, было установлено кресло почета: лучший из строителей, заслуживший наибольшее уважение среди других, должен был занять его. И вот без приглашения туда сел один человек.

«Кто ты такой и по какому праву ты занял это место?» грозно нахмурил брови правитель. Спокойно дождавшись, пока утихнет возмущённая толпа, незнакомец обратился к каменщику:

Кто сделал твои инструменты?
Кузнец, ответил тот.
А твои? гость обратился к плотнику.
Кузнец, последовал ответ.

И кому бы ни задавался этот вопрос, ответ был один – кузнец.

Вот видишь, правитель, никто из твоих мастеров не смог бы выполнить свою работу без сделанных мной железных инструментов, поэтому это место по праву должно принадлежать мне».

Эта легенда придала уроку занимательный характер, вызвала у детей непроизвольное внимание, позволила подчеркнуть высокий уровень хозяйственной жизни в Междуречье.

В теме «Столетняя война» вопрос о влиянии раздробленности на феодальные графства и герцогства на восстановление экономики Англии и Франции излагается достаточно сухо. Уверена, что простой пересказ этой информации вряд ли вызовет мыслительную активность и интерес у ребят к изучаемой теме. Поэтому на уроке использую дополнительный материал и некоторые положения раскрываю с помощью конкретных фактов и примеров. Так, для подтверждения хитрости и вероломства Людовика XI привожу конкретный пример:

Однажды король приехал в замок Карла Смелого для переговоров, желая заключить с ним мир. Одновременно он привёз с собой много денег для подкупа приближённых герцога, а ещё подговорил горожан Льежа восстать против Карла, пообещав им поддержку. Карл узнал о кознях короля и заставил его подписать унизительный мир.

Оживило рассказ и описание расправы Людовика XI над своими противниками.

Одних он приказывал убить, других заковывал в железные клетки, которые находились в специальном подвале замка. Хитрый и вероломный, он боялся своих приближённых, жил в лесном отдалённом замке под сильной охраной и страдал болезненной подозрительностью. Опасаясь за свою жизнь и боясь отравления, он постоянно голодал и, якобы, умер от истощения.

Дополнение учебника, конкретизация содержащихся там сведений делает объяснение более понятным, придаёт ему эмоциональный характер, стимулирует мыслительную деятельность ребят, повышает их любознательность. На уроке создаётся ситуация ожидания, которая помогает учащимся настроить себя на восприятие новых знаний и глубокое усвоение изучаемого материала.

Хороший результат в активизации мыслительной работы при устном изложении материала даёт побуждение сопоставлять новые факты с теми, что изучались ранее. Приём сравнения заставляет учащихся находить внутренние связи в учебном материале, обращать внимание на причины, которые вызывают то или иное явление. Например, говорю пятиклассникам, что в Междуречье не разрешалось вскрывать трупы людей, а в Египте такого запрета не было. После этого логично спросить, как отразится такой подход на развитии знаний о человеке и медицине в Египте и государствах Междуречья.

Таким образом, названные подходы к изложению нового материала не позволят учащимся воспринимать его пассивно. Поставленные учителем вопросы заставят их думать и глубже вникать в содержание изучаемой темы.

 

Список использованной литературы

  1. Варикова, С.И. Методы проблемного обучения как средство активизации мыслительной деятельности учащихся / С.И.Варикова// Беларускі гістарычны часопіс. – 2018. – № 8.
  2. Ворганов, В.В. Активизация познавательной деятельности учащихся / В.В.Ворганов // Гісторыя і грамадазнаўства. – 2014. – № 1.
  3. Дайко, А.А. Активные методы обучения как средство развития способностей учащихся/ А.А.Дайко // Гісторыя і грамадазнаўства. – 2017. – № 10.
  4. Трашко, О.И. Методика активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории / О.И.Трашко // Гісторыя і грамадазнаўства. – 2011. – № 3.

 

Поделиться ссылкой:

0

Добавить комментарий