- Псiхалагiчная дапамога

Коррекционно-развивающая программа для подростков “Путешествие по островам” (с использованием арт-терапевтических методов)

 

Татьяна КУЛЕШ,
педагог-психолог
Квасовской средней школы
Гродненского района,
Гродненская область

 

Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самопознания. Она вызывает положительные эмоции, помогает преодолеть апатию, безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. С помощью методов арт-терапии мобилизуется творческий потенциал, появляется потребность в самоактуализации, что способствует раскрытию широкого спектра возможностей подростка и развитию его индивидуальности. Основываясь на гуманистическом подходе, арт-терапия преследует единую цель – развитие и рост личности ребенка, расширение возможностей его социальной адаптации в обществе.

Цель программы – создание условий для формирования жизнеспособной личности, обладающей необходимыми ресурсами для успешной адаптации в обществе, содействие личностному развитию подростков.

Задачи программы:

     1) сформировать осознание необходимости самопознания;
     2) проанализировать сильные и слабые стороны личности подростков, направленные на формирование чувства внутренней устойчивости и доверия к самому себе;
     3) развить внутренние критерии самооценки;
     4) овладеть психотехническими приёмами, направленными на создание положительного образа Я;
     5) выявить собственную стратегию поведения взаимодействия с другими людьми;
     6) умение осознать свои жизненные перспективы, жизненные цели, пути и способы их достижения;
     7) развитие вариативности мышления, навыков рефлексии и обратной связи.

 

Программа рассчитана на 8 занятий, каждое из которых длится 1,5–2 часа. Занятие проводится в раз в неделю.

Каждое занятие состоит из трех частей:

1) вводная часть (приветствие, сообщение, разминка);
2) основная часть (рабочая);
3) завершающая часть (рефлексия)

Программа предназначена для подростков 13–16 лет.

Состав группы – количество участников 10–15 человек.

Средства реализации коррекционно-развивающей программы: арт-терапевтические методики, групповые дискуссии, ролевые игры, медитации-визуализации.

Ожидаемые результаты:

     1) сформированность положительного образа Я;
     2) сформированность адекватной самооценки, внутреннего доверия к самому себе;
     3) освоение и применение эффективных стратегий поведений в различных жизненных ситуациях;
     4) сформированность навыков конструктивного общения;
     5) осознание важности своих жизненных целей, путей и способов их достижения.

 

 “ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ОСТРОВАМ”
(Тематическое планирование)

 

Занятие 1. Остров познания себя (время занятий 1,5 часа)

Сообщение темы, выработка групповых правил, ознакомление с картой путешествий.

    1. Упражнение “Моё имя – мой характер” (визитки).
    2. Упражнение “Мой новый знакомый”.
    3. Упражнение “10 ответов”.
    4. Арт-терапевтическая методика “Окно Джохари”.

     Рефлексия.

Занятие 2. Остров чувств (время занятий 1,5 часа)

    1. Упражнение “Имена чувств”.
    2. Арт-терапевтическая методика “Встреча с чувствами”.
    3. Арт-терапевтическая методика “Слепок”.
    4. Упражнение “Ритмическое эхо”.

      Рефлексия.

Занятие 3. Остров бесстрашия (время занятий 1,5 часа)

    1. Упражнение-разминка “Равновесие в круге”.
    2. Упражнение “История от имени страха”.
    3. Упражнение “Контакт спинами”.
    4. Арт-терапевтическая методика “Продаю страхи”.
    5. Упражнение “Моё эмоциональное состояние” (рисунок по кругу).

      Рефлексия.

Занятие 4. Остров общения–1 (время занятий 2 часа)

    1. Упражнение “Контраргументы”.
    2. Анкетирование “Трудности в общении” (приложение 1).
    3. Упражнение “Список качеств, важных для общения”.
    4. Арт-терапевтическая методика “Рисуем чувства”.
    5. Упражнение “Мы разные…”

      Рефлексия.

Занятие 5. Остров общения–2 (время занятий 1,5 часа)

    1. Упражнение “Комплименты”.
    2. Упражнение “Вера Коркина”.
    3. Информационный блок “Барьеры непонимания и их преодоления” (Приложение 2).
    4. Арт-терапевтическая методика Создание мира”.

      Рефлексия.

Занятие 6. Остров без конфликтов (время занятий 1,5 часа)

    1. Упражнение “Круговорот”.
    2. Информационный блок “Стили поведения в конфликтной ситуации” (Приложение 3).
    3. Тест “Оценка стратегий поведения в конфликте” Дж.Г.Скотт (приложение 4).
    4. Упражнение “Наступление – сопротивление”.

      Рефлексия.

Занятие 7. Остров принятия решений (время занятий 1,5 часа)

    1. Упражнение-разминка “Лидер”.
    2. Информационный блок “Неагрессивное настаивание на своем” (приложение 5).
    3. Упражнение “Преувеличение или изменение поведения”.
    4. Арт-терапевтическая методика “Твои ответственные поступки”.

      Рефлексия.

Занятие 8. Остров целей и желаний (время занятий 1,5 часа)

    1. Упражнение-разминка “Число моей жизни”.
    2. Упражнение “Пять шагов”.
    3. Арт-терапевтическая методика “Картография жизни”.
    4. Упражнение “Превращаем проблемы в цели”.
    5. Медитация – визуализация “Стрела”.

      Рефлексия.

 

 “ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ОСТРОВАМ”
(Содержание коррекционно-развивающей программы)

 

Занятие 1. Остров познания себя (время занятий 1,5 часа)

Цели:

– формирование осознания необходимости самопознания;

– анализ сильных и слабых сторон личности участников, направленных на формирование чувства внутренней устойчивости и доверия к самому себе

– рефлексия состояний.

1 Упражнение “Мое имя – мой характер”

Участники изготавливают визитки по схеме, затем перемещаются по комнате и находят пару с похожей визиткой (девизом, качествами и др.).

Имя
Мои лучшие качества
Девиз
Мои ожидания

2 Упражнение “Мой новый знакомый”

Участники разбиваются на пары, знакомятся друг с другом, отвечая на вопросы. Затем каждой паре нужно представить своего партнера.

– Как его зовут?
– Чем он занимается?
– Чем бы хотел заниматься в жизни?
– Что он любит (не любит).
– Что ценит в людях?

3 Упражнение “10 ответов”

Участникам предлагается дать по 10 ответов на каждый вопрос. Затем выделить:

1) сходство имиджа;
2) психологические качества;
3) социальные роли.

Если один из блоков выпадает, значит, там возникла какая-либо проблема.

Кто Я? Какой Я? Мой друг Мои родители
1.
2.
3.
1.
2.
3.
1.
2.
3.

4 Арт-терапевтическая  методика “Окно Джохари”

Участникам предлагается нарисовать “окно”, через которое личность смотрит на окружающий мир, а окружающие – на неё. В раму вставлены четыре стекла: первое – обоюдно прозрачно – то, что попадает в эту область, видно с обеих сторон; следующие два стекла – тонированные – позволяют видеть только с одной стороны. Через одно из них “хозяину” всё видно, а окружающим нет, а через другое хозяину ничего не видно, зато окружающим прекрасно видно всё “слепое пятно”. Последнее окно – матовое, через него не разглядеть (бессознательное-Я).

Я знаю, другие знают Знают другие, не знаю я
Я знаю, другие не знают Я не знаю, другие не знают

Оформляется выставка рисунков, участники вывешивают их на стену. Психолог может использовать это как диагностику динамики группы (где расположен рисунок, динамика, конфликты, конкуренция и т.д.).

Обсуждение и анализ рисунков участников.

Посредством обратной связи расширяется область открытого-Я и уменьшается область “слепого пятна”, а возможно, бессознательного-Я.

5 Рефлексия

 

Домашнее задание: нарисовать “Мой портрет в лучах солнца”, написать свои лучшие качества.

 

 

Занятие 2. Остров чувств (время занятий 1,5 часа)

Цели:

– актуализация опыта и знаний, относящихся к эмоциональной сфере;

– проявление и отражение своего внутреннего мира через рисунок;

– умение понимать своё эмоциональное состояние и выражать его;

– развитие творческого мышления.

1 Упражнение “Имена чувств”

Записать на листках бумаги как можно больше чувств (можно изобразить символами). Один участник группы зачитывает названия чувств, остальные ищут совпадения, сравнивают, вычеркивают их.

2 Арт-терапевтическая методика “Встреча с чувствами”

Психолог произносит вслух: страх, злость, любовь. Участникам предлагается нарисовать цветными карандашами или красками абстрактную картину (из цвета и линий), как они представляют эти чувства.

Анализ. Обсуждение.

3 Арт-терапевтическая методика “Слепок”

Материалы: стекло, гуашь, листы бумаги.

На стекло наливается краска, цвета выбирают сами участники, затем нужно стекло перевернуть на бумагу и прижать, повернуть по часовой стрелке или против неё.

Создать картину на разную тематику (чувства, жизнь, нереальный мир).

Картину можно дорисовать, но основной слепок сильно не видоизменять. Придумать название и “рецепт” (из каких чувств и качеств сделан “слепок”).

Участники делятся впечатлениями о рисунке. Приводят ассоциации.

4 Упражнение “Ритмическое эхо”

Под музыку участники группы “Эхо” повторяют за ведущим движение, которое он показывает: танец, гимнастику, мимику, звуки. Задача ведущего – добиться синхронизации движений всех членов группы.

5 Рефлексия

 

 

Занятие 3. Остров бесстрашия (время занятий 1,5 часа)

Цель: содействие осознанию подростками собственных страхов.

1 Упражнение-разминка “Равновесие в круге”

Участники становятся в круг, берутся за руки, рассчитываются на первый–второй. Стоят прямо, не сгибаясь и не сутулясь. Первые медленно наклоняются вперед (в центр круга), вторые – назад. Таким образом, участники, поддерживая друг друга, пытаются удержать равновесие. Затем они меняются местами: первые отклоняются, вторые – наоборот. Важно развить в группе доверие.

2 Упражнение “История от имени страха”

Участникам предлагается разбить по парам, вжиться в роль одного из страхов и от его лица рассказать о себе и своих действиях (как он действует: жалит, взрывается и т.д.)

3 Упражнение “Контакт спинами”

Участники в парах по очереди опираются на спину друг друга. Затем проводят анализ: кому из ребят легче опереться на другого (получить поддержку), кому легче дать поддержку другому.

4 Арт-терапевтическая методика “Продаю страхи”

Вырезать заготовки в виде объявлений о продаже товара с отрывными полосками.

Продаю страхи

 

 

 

 

 

 

 

 

Предложить нарисовать участникам на каждой полоске то, что вызывает страх, тревогу, опасение. Это могут быть отдельные предметы, животные, жизненные ситуации. Если возникнут затруднения в рисовании отдельных страхов, их можно просто написать словами.

По окончании все работы вывешиваются на доску объявлений. Детям предлагается подойти к ней и оторвать полоску с тем рисунком (словом), который не вызывает у него тревожного состояния. Когда каждый участник сделает свой выбор, анализируются страхи, вызывающие тревогу. Организуется анализ “оторванных” страхов: почему их не надо бояться, как с ними бороться.

5 Упражнение “Моё эмоциональное состояние” (рисунок по кругу).

Нарисовать рисунок (быстро) и пустить его по кругу. Каждый участник добавляет что-то своё и передает далее по кругу, пока рисунок не вернется к нарисовавшему его.

– Что использовали для зарисовки (цвет, фигуры)?
– Как вы поняли этот рисунок? Видели, что чего-то не хватает?
– Что чувствовали, когда получили свой рисунок видоизмененным?
– Нравится ли вам новый рисунок? Почему?

6 Рефлексия

 

 

Занятие 4. Остров общения–1 (время занятий 2 часа)

Цели:

– развитие личностных ресурсов подростков в области коммуникативных умений и навыков;

– формирование адекватной самооценки.

1 Упражнение “Контраргументы” 

Каждый участник рассказывает о своих слабых сторонах в общении, о том, что он не принимает. Это могут быть черты характера, привычки, мешающие в общении или в жизни, которые хотелось бы изменить. Остальные участники приводят контраргументы, что можно противопоставить этим качествам.

2 Анкетирование “Трудности в общении” (приложение 1).

3 Упражнение “Список качеств, важных для общения”

Участники самостоятельно составляют список качеств, важных для общения, затем вырабатывают общий список качеств. При этом любой может высказать своё мнение, аргументируя, приводя примеры, иллюстрирующие, как и когда эти качества помогали преодолеть препятствия в общении, улучшить его. Затем участники оценивают себя.

Качество Самооценка (в баллах)
умение слушать  
тактичность  
умение убеждать  
интуиция  
наблюдательность  
душевность  
энергичность  
открытость  

4 Арт-терапевтическая методика “Рисуем чувства”

Участникам предлагается нарисовать чувство, которое им мешает во время общения, которое им неприятно, из-за которого они чувствуют себя дискомфортно. Сверху написать название этого чувства.

Затем участники рисуют еще одно чувство, с помощью которого они справляются с чувством, изображенным на первом рисунке.

На обратной стороне листов бумаги нужно написать по 5–10 прилагательных, поясняющих эти чувства (сначала на первом листе, потом на втором).

5 Упражнение “Мы разные…”

Участники выбирают рисунки с изображением чувств, которые помогают и мешают в общении. Ребята должны назвать ассоциации: какие, по их мнению, чувства изображены на рисунках и как автор решает проблему трудностей в общении. Затем автор поясняет свои рисунки.

6 Рефлексия

 

 

Занятие 5. Остров общения–2 (время занятий 1,5 часа)

Цель: 

– формирование у участников умения слушать, высказывать свою точку зрения, аргументировать и отстаивать свою позицию,

– освоение способов конструктивного общения.

1 Упражнение “Комплименты” 

Все участники по кругу говорят соседу справа комплимент. Он должен ответить: “Спасибо, я тоже так считаю”.

2 Упражнение “Вера Коркина”

Участники делятся на три группы. Один участник от группы выходит за дверь, где ему читают текст. Он передает информацию второму члену группы, второй – третьему и так до тех пор, пока ее не перескажут все участники. Затем последние члены группы пересказывают информацию, которую услышали. Ведущий зачитывает правильный текст.

3 Информационный блок “Барьеры непонимания и их преодоления” (Приложение 2).

4 Арт-терапевтическая методика Создание мира”

Участники разбиваются на две-три группы (не более пяти человек). Им предлагается слепить из пластилина фигурки, разместить их на ватмане с условием, что больше фигурки перемещать не будут.

Совместно с группой создается объемный мир вокруг фигурок. Для создания мира можно использовать различный материал (краски, мелки, вырезки из журналов, пуговицы, целлофан, любые предметы).

Затем нужно сочинить групповую историю, придумать название своего мира, имена героев. Группы делятся с другими историями.

Диагностика: Где располагаются фигурки? Кто придумал, кого в мире больше? Как вы чувствуете в этом мире? Как история отражена в реальной жизни? Сплочена ли группа?

5 Рефлексия 

 

 

Занятие 6. Остров без конфликтов (время занятий 1,5 часа)

Цели:

– осознание проблем, возникающих во взаимодействии с другими людьми;

– осознание особенностей собственного поведения в конфликте;

– освоение способов конструктивного поведения в конфликте.

1 Упражнение “Круговорот”

Участники образуют два круга: внутренний и внешний. Встают лицом к лицу и разыгрывают ситуации (1 мин.). Затем внешний круг делает несколько шагов по часовой стрелке.

Ситуации:

Внешний круг – начальник, орущий на подчиненного; внутренний – подчиненный.

Внутренний круг – жилец дома, которого залили водой сверху, внешний – сосед сверху и т.д.

2 Информационный блок “Стили поведения в конфликтной ситуации” (приложение 3)

3 Тест “Оценка стратегий поведения в конфликте” Дж.Г.Скотт (приложение 4)

4 Упражнение “ Наступление – сопротивление”.

Участники разбиваются на пары, выбирают роли: настаивающий и сопротивляющийся. Настаивающий выдвигает требование, сопротивляющийся называет причину, по которой он не может выполнить это требование. Настаивающий приводит свои убедительные доводы, а сопротивляющийся – свои, поддерживающие отказ. Упражнение будет закончено, если сопротивляющийся будет убеждён. Затем пары меняются ролями.

Анализ физических реакций, эмоций, чувств, сопровождающих конфликт.

Обсуждение возможных действий, которые предпринимают стороны, чтобы овладеть своим состоянием.

5 Рефлексия

 

 

Занятие 7. Остров принятия решений (время занятий 1,5 часа)

Цели:

– развитие внутренних критериев самооценки;

– формирование эмоциональной и поведенческой саморегуляции и самоконтроля.

1 Упражнение-разминка “Лидер” 

Пусть встанет тот, кто считает себя самым красивым, умным, добрым и т.д. С помощью данного упражнения группа делится на три подгруппы .

2 Информационный блок “Неагрессивное настаивание на своем” (приложение 5)

3 Упражнение “Преувеличение или изменение поведения”

Участники выбирают нежелательное личное поведение или группа помогает выбрать поведение, которое ими не осознается. Предлагаются ситуации, в которых подростки должны принять какое-либо решение: согласиться на предлагаемое действие или ответить отказом. Робкие члены группы должны говорить громким авторитарным тоном и наоборот. Если участник осознает своё поведение и считает его нежелательным, он должен полностью изменить его.

Обсуждение.

4 Арт-терапевтическая методика “Твои ответственные поступки”.

Работа проводится в группах. Участникам предлагается создать коллаж своих ответственных поступков, придумать название работы. 

5 Рефлексия

 

 

Занятие 8. Остров целей и желаний (время занятий 1,5 часа)

Цели:

– формирование осознания необходимости самопознания;

– осознание своей жизненной перспективы, целей, путей и способов их достижения.

1 Упражнение-разминка “Число моей жизни”.

Каждый участник задумывает число, которое важно и имеет значение в жизни и записывает его на листе бумаги большими цифрами. Участники по очереди кладут листки бумаги в центр круга, остальные за две минуты должны угадать, почему это число важно для человека. Затем он сами разъясняет группе значение числа.

2 Упражнение “Пять шагов”

Участники определяют какую-либо интересную, но важную цель (можно профессиональную). Например, поступить в учебное заведение. Определяют, какой человек должен будет достигать ее и каковы его основные характеристики, успеваемость в школе и т.д. Затем нужно сообща выделить 5 этапов, которые бы обеспечили достижение намеченной цели с учетом особенностей обозначенного выше человека.

Вопросы для обсуждения:

     1 Насколько учитывались возможности человека, для которого выделялись 5 этапов достижения цели?

     2 Насколько выделенные нами шаги соответствуют реальности и конкретной ситуации в жизни?

     3 Насколько общие жизненные ситуации позволяют осуществлять те или иные мечты?

3 Арт-терапевтическая методика “Картография жизни”.

Участникам предлагается нарисовать своё будущее. Начинать следует с отправной точки “я здесь и сейчас”, затем нарисовать основные события в жизни, сделать карту (можно символически обозначить пункты, помогающие дойти до поставленных целей). Составить небольшой рассказ (работа в парах). Важно отслеживать свои мысли и чувства в начальной и конечной точках карты.

Вопросы для обсуждения:

– Что ты чувствуешь, глядя на мой рисунок?

– Стало ли понятно будущее? Как туда дойти?

4 Упражнение “Превращаем проблемы в цели”

У каждого из нас есть проблемы. Некоторые из них мы должны принять и жить с ними так, как можем. Но многие наши проблемы могут быть решены, если сможем представить их для себя в виде целей, которых хотели бы достичь.

Алгоритм выполнения упражнения

     1) Составьте список проблем, которые вы хотели бы как можно скорее решить. Следующие вопросы помогут вам в этом.

– Что в действительности я хочу делать, иметь, достичь?
– Что еще может доставлять удовольствие?
– В каких сферах жизни я хотел бы усовершенствовать свои способности?
– На что я часто жалуюсь?
– Что создает мне больше всего забот?
– Что дает возможность чувствовать себя уютно?
– Что меня больше всего расстраивает?
– Что я хотел бы изменить в своем отношении к себе?
– Что мне надо изменить в себе?
– От чего я быстро устаю? (не обязательно отвечать на все вопросы).

     2) Выберите и опишите проблему, которую вы хотели бы решить прежде всего. Представьте ее как можно более конкретно.

     3) Сформулируйте цель, которую могли бы достичь (если она сформулирована, обозначьте ее еще раз). Подумайте, что вам надо сделать для того, чтобы проблема разрешилась или стала менее острой. Опишите решение проблемы пунктами. Что вызывает затруднения? Как их можно преодолеть? Назначьте конкретные даты.

5 Рефлексия

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Анкета “Трудности в общении”.

Предлагается отметить те ответы, которые отражают общение.

1 Есть ли у тебя трудности в общении?

а) со сверстниками, б) с учителями, в) с родителями, г) с другими членами семья, д) с друзьями во дворе.

2 Причины трудностей в общении?

а) мало или нет друзей, б) обижают, дразнят, в) нет общих интересов, г) мне неинтересно с ними, д) не видят моих хороших качеств, е) избегаю общения.

3 К кому обращаешься за помощью в трудную минуту?

а) к товарищу по классу, б) к товарищу вне класса, в) к маме, г) к отцу, д) к другому родственнику, е) к учителю, ж) психологу.

 

Приложение 2

Информационный блок “Барьеры непонимания и их преодоления”

Во многих ситуациях человек сталкивается с тем, что его слова, его желания и побуждения как-то неправильно воспринимаются собеседником, “не доходят” до него. Иногда даже складывается впечатление, что собеседник защищается от нас, наших слов и переживаний, что он возводит какие-то преграды.

В сущности, каждому человеку есть что защищать от воздействия. Коммуникация – это влияние; следовательно, в случае успеха коммуникации должно произойти какое-то изменение в представлениях о мире того, кому она адресована. Между тем не всякий человек хочет этих изменений, так как они могут нарушить его представление о себе, его образ мыслей, его отношения с другими людьми, душевное спокойствие. Естественно, что человек будет защищаться от такой информации и будет делать это твердо и решительно.

Избегание. Подразумевается избегание источников воздействия, уклонение от контактов с партнером. Со стороны эта “защита” очень хорошо прослеживается – человек невнимателен, не слушает, “пропускает мимо ушей”, не смотрит на собеседника, постоянно находит повод отвлечься, использует любой предлог для прекращения разговора.

Избегание как вид защиты от воздействия проявляется не только в том, что индивид избегает определенных людей, но и в уклонении от определенных ситуаций. Таким образом, самый простой способ защиты от воздействия – избежать соприкосновения с источником этого воздействия.

Авторитет. Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии вторым.

В связи с таким действием авторитета очень важно знать, как он формируется и от чего зависит присвоение его конкретному человеку. Здесь можно найти много разных оснований. Это может быть и социальное положение (статус) партнера, его превосходство по важному в данный момент параметру или его привлекательность в определенных ситуациях, а также хорошее отношение к адресату воздействия.

Непонимание. Далеко не всегда имеется возможность определить источник информации как опасный, чужой или неавторитетный и таким образом защититься от нежелательного воздействия. Довольно часто какая-то потенциально опасная для человека информация может исходить и от людей, которым мы в целом доверяем. В таком случае защитой будет своеобразное непонимание самого сообщения.

 

Приложение 3

Информационный блок “Стили поведения в конфликтной ситуации”

     1 Уклонение (уход, избегание). Этот стиль поведения можно использовать, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, когда вы не хотите тратить силы на ее решение.

     2 Приспособление (уступчивость). Означает, что вы действуете совместно с другим человеком, жертвуя своими интересами в пользу другого, уступая ему, жалея его, подчиняясь ему. Причем вы участвуете в ситуации и соглашаетесь делать то, чего хочет другой – идти его путем к решению проблемы. Этот стиль эффективен, когда мы понимаем, что лучше сохранить с кем-то добрые отношения, чем отстаивать свои интересы.

     3 Компромисс. Суть данного стиля поведения – вы сходитесь на частичном удовлетворении своего желания и частичном выполнении желания другого человека. Этот стиль наиболее эффективен, когда вы и ваш оппонент хотите одного и того же, но одновременно это для вас невыполнимо.

     4 Конкуренция (доминирование, борьба, соперничество). Человек, выбирающий этот стиль поведения, не очень заинтересован в сотрудничестве с другими людьми и способен на волевые решения. Этот стиль может быть эффективным, когда вы обладаете определенной властью, возможностью настаивать на своем решении и своем подходе к данной проблеме.

     5 Сотрудничество (кооперация). Этот стиль побуждает каждого участника к открытому обсуждению его нужд и проблем. Раз обе стороны понимают, в чем состоит причина конфликта, то они имеют возможность вместе искать новые альтернативы или выработать приемлемые компромиссы.

 

Приложение 4

Тест Оценка стратегий поведения в конфликте по методике Дж.Г.Скотт

Положительные результаты может принести любая из пяти известных вам стратегий поведения в конфликте, если она отвечает требованиям ситуации. Однако многие из нас тяготеют к преимущественному использованию одной из стратегий, не столько сообразуясь с объективными обстоятельствами, сколько исходя из собственных внутренних побуждений, устоявшихся привычек.

Проранжируйте стратегии по четырем указанным категориям. Для этого последовательно поставьте цифры (от 1 до 5) в каждой из четырех колонок. Цифра 1 означает, что стиль занимает первое место (ранг) по категории, цифра 5 – последнее место (ранг).

Стиль разрешения конфликта

Использую чаще всего

Владею лучше всего

Приносит наилучшие результаты

Чувствую себя при использовании наиболее комфортно

Настойчивость
(Я активно отстаиваю собственную позицию)

 

 

 

 

 

 

 

 

Уход
(Я стараюсь уклониться от участия в конфликте)

 

 

 

 

 

 

 

 

Приспособление
(Я стараюсь во всем уступать, идти навстречу партнеру)

 

 

 

 

 

 

 

 

Компромисс
(Я ищу решение, основанное на взаимных уступках)

 

 

 

 

 

 

 

 

Сотрудничество
(Я стараюсь найти решение, максимально удовлетворяющее интересы обеих сторон)

 

 

 

 

 

 

 

 

Например, для категории «Использую чаще всего» система рангов может иметь следующий вид: компромисс – 2; уход – 3; настой­чивость – 4; сотрудничество – 1; приспособление – 5.

Заполненная таблица даст вам наглядное представление о том, ка­кой из стилей вы используете чаще всего, какой лучше всего, какой чаще всего приносит наилучшие результаты и какой наиболее ком­фортен для вас. Это может быть один и тот же стиль (ваш «люби­мый») или разные стили. Любой результат дает вам информацию для размышлений, если вы хотите сделать свое поведение в конфликтной ситуации более эффективным, развив способности использовать раз­личные стили.

 

Приложение 5

Информационный блок Неагрессивное настаивание на своём

Первая важная область неагрессивного настаивания на своем включает обучение умению сказать «нет» или стоять на своем, когда что-то требуют или просят. 

Умение сказать «нет» включает три компонента: 

1) скажите о вашей позиции; 
2) назовите причины или суждения в пользу этой позиции; 
3) признавайте позицию и чувства другого человека. 

Другая область неагрессивного настаивания на своем включает умение попросить об одолжении или настаивать на своих правах: 

1) скажите о том, что ситуация или проблема должна быть изменена;2) потребуйте, чтобы ситуация была изменена или проблема разрешена.

Последний навык включает умение выражать чувства, как положительные, так и отрицательные.

Например, «Ты мне нравишься на самом деле», «Я на тебя очень зол», «Я ценю, что ты это сказал», «Это меня на самом деле злит» и так далее. 

Я-высказывания отражают неагрессивное настаивание на своем: я чувствую, я хочу, мне не нравится, я могу, я согласен. 

Далее можно разыграть ситуации, иллюстрирующие вербальный навык неагрессивного настаивания на своем.

 

Поделиться ссылкой:

0

Добавить комментарий