- Метадычка, Русский язык и литература. Внеклассная работа

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе «Знаем русский»

 

Марина КУРБАТ,
учитель русского языка и литературы
Вердомичского детского сада – средней школы
Свислочского района,
Гродненская область

[email protected]

 

 

Форма проведения: интеллектуальная игра.

Участники мероприятия: учащиеся 5–7-х классов.

Цели мероприятия:

– приобщение учащихся к искусству слова, богатствам русской художественной литературы;
– обобщение знаний по русскому языку и литературе;
– стимулирование познавательной активности учащихся;
– повышение общей языковой культуры учащихся.

Оборудование: аудиозапись песни Г.Гладкова «Говорим на русском языке» (сл. и музыка Г.Гладкова), мультимедиа, поощрительные призы.

 

Ход мероприятия

Звучит песня в исполнении Григория Гладкова « Говорим на русском языке»

Ведущий 1: Здравствуйте, уважаемые участники и гости! Я приветствую вас на конкурсе знатоков русского языка «Знаем русский»!

Как будто целый мир тебе знаком,
Когда владеешь русским языком!
Вот почему всем близок чистый, ясный,
Народа русского язык прекрасный.

 

Ведущий 2: С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок еще не научился говорить как следует, а его слух уже ловит слова бабушкиных сказок, колыбельные песни мамы. Без языка невозможно развитие ни науки, ни техники, ни ремесел. То есть, без языка наша жизнь была бы совсем иной.

Ведущий 1: Наш конкурс будет проходить по принципу игры «Знаем русский». Игра состоит из шести туров. В ней принимают участие ребята 5–7-х классов. Они состоят в трех командах – синей (5-й класс), жёлтой (6-й класс) и красной (7-й класс), каждая представляет конкретный класс и включает три человека, один из которых является капитаном команды. Также их поддерживают болельщики, к которым команды могут обратиться за помощью в случае неопределенности с ответом. Игру участников оценивают судьи – экспертный совет. (Представление членов экспертного совета конкурса).

 

Ведущий 2: 1 тур «Говори правильно»

В этом туре представители команд, выбранные капитанами, отвечают на вопросы о правильном употреблении в речи слов.

 

Задание для команды синих

    1. Как правильно: свекла или свёкла
    2. Как правильно: фо[н, э]тика или фо[нэ]тика
    3. Как правильно: коне[шн]о или коне[чн]о
    4. Как правильно: сто́ляр или столя́р
    5. Как правильно: ку̜̜́хонный или кухо́нный

 

Задание для команды желтых

    1. Как правильно: зво́нит или звони́т
    2. Как правильно: до́говор или догово́р
    3. Как правильно: дире́кторы или директора́
    4. Как правильно: бухгалтеры или бухгалтера
    5. Как правильно: то́рты или торта́

 

Задание для команды красных

    1. Как правильно: шофёры или шофера
    2. Как правильно: много ботинок или много ботинков
    3. Как правильно: несколько килограмм помидор или несколько килограммов помидоров
    4. Как правильно: краси́вее или красиве́е
    5. Как правильно: укра́инский или украи́нский

 

Ведущий 1: 2 тур  «Литературные загадки»

В этом туре один игрок становится спиной к экрану, на котором показываются изображения, имеющие отношение к вопросам. Остальные участники команды дают игроку наводку (при этом запрещено называть имена собственные), благодаря которой тот дает ответы на вопросы. Максимальный балл – 4. (Приложение 1)

 

Задание для команды синих

Сказка « Царевна-лягушка»
А.С.Пушкин
«Конь с розовой гривой»

 

Задание для команды желтых

«Толстый и тонкий»
И.А.Крылов
«Уроки французского»

 

Задание для команды красных

М.Ю.Лермонтов
«Ревизор»
«После бала»

 

Ведущий 2: 3 тур «История русского языка»

В этом туре команды отвечают на вопросы, касающиеся значения и происхождения слов, как современных, так и устаревших. Максимальный балл – 3. Команда может обратиться за помощью к своим болельщикам, и при их ответе команде зачисляется максимум 1 балл. Время на обдумывание – 30 секунд.

 

Задание для команды синих

В славянском календаре август называли серпень. Это название сохранилось до сих пор в польском, украинском и сербском языках. Подумайте, почему именно так назвали славяне этот месяц?

Ответ: название произошло от слова «серп», что обозначало «специальный нож для уборки хлеба», который убирали в августе.

 

Задание для команды желтых

Что, согласно фразеологизму, делают на всю ивановскую? Подумайте, почему мы так говорим?

Ответ: кричать на всю ивановскую. Речь идет об Ивановской площади Кремля, то есть площади рядом с колокольней Ивана Великого. На этой площади обыкновенно глашатаи объявляли царские указы, распоряжения и прочие царские повеления, когда это требовалось сделать публично. Специальные дьяки со специального возвышения на Ивановской площади в определенное время доводили монаршую волю до москвичей и всего народа Московии. Усилителей тогда не было и орать приходилось во весь голос, или «во всю ивановскую», чтобы услышало как можно больше людей.

 

Задание для команды красных

Когда-то путешественники отправлялись искать то, что они называли терра инкогнито. Что же они искали? Кстати, слово «инкогнито» встречается в комедии Гоголя «Ревизор».

Ответ: терра – земля, инкогнито – неизвестный. Путешественники мечтали открыть новые земли.

 

Ведущий 1: 4 тур «Блиц-эрудит»

В этом туре каждой команде предстоит в течение 1 минуты ответить на несложные вопросы из области русского языка и литературы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Неправильный – 0 баллов.

 

Задание для команды синих

    1. Сколько гласных звуков в русском языке? (6)
    2. Закончите пословицу: Семь раз отмерь… (а один отрежь)
    3. Какой сказочный герой о себе мог сказать: «Я любимец всех детей, добрый доктор…» (Айболит)
    4. Сколько звуков в слове ел? (3)
    5. Кто является автором «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»? (А.С.Пушкин)
    6. Сколько букв Ов слове карандаш? (ни одной)
    7. Есть ли непроизносимый согласный в слове сер?це? (да)
    8. Назовите корень в слове трава (трав)
    9. « Двенадцать месяцев» Маршака – сказка или рассказ? (сказка)
    10. У или Ю надо писать в слове брошюра? (ю)

 

Задание для команды желтых

    1. Какое слово лишнее в этом ряду: существительное, подлежащее, прилагательное (подлежащее)
    2. Закончите пословицу: Под лежачий камень… (вода не течет)
    3. Какое произведение начинается словами: Скажи-ка, дядя, …(«Бородино»)
    4. Определите род у существительных плакса, соня, грязнуля (общий)
    5. Кто является автором рассказа «Бежин луг»? ( И.С.Тургенев)
    6. Являются ли синонимами слова специально и нарочно (да)
    7. Есть ли непроизносимый согласный в слове ровесник (нет)
    8. Назовите корень в слове коснуться (кос)
    9. «Хамелеон» Чехова – рассказ или повесть? (рассказ)
    10. И или ы надо писать в слове цирк? (и)

 

Задание для команды красных

    1. Какое слово лишнее в этом ряду: глагол, причастие, деепричастие (глагол)
    2. Закончите пословицу: Глаза боятся… (а руки делают)
    3. Какое произведение лишнее в этом ряду: «Волк и Ягненок», «Демьянова уха», «Кот с бубенцом» («Кот с бубенцом» –автор Л.Н.Толстой)
    4. Сколько букв в русском алфавите? (33)
    5. Кто является автором рассказа «После бала»? (Л.Толстой)
    6. Являются ли синонимами слова смелый и храбрость (нет)
    7. Есть ли непроизносимый согласный в слове вес?ник (да)
    8. Назовете корень с слове отрасль (рас)
    9. « Капитанская дочка» Пушкина– рассказ или повесть? (повесть)
    10. И или ы надо писать в слове кальций? (и)

 

Ведущий 2: 5 тур «Язык художественной литературы»

В данном туре каждой команде предстоит прослушать отрывок из литературного произведения, а потом ответить на вопросы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Максимальный балл – 3.

 

Задание для команды синих

Опять я в деревне. Хожу на охоту,
Пишу мои вирши – живется легко.
Вчера, утомленный ходьбой по болоту,
Забрел я в сарай и заснул глубоко.
Проснулся: в широкие щели сарая
Глядятся веселого солнца лучи…

Вопросы:

– Назовите произведение, отрывок из которого вы услышали.
– Кто автор этого произведения?
– Прочитайте наизусть строки из этого произведения

Ответы:

1 «Крестьянские дети»
2 Н.А.Некрасов
3 «Однажды в студеную зимнюю пору…»

 

Задание для команды желтых

Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце – не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное – мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман… В такой точно день охотился я однажды за тетеревами в Чернском уезде, Тульской губернии. Я нашел и настрелял довольно много дичи; наполненный ягдташ немилосердно резал мне плечо…

Вопросы:

– Назовите произведение, отрывок из которого вы услышали.
– Кто автор этого произведения?
– Определите жанр этого произведения

Ответы:

1 «Бежин луг»
2 И.С.Тургенев
3 Рассказ

 

Задание для команды красных

Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод…

Вопросы:

– Назовите произведение, отрывок из которого вы услышали.
– Кто автор этого произведения?
– Определите жанр этого произведения

Ответы:

1 «Мцыри»
2 М.Ю.Лермонтов
3 Поэма

 

Ведущий 1: 6 тур «Мастерская слова»

Этот тур – проверка вашего домашнего задания. Каждая из команд получила задание: представить басню. Этот конкурс оценивается в 5 баллов. Басня Сергея Владимировича Михалкова:

Команда синих – басня «Заяц и Черепаха»
Команда желтых –басня «Муха и Пчела»
Команда красных – басня  «Две подруги»

 

Ведущий 1: Вот и подошла к концу наша встреча. Спасибо всем командам за участие. Для подведения итогов предоставляем слово экспертному совету.

Ведущий 2:

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!

Ведущий 1:

Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи,
Выучи русский язык!

 

 

Приложение1

Конкурс «Литературные загадки»

 

Задание для команды синих


Сказка «Царевна-лягушка»                 А.С.Пушкин               «Конь с розовой гривой»

 

Задание для команды желтых

 

«Толстый и тонкий»                       И.А.Крылов                     «Уроки французского»

 

Задание для команды красных

  

   М.Ю.Лермонтов                         «Ревизор»                            «После бала»

 

 

Список использованных источников

  1. Иванова, В.А. Занимательно о русском языке/ В.А.Иванова, З.А.Потиха, Д.Э.Розенталь. – Ленинград: Просвещение, 1990.– 255 с.
  2. Учебная программа для учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения. Русский язык. V–XI классы.– Минск: НИО, 2012.
  3. Учебная программа для учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения. Русская литература. V–XI классы.– Минск: НИО, 2012.

 

 

Поделиться ссылкой:

+1

Добавить комментарий