- Карэкцыйная педагогіка. Гульні, Метадычка

Дидактические игры как средство коррекции звукопроизношения у старших дошкольников

 

Ирина ЧИРИЧ,
учитель-дефектолог
ГУО “Санаторный ясли-сад № 38 г. Мозыря”,
Гомельская область

 

 

Проводя логопедическое обследование, в последние годы я отметила, что детей с нарушением звукопроизносительной стороны речи становится всё больше и больше.

Вместе с тем у воспитанников 5–6 лет наблюдается низкий уровень сформированности фонематических процессов, лексико-грамматических категорий и связной речи.

Недостаточно внятная речь с фонематическими и лексико-грамматическими недостатками делает общение ребёнка неполноценным, вызывает психические наслоения, приводит к застенчивости, нерешительности. Если вовремя не принять меры для устранения нарушений речи, то они могут превратиться в стойкий дефект и оказать отрицательное влияние на обучение в школе.

Работая в пункте коррекционно-педагогической помощи, я определила, что именно дидактическая игра может оказать существенную помощь в коррекции звукопроизношения, а также помочь скорректировать фонематические процессы и усовершенствовать лексико-грамматическую сторону речи ребёнка. Игра делает монотонный процесс автоматизации интересным, ярким, запоминающимся. Дидактическая игра помогает раскрепостить ребёнка, снять застенчивость.

Создание на каждом занятии игровых ситуаций формирует у детей навыки правильной, самостоятельной речи, побуждает к познавательной активности.

В игре «Кто летит в самолёте?» ребёнку необходимо рассмотреть животных на предметных картинках, назвать их. Объясняю, что животным очень хотелось бы полететь на самолёте. Ребёнок берёт картинку с изображением животного, называет её, чётко артикулируя звук [с], и помещает её на самолёте. Предупреждаю, чтобы ребёнок старался правильно произносить звук. Если он произнесёт неправильно, значит, это животное не полетит на самолёте. Таким образом, рассматриваются все животные. Чтобы продолжить работу по формированию фонематического восприятия, вместе со всеми картинками предлагаю картинки, в названии которых нет звука [с]. Ребёнок такую картинку откладывает в сторону.

Для формирования лексико-грамматического строя речи и отработки предлога «на» можно предложить задания. Например, картинка «Лиса».

Кто это? А как ещё можно назвать это животное? Лиса, лисичка, лиса-мама и др. Что делает лиса пассажир? Какая лиса? Для формирования обобщающего понятия «животные» предлагаю назвать одним словом лису, собаку, барсука, слона.

В игре «Что у бабушки Наташи в шкафу?» на сюжетной картинке изображён шкаф с полками. На каждой полке находятся по два одинаковых предмета. Предлагаю ребёнку назвать картинки, правильно произнося звук [ш], образуя при этом множественную форму существительных.

Продолжая работу по введению звука [ш] в предложения и связную речь, предлагаю ответить полным развёрнутым предложением: «У бабушки Наташи в шкафу кукушки» и т.д. Также можно провести работу по формированию пространственной ориентировки, задав вопрос: «Что над, что под, кто справа, кто слева?».

Для детей с плохой памятью и неустойчивым вниманием я использую в работе такого рода игры.

Игра «Верни семечки подсолнуху». Предлагаю собрать подсолнух, выбирая семечки с картинками, в названии которых имеется звук [л]. Если звука нет в названии картинки, семечка откладывается. После того как ребёнок собрал подсолнух, я прошу закрыть глаза и переворачиваю несколько семечек лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребёнок называет, кого или чего не стало. При этом снова проводится работа по автоматизации заданного звука и формируется грамматический строй речи.

Таким образом, применение таких игр в логопедической практике является эффективным средством формирования правильного произношения, лексико-грамматических категорий и связной речи, а также высших психических процессов у детей старшего дошкольного возраста.

 

Поделиться ссылкой:

0

Добавить комментарий