Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой

- 19:03Коррекционная педагогика. Опыт, Методичка

 

Светлана СЕДЬКО,
учитель-дефектолог
ГУО «Дошкольный центр развития ребёнка № 1 г. Светлогорска»,
Гомельская область

 

 

На современном этапе важнейшей проблемой является увеличение количества детей с речевой патологией. В структуре большинства речевых нарушений имеет место неправильное произношение звуков, одной из причин которого является нарушение артикуляционной моторики. Учёными в ходе исследований доказано, что у детей с нарушением речи, страдает и мелкая моторика. Поэтому для полноценного формирования произносительной стороны речи необходима целенаправленная работа по развитию артикуляционной и мелкой моторики.

Мне пришла идея использовать на своих занятиях метод биоэнергопластики (соединения движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук), который оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, на развитие координации движений и мелкой моторики, а, следовательно, на точность в усвоении артикуляционных укладов и произношения звуков. Также мною было предложено вносить биоэнергопластические упражнения и в групповые формы работы, были подобраны физкультминутки по развитию общей и мелкой моторики, в которые входят упражнения по биоэнергопластике.

Важно отметить, что такое использование биоэнергопластических упражнений способствовало стимуляции подражательной способности детей, поддержанию интереса к занятиям, оптимизации этапов занятия.

Работа по организации групповых занятий с использованием биоэнергопластических упражнений проводится с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (третий уровень речевого развития), нерезко выраженным общим недоразвитие речи, стёртой формой дизартрии. На основе разработанной мною индивидуальной карты уровня сформированности произносительной стороны речи проводится обследование детей, анализируются результаты, а затем планируется коррекционная работа по использованию биоэнергопластики на индивидуальных и групповых занятиях.

Знакомство с упражнением происходит на индивидуальном занятии, а отработка и закрепление – как на индивидуальном, так и на групповом. Примерное планирование введения биоэнергетических упражнений включает пять периодов.

 

 

Первый период (с третьей недели сентября по первую неделю октября) включает в себя знакомство детей с артикуляционными упражнениями, работа ведётся перед зеркалом. Упражнения на артикуляцию сопровождаются движениями ведущей руки педагога, дети привыкают к движениям руки и запоминают их. Руки же детей пока в выполнение упражнений не вовлекаются. Главная задача этого периода – установление доверительных отношений с детьми, создание положительного настроения, формирование интереса к занятиям. Этому способствуют игровые персонажи – кукла-рукавичка «Червячок Гоша», «Мишка-говорушка», ручная модель языка «Весёлый Язычок». Они подбадривают ребёнка, наблюдают за его успехами, дают ненавязчивые советы и рекомендации, просят поделиться ими с мамой и папой. Использование наглядного пособия «Весёлая гусеница» помогает определять последовательность выполняемых упражнений.

Также на занятиях используется «Сказка о Весёлом Язычке», упражнения для релаксации (погладим язычок, язычок греется на солнышке), музыкальный фон, ласковое отношение к детям. Посильные задания помогают каждому поверить в свои силы, стимулируют к новым успехам. Длительность, последовательность и количество упражнений соответствуют особенностям проведения артикуляционной гимнастики на индивидуальных занятиях.

 

В ходе второго периода (со второй недели октября – ноябрь) артикуляционная гимнастика выполняется с биоэнергопластикой. Дети учатся выполнять движения кистью ведущей руки одновременно с артикуляционными упражнениями. В процессе работы дети знакомятся с персонажами перчаточного театра Чупой и Жужей.

Первоначально в обучении прослеживалась асинхронность выполнения, замедленность движений, сосредоточенность внимания ребёнка либо на выполнении артикуляционного упражнения, либо на выполнении движений руками. Такие затруднения у детей были связаны с недостаточно развитой артикуляционной и мелкой моторикой, с нарушенными ощущениями положения языка, губ.

Упражнения с использованием движений руки включаются в комплекс артикуляционной гимнастики по два упражнения. По мере овладения детьми техникой синхронного движения, все упражнения основного комплекса № 1 выполняются с движением руки, а затем каждую неделю два хорошо усвоенных упражнения заменяются новыми из комплекса № 2.

 

В ходе третьего периода (декабрь) показываются артикуляционные упражнения и сопровождаются движениями руки, дети повторяют упражнения и используют ведущую руку в перчатке. Отслеживается ритмичное выполнение упражнений (применяется счёт). Начиная с третьего периода, в групповые занятия вводятся физкультминутки, включающие одно-два биоэнергопластических упражнения.

 

Если проводить физкультминутку примерно в середине группового занятия, то она послужит реализации сразу двух важных задач и не потребует дополнительного времени:

– быстрое усвоение упражнений биоэнергопластики и развитие мелкой, общей моторики;

– автоматизация правильного произношения изучаемых звуков.

 

В ходе четвёртого периода (январь – март) к артикуляционным упражнениям постепенно подключается вторая рука в перчатке. В конце этого периода дети повторяют артикуляционные упражнения и используют обе руки. Таким образом, они выполняют артикуляционное упражнение или удерживают позу и одновременно движением обеих рук имитируют, повторяют движение артикуляционного аппарата.

 

Во время пятого периода (апрель – май), когда дети полностью освоили упражнения, рассказывается сказка, читаются стихи, а дети по подражанию выполняют артикуляционные упражнения с движениями рук.

В ходе работы по формированию произносительной стороны речи с применением метода бионеэргопластики использовался метод музыкотерапии. Музыка действует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический, она позволяет установить равновесие в деятельности нервной системы, совершенствовать дыхательную функцию, регулировать движения, корректировать темпераменты. Поэтому для занятий биоэнергопластикой я применяю фоновую музыку.

После курса занятий по использованию биоэнергопластики вновь была проведена педагогическая диагностика. Результаты диагностики показали, что применение метода биоэнергопластики в работе с детьми, имеющими нарушения речи, способствует развитию артикуляционной моторики, совершенствованию координации движений, а, следовательно, формированию правильного звукопроизношения. Кроме того, выполнение элементов гимнастики руками и языком способствует развитию зрительного и слухового внимания, пространственной ориентировки.

Применение стихов, сказок и музыки на занятиях помогали снять физическое и психическое напряжение у детей, формировали самооценку и уверенность в себе, способствовали увеличению словарного запаса детей.

Из наблюдений воспитателей старших групп был сделан вывод, что дети значительно легче овладевали графическими навыками, т.к. моторные умения были на порядок выше, чем у тех групп детей, с которыми занятия проводились без включения биоэнергопластических упражнений.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий