- Карэкцыйная педагогіка. Вопыт, Метадычка

Вызываем положительные эмоциональные реакции детей-аутистов через сенсорные ощущения

 

Оксана САМЕЦ,
учитель-дефектолог
ГУО «ЦКРОиР Кореличского района»,
Гродненская область

 

 

Все дети разные, у каждого ребенка есть любимые занятия и развлечения. Это присуще и детям с аутистическими нарушениями. Но такие характерные особенности, как стереотипные действия ребенка, отсутствие речи или ее отстраненный характер, нарушение контактов, делают мало возможной совместную игру и взаимодействие.

Можно выделить некоторые виды занятий, которые вызывают положительные эмоции у детей-аутистов. При совместном с педагогом выполнении таких действий ребята постепенно вовлекаются в общение, подключаются к договариванию слов в изучаемых детских стихах и потешках, сами вызывают педагога на взаимодействие, повтор действий, движений, вызвавших у детей положительные эмоции.

Снять мышечное и психическое напряжение детей-аутистов, вызвать положительные эмоции помогают сенсорные игры. Достигается это за счет сочетания различных стимулов воздействия на чувства ребенка: цвета, света и тени, звуков, наборов предметов для тактильных ощущений, запахов. Сенсорные игры успешно можно использовать как средство для снятия стресса, подавленного состояния, расстроенных чувств. Также они могут оказывать активационное действие: стимулировать и повышать жизненный тонус, мозговую деятельность, «расшевеливать», пробуждать жажду деятельности.

В своей работе я применяю различные предметы, побуждающие к активной деятельности. Это приборы для массажа, вибрирующие игрушки, сенсорные панели для работы руками, контейнеры с сыпучими материалами (крупы, горох, фасоль, природный материал, песок, галька и др.), тактильные дорожки для ходьбы с различными поверхностями (слегка колючей, шершавой, ребристой и др.), шариковый бассейн, бодрящие ароматы (цитрусовые, лимонник, бергамот).

Для установления контакта использую в совместной игре мыльные пузыри, мыльную пену. Часто дети сами проявляют активность и самостоятельность в этом занятии, берут на себя роль ведущего. Интерес у аутистов вызывает игра света и тени, совместное со взрослым пускание солнечных зайчиков, игра с зеркальным шаром, который мягко отражает и рассеивает свет.

Для достижения состояния гармонии, удовлетворения и покоя, применяю приборы с фибероптическим эффектом (ночник «Звездное небо», «Звездный дождь» и др.). Привлекает ребят и сухой душ – конструкция из проволочного круга небольшого диаметра, к которому крепится множество длинных шелковых лент, новогодняя мишура либо фиброоптические волокна. В зависимости от интенсивности света волокна его можно использовать как для релаксации, так и для активации. Под таким душем приятно постоять или посидеть, перебирая ленты руками.

Опыт работы показал, что также хорошим вариантом для вызывания положительных эмоций являются музыкальные игрушки. Особенность музыкальных игр заключается в том, что ребенок может смешивать и сочетать звуки различных музыкальных инструментов, чтоб сделать уникальный состав. Это детям дает удовлетворение, и различные звуки держат ребенка «на крючке» длительное время, необходимое взрослому для вовлечения в совместные действия.     

Подбирайте с ребенком совместное занятие, которое будет вызывать положительные эмоции, и используйте его для установления контакта в начале занятия либо для снятия напряжения в конце. Приятного и продуктивного вам взаимодействия!

 

Поделиться ссылкой:

0

Добавить комментарий