- Дашкольная адукацыя. Iдэi, Метадычка

Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей дошкольного возраста

 

Людмила ДАНИЛЮК,
заместитель заведующего
ГУО «Ясли-сад № 3 г. Мозыря»,

Гомельская область

 

 

Не секрет для родителей и воспитателей, что сейчас коллективным играм дети часто предпочитают индивидуальные или компьютерные. Или же одни играют в монстров, которых сами боятся, другие в бандитов… То, что мы порой видим в играх наших детей – это отражение того мира, который им «дарят» взрослые.

В ходе мероприятия педагоги представили сюжетно-ролевые игры современной тематики. Использование современных материалов, подходов позволило педагогам сделать игры не только безопасными в использовании, но и яркими, красочными, привлекающими как детей, так и взрослых (родителей, коллег).

Презентация и обмен опытом позволили систематизировать знания воспитателей о значении и особенностях руководства сюжетно-ролевой игрой, а также совершенствовать умения педагогов по организации педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста, развивать творческий подход в руководстве игровой деятельностью, повышать педагогическое мастерство, творчество воспитателей.

Игры «Медицинский центр», «Служба спасения», «Заправочная станция», «Почта», «Космодром» позволяют воспитывать уважение к труду, показать его полезность для окружающих людей, вовлечь детей в процесс, так как игра и труд часто естественно объединяются.

Воспитатели показали, что в правильно организованной игре есть возможности для формирования качеств личности, необходимых в будущей успешной трудовой деятельности: ответственность за порученное дело, планирование и согласовывание своих действий с партнерами, умение справедливо разрешать спорные вопросы.

Через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Сюжетно-ролевая игра позволяет подготовить ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях, способствует формированию у детей нравственных качеств, дружеских взаимоотношений, что так необходимо в дальнейшей профессиональной деятельности человека.

Также вниманию участников были представлены сюжетно-ролевые игры, способствующие решению задач учебной программы дошкольного образования по разделу «Основы экономической культуры».

Сделать экономику понятной помогают сюжетно-ролевые игры «Банк», «Супермаркет», «Туристическое агентство», «Почта», «Аэропорт». В этих играх создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно знакомятся с экономикой.

В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Воспитатели показали на практике, как эти игры позволяют педагогу вводить представления о некоторых составляющих семейного бюджета: пенсии, заработной плате, стипендии, а также раскрывать представления детей о доходах и их увеличении или уменьшении.

Наши воспитанники получили истинное удовольствие, играя в различные игры по выбору, переплетая сюжеты в одну долгосрочную игру: из банка шли за путевками в туристическое агентство, затем оформляли справки для поездки в медицинском центре, заправляли машину, покупали необходимые вещи в супермаркете, писали письма в почтовом отделении и т.д.

В ходе мероприятия педагоги еще раз подтвердили, что игра – один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру. Процесс включения детей в социальную среду будет успешным лишь в том случае, когда благополучно протекает их игровая деятельность.

Сюжетно-ролевые игры в качестве ведущего педагогического средства способствуют эффективности процесса ранней профориентационной работы и экономического воспитания детей дошкольного возраста. Причем, эффективное влияние сюжетно-ролевых игр на процесс социализации становится возможным при создании продуманной предметно-игровой среды и когда сюжеты игр моделируют жизненные ситуации.

 

Поделиться ссылкой:

0

Добавить комментарий