- Карэкцыйная педагогіка. Вопыт, Метадычка

Цифровая трансформация коррекционно-педагогической помощи или Онлайн-занятия в работе учителя-дефектолога

 

Анастасия БОРОДИЧ,
учитель-дефектолог
ГУО «Средняя школа № 124 г. Минска»

 

 

 

 

Образовательный процесс современной школы тесно связан с цифровой трансформацией. Это мы ощутили при переходе частично и временно на дистанционное обучение. Онлайн-обучение стало толчком для освоения нового. Педагогам и учащимся пришлось освоить для себя новый формат проведения занятий. Хотела бы поделиться опытом внедрения дистанционного обучения с помощью платформы ZOOM в систему коррекционно-педагогической помощи учителя-дефектолога.

Учителю-дефектологу в коррекционной работе с учащимися с нарушением речи невозможно рассмотреть базу данных учебных материалов и программ. Коррекционная работа учащихся с нарушением речи разрабатывается на основе диагностического материала. Составляется календарно-тематическое планирование по устранению нарушений в устной речи с учетом индивидуального подхода.

Рассмотрим, например, план коррекционно-педагогической помощи по коррекции стёртой формы дизартрии учащегося 1-го класса. Он состоит из чётко выстроенных этапов, которые приведут к положительной динамике коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога:

    • подготовительный этап – постановка звука ( например: звук [р]);
    • формирование первичных коммуникативных произносительных навыков – автоматизация и дифференциация звука [р] в слогах, словах, словосочетания, предложениях, текстах;
    • этап формирования коммуникативных умений и навыков – закрепление звука [р] в свободной речи.

На подготовительном этапе работа ведётся индивидуально с рёбёнком. Здесь исключительно офлайн обучение, т.к. постановка звуков осуществляется по подражанию, механическим или смешанным способом. Далее можно на двух последующих этапах перейти на онлайн-обучение для отработки и закрепления результата.

При разработке конспекта занятия офлайн, выстроена чёткая структура занятия с соблюдением поставленных задач и цели занятия. Используется стандартное оборудование, картинный материал, дидактические игры.

В разработке онлайн-занятия, учитывая специфику проведения, весь материал адаптируется. Демонстрация материала разрабатывается в программе Microsoft PowerPoint. При разработке цифровых образовательных ресурсов для проведения онлайн-занятия, большое внимание уделяется использованию эффектов мультимедиа. Существенно возрастает качество средств визуализации учебных объектов. Значительные усилия на данном этапе были предприняты в создании интерактивных ресурсов, в том числе стимулирующих творческую деятельность школьников в виртуальной среде.

Zoom – одна из самых популярных платформ для проведения видеоконференций, онлайн-встреч, занятий. Использование Zoom как платформы для реализации образовательного процесса в онлайн-формате для детей с нарушением речи можно легко освоить. Рассмотрим эффективность, преимущества и недостатки данной платформы.

Преимущества платформы Zoom:

    • стабильность платформы;
    • организатор может оставлять заметки, использовать интерактивные элементы;
    • возможность записи конференции;
    • демонстрация как всего экрана, так и отдельных приложений;
    • наличие интерактивной доски, которая помогает при проведении занятий;
    • функция размытого фона видео, которая помогает скрыть нежелательную обстановку за кадром;
    • удобство подключения платформы всем участникам такого процесса.

Недостатки платформы Zoom:

    • ограниченное количество времени для проведения онлайн-конференции (если занятие индивидуально то ограничения особого нет);
    • в начале работы с программой необходимо разобраться и вникнуть в принцип работы, как и с любой другой программой.

Даже с учётом специфики работы учителя-дефектолога с детьми с нарушение речи занятия в онлайн-формате на платформе ZOOM могут проводиться. Занятия будут рассчитаны на офлайн (подготовительный этап постановки звуков с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, примерно 10 занятий), а потом можно сделать переход на онлайн-занятия (на этапе автоматизации звука и продолжения закрепления материала с использованием информационных платформ и инструментов). И поставленные цели и задачи коррекционной работы будут достигнуты.

 

Поделиться ссылкой:

0

Добавить комментарий