- Дашкольная адукацыя. Iдэi, Метадычка

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

 

Светлана СКОК,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Ясли-сад № 16 г. Слонима»
Гродненская область

[email protected]

 

 

Патриотическое воспитание является платформой для формирования у детей дошкольного возраста интереса к традициям, культуре и истории белорусского народа, воспитания экологической культуры. Усвоение детьми культуры своего народа (народных обычаев, традиций, ремесел) дает возможность развития кругозора и детского творчества.

Для того чтобы воспитанники осознанно воспринимали социальные явления жизни, необходимо стимулировать их познавательную активность, которая проявляется в заинтересованности принимать информацию о родном крае, в желании уточнить, расширить свои знания, в умении применить их на практике в дальнейшей жизни.

Ориентируясь на содержание учебной программы дошкольного образования, обеспечивающее патриотическое развитие личности ребенка через направления «Социально-нравственное и личностное развитие», «Познавательное развитие», «Эстетическое развитие», формирование первоначальных представлений о мире и родном крае, отношения к ним, воспитание нравственности, патриотических чувств, трудолюбия, приобщение к национальным культурным традициям, общечеловеческим ценностям, восприятие произведений художественной литературы и фольклора, музыкальных произведений осуществляется как в специально организованной, так и в нерегламентированной деятельности с детьми, а также в работе с родителями воспитанников.

Для решения задач патриотического воспитания использую разнообразные формы и методы работы с детьми: 

  • создание проблемных ситуаций, дискуссии, беседы-рассуждения, этюды, знакомство с символикой и картой Республики Беларусь;
  • чтение стихов, загадок, пословиц и поговорок, белорусских народных сказок, рассказов, легенд, просмотр видеороликов, рассматривание иллюстраций, которые соответствуют теме занятий;
  • знакомство с предметами и вещами народных умельцев, процессом их изготовления, названиями ремесел (этому способствует посещение Слонимского районного краеведческого музея им. И.И.Стабровского, краеведческого музея «Слоним и его герои» в ГУО «Средняя школа № 10 г. Слонима», просмотр видеороликов и др.);
  • игровые упражнения: «Льняные вещи», «Герб родного края», «Цветы Родине», «Мы гончары», народные белорусские игры: «А мы проса сеялі…», «Гарлачык», «Фарбы»; развивающие и дидактические игры: «Узнай по описанию», «Народные промыслы», «Что в лесу растет, кто в лесу живет», «Мой город» и т.д., подвижные игры и физкультурные минутки;
  • прогулки, наблюдения и мини-экскурсии («Вместе с мамой и папой познаю свой родной край», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»), а также трудовую деятельность;
  • игры-инсценировки по мотивам белорусских сказок и продуктивную деятельность (лепку, рисование, изготовление поделок, книжек-малышек);
  • прослушивание музыкальных произведений («Калыханкі», «Пасеялі дзеўкі лён», «Камар лазню тапіў» и др.).

Одной из важных составляющих патриотического воспитания детей считаю правильную организацию развивающей среды. Поэтому в нашей группе оборудован уголок краеведения (этнографии). Его содержание динамично и зависит от темы недели. Здесь мы разместили: альбомы «Наша семья», «Наш город», «Наша область», «Беларусь», большие фотоподборки «Города Беларуси», «Белорусский национальный костюм», «Национальная кухня», «Декоративно-прикладное искусство Беларуси», альбомы с произведениями белорусского фольклора (стихи, сказки), иллюстрированные книги о белорусских городах, с произведениями народного искусства, белорусских авторов, геральдику Беларуси, карту Беларуси, родного города, макеты города, план детского сада, кукол в национальных костюмах, портреты знаменитых людей Беларуси, Слонимщины и пр., организовали выставку детских работ.

Традиционно, при подготовке к проведению мероприятий, приуроченных к белорусским народным праздникам – Купалле, Гуканне вясны, Каляды – детям и их родителям даются домашние задания по поиску информации об истории праздника, о персонажах праздника, по разучиванию народных песен, стихов, игр, изготовлению костюмов и атрибутов. В эти тематические дни родители не сторонние наблюдатели, а активные участники! Они показывают детям презентации, проводят беседы, организуют выставки и тематические фотозоны, участвуют вместе с детьми в инсценировках, исполняют песни, читают стихи.

Такая совместная деятельность еще больше способствуют обогащению и формированию у воспитанников системы морально-духовных ценностей, воспитанию у детей любви к родному краю, к традициям, культуре и истории белорусского народа, у детей возникает элементарное желание любоваться неповторимостью окружающей среды и ощущать себя с ней единым целым.

                                             

Поделиться ссылкой:

0

Добавить комментарий