- Дашкольная адукацыя. Майстар-клас, Метадычка

Мастер-класс для воспитателей дошкольного образования «Развитие интереса у воспитанников к изобразительной деятельности посредством художественного экспериментирования с различными техниками и материалами»

 

Анна ШЕВКО,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Ясли-сад № 28 г. Мозыря»,
Гомельская область

[email protected]

 

 

     Цель: повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей дошкольного образования по развитию интереса у воспитанников к изобразительной деятельности посредством художественного экспериментирования с различными техниками и материалами.

     Материалы и оборудование: стойки для рисунков, работы воспитанников, выполненные различными техниками рисования, мультимедийная установка, электронная презентация, музыкальное сопровождение, карточки для игры «Закончи предложение», памятки «Техники рисования для работы с детьми разных возрастных групп согласно рекомендациям учебной программы дошкольного образования».

 

Ход мероприятия

 

Участники по желанию занимают места за столами, где для каждого подготовлены: силуэтные трафареты, коктейльные трубочки, зубные щетки, кисти жесткие, кисти с мягким ворсом (большие и маленькие), восковые мелки, гуашь, акварель, комочки смятой бумаги, ватные палочки, бумага разной фактуры и цвета формата А4, стаканчики с водой.

 

Мастер. Восточная мудрость гласит: «Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь! А зажечь может только тот, кто горит сам!»

Таким образом, главная задача воспитателя дошкольного образования зажечь в каждом ребенке искорку неподдельного интереса к экспериментированию с различными техниками и материалами.

На моих занятиях по изобразительному искусству не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь. А вот чем можно рисовать, мы с вами узнаем, отгадав загадки:

Ей бутылки затыкают,
В ней машины застревают,
А цепочкой закрепив,
Закрывают в ванне слив.    (Пробка.)

Они с карандашами схожи,
Цветные, и в коробке тоже.
Пиши ты ими на листке,
Асфальте, стенах и доске.
В использовании они легки,
Из воска сделаны…      (Мелки.)

Голова огнем пылает,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу:
Лампы нет – я посвечу.   (Свеча.)

Мягкий, свернутый в рулон, что же это…  (Поролон.)
Костяная спинка, жёсткая щетинка,

С мятной пастой дружит, нам усердно служит. (Зубная щетка.)

Зубы есть да не жует,
А жевать другим дает… (Вилка.)

Вырезаны из бумаги,
Буквы, бабочки и флаги.
Бабочку на лист кладу,
Ручкой смело обведу.
Удобно это. Не секрет –
Мне пригодится…  (Трафарет.)

Познакомимся: я – краска,
В круглой баночке сижу.
Вам раскрашу я раскраску,
А еще – картинки к сказке
Нарисую малышу.
Ярче я, чем карандаш,
Очень сочная…(Гуашь.)

Нанесет она узор 
Очень трепетный и нежный, 
Будь то небо или бор, 
Иней тонкий белоснежный, 
Зеленеющий апрель – 
Все раскрасит…( Акварель.)

 

I Методическая часть

Мастер. Коллеги, как мы можем назвать все эти предметы одним словом? (Ответы участников) Какие еще материалы можно использовать для рисования различными техниками? (Ответы участников.)

Мастер. Важную роль в организации занятий по экспериментированию с различными материалами и техниками рисования играет развивающая предметно-пространственная среда, которая должна стимулировать воспитанников на активную деятельность, служить удовлетворению их потребностей и интересов:

– материалы и оборудование должны быть безопасными, доступными, разнообразными, ориентированы на возрастные и индивидуальные потребности и возможности каждого воспитанника;

– пространство в зависимости от образовательной ситуации должно иметь возможность трансформироваться;
Например: по желанию детей группа может быть преобразована в «художественную студию», «выставочный зал», «галерею», «мастерскую» и т.д.

– наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов: переносная ширма, мольберты, доска для рисования мелом и маркером, фланелеграф, магнитные планшеты и др., в том числе активное использование природного и бросового материала;

– сменяемость игрового материала, в зависимости от расширения круга детских интересов и возможностей; появление в среде новых, «незнакомых» предметов, стимулирующих творческую активность.

Мастер. В своей практической деятельности я использую принцип «Учение через увлечение!» Что это значит: на первом этапе необходимо удивить детей, затем предоставить возможность почувствовать удовольствие от занятия, таким образом, дети настолько увлекаются процессом рисования, что не замечают, как достигают успеха в выполнении работы. Вот именно таким образом формируется эмоционально положительное отношение к процессу рисования и устойчивый интерес к изобразительной деятельности.

Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, нужно начинать систематическую работу по художественному экспериментированию с различными техниками и материалами с раннего возраста постепенно в дальнейшем совершенствуя навыки и умения детей.

 

II Технологическая часть

Рассматривание выставки детских работ с различными техниками рисования + видеопрезентация-вернисаж: «Маленькими ручками – большой мир!»

Мастер. Уважаемые коллеги, назовите, пожалуйста, знакомые вам техники рисования на представленных работах. (Ответы участников.) Какие техники рисования используете вы? (Ответы участников) Испытываете ли вы трудности в планировании и организации игр-занятий с использованием различных материалов и техник рисования, какие возникают проблемы? (Ответы участников) Как вы думаете, что развивает и чему способствует экспериментирование с различными техниками и материалами в изобразительной деятельности? (Ответы участников.)

Мастер. Из опыта своей работы могу с уверенностью сказать, что успех в развитии интереса к изобразительной деятельности посредством экспериментирования с различными техниками и материалами во многом зависит от разнообразия и вариативности работы Мастера с детьми.

 

Предлагаю вам воспользоваться некоторыми советами из практики моей работы:

     – прежде чем познакомить детей с той или иной техникой, освойте ее в совершенстве сами;

     – вводите новые техники постепенно, руководствуясь принципом дидактики «от простого к сложному»;

     – выбирая технику рисования, отдавайте предпочтение той, в которой используются хорошо знакомые детям средства изображения, т.е. техника изображения должна быть доступна и понятна детям;

     – обязательно предоставляйте воспитанникам возможность выбора свободно и доступно экспериментировать с новыми материалами и техниками, не ограничивайте их творчество;

     – осуществляйте планирование образовательного процесса с использованием экспериментирования с различными материалами и техниками рисования с учетом возраста воспитанников, их индивидуальных особенностей и приобретенных навыков и умений в рисовании;

     – в заключительной части игры-занятия обязательно вывешивайте работы на выставке, доске или раскладывайте на столе, ковре; связывайте анализ работ с изобразительной задачей при этом обязательно используйте игровой прием обыгрывания готового рисунка;

     – подготовленный вами образец рисунка должен пробуждать в воспитанниках фантазию, а не служить готовой моделью для копирования;

     – никогда не подвергайте работы воспитанников критике, помните, что каждый ребенок имеет право на индивидуальность.

 

Мастер. Уважаемые коллеги! Превращайте обучение в игру, фантазируйте, экспериментируйте, побуждайте детей к творческим поискам и решениям, развивайте в детях умение свободно выражать свой замысел, чаще устраивайте выставки! Ведь выбор средств изображения не ограничен – рисовать можно где угодно и чем угодно. Это будет отличной мотивацией для развития интереса к изобразительной деятельности посредством экспериментирования с различными материалами и техниками для каждого ребенка.

 

III Практическая часть

Экспериментально-практическая деятельность воспитателей дошкольного образования с различными материалами и техниками рисования:

       – фроттаж + рисование акварелью + восковые мелки;

       – набрызг с использованием зубной щетки + силуэтный трафарет;

       – кляксография трубочкой;

       – монотипия пейзажная (оттиск в зеркальном отображении);

       – экспериментирование со способами изображения предметов, путем смешивания и дополнения различных техник друг другом: рисование мятой бумагой + тычок + силуэтный трафарет; ватная палочка + силуэтный трафарет +  набрызг зубной щеткой + кляксография трубочкой, отпечатывание сухих листьев + набрызг.

 

IV Заключительная часть

Рефлексия. Игра «Закончи предложение»

Воспитатели дошкольного образования берут по карточке с началом предложений:

«Удачным сегодня было…»;
«Для своей практической деятельности я почерпну…»;
«Думаю, моим воспитанникам понравится…»

 

 

Приложение 1

 

Памятка для воспитателей дошкольного образования

 Техники рисования для работы с детьми разных возрастных групп согласно рекомендациям учебной программы дошкольного образовани

ГРУППА ВТОРОГО РАННЕГО ВОЗРАСТА
ВОСПИТАННИКИ ОТ 1 ГОДА ДО 2 ЛЕТ

– заполнять лист бумаги яркими пятнами, точками, кружочками – (поролоновыми тампонами);
– рисовать пальцами, ладошками.

 

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
ВОСПИТАННИКИ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ

– рисование пальчиком;
– ватной палочкой;
– тычками;
– печатками из природного и дополнительного материалов;
– рисование ладошкой.

 

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
ВОСПИТАННИКИ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ

– рисование пальчиком;
– ватной палочкой;
– тычками;
– печатками из природного и дополнительного материалов;
– рисование ладошкой.

 

СРЕДНЯЯ ГРУППА
ВОСПИТАННИКИ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ

– рисование ладошками;
– рисование пальчиками;
– рисование ватными палочками;
– тычком;
– печатками из природного и дополнительного материалов;
– свечой;
– восковыми мелками;
– смешанные техники рисования.

 

СТАРШАЯ ГРУППА
ВОСПИТАННИКИ ОТ 5 ДО 7 ЛЕТ

– угольным карандашом;
– восковыми мелками;
– монотипия;
– кляксография;
– ниткография;
– набрызг;
– рисование по сырому;
– рисование по трафарету;
– граттаж и др.;
– смешанные техники рисования.

 

Литература

1 Василенко, Н. Мастер-класс как форма методического сопровождения в учреждении дошкольного образования / Н. Василенко, Л. Котенёва // Пралеска. – 2019. – № 4. – с. 26–30.

2 Учебная программа дошкольного образования. – Минск. Нац. ин-т образования, 2019.

 

Поделиться ссылкой:

0

Добавить комментарий