- Метадычка, Музыка, харэаграфія

Воплощения импровизаций на уроках хореографии

 

Ольга БРАТКО,
учитель хореографии
ГУО «Могилевская городская гимназия № 1»

 

 

Хореография как одна из форм художественного воспитания обладает большими возможностями для полноценного эстетического, духовного и гармоничного физического развития. По своей природе физически активный характер танца имеет в современной школе практическую ценность, когда малоподвижная деятельность стала доминировать в образе жизни детей.

В процессе занятий танцами одним из приоритетных направлений является развитие творческих способностей учащихся. Для этого используются методы, основанные на принципах продуктивного творческого мышления. Одним из таких средств является импровизация. Это одно из средств преодоления формализма в обучении.

Танец изначально рождается из импровизации. Естественным источником импровизации является радость движения. Танцевальная импровизация – это раскрытие эмоционально-телесной выразительности через искреннее движение. Это особенное отношение к собственной личности, к своему телу, особенный способ мыслить. Импровизацию можно рассматривать как средство обучения танцу, развития воображения, свободы ритмопластики.

Развитие навыков творческой импровизации у детей свидетельствует о достижении ими определенного уровня. Однако для этого достижения необходимо создать платформу, которая состоит из приобретенных исполнительских навыков, на основе которых у детей возникает возможность импровизации.

Непременным условием достижения результата хореографии является правильно выстроенный план работы с учащимися. В первую очередь необходимо развивать у детей фантазию. Развитие творческих начал должно идти по двум направлениям. Первое – организация коллективной творческой деятельности на практических занятиях. Второе – самостоятельное выполнение индивидуальных творческих задач. При этом важно начинать развитие творческих способностей детей с раннего возраста; при подборе репертуара учитывать возрастные и индивидуальные особенности учеников; создавать проблемные ситуации для максимальной активизации творческого мышления учащихся; применять разнообразные по своему содержанию творческие игры.

Для развития импровизационности необходимо выбирать креативные методы преподавания: мастер-класс, перфоманс, «творческая мастерская». Эффективными будут также технология проблемного обучения и технология коллективной творческой деятельности.

Особое внимание в процессе обучения я также обращаю на следующие творческие способности детей: умение на основе собственного опыта создавать новые двигательные модели и лично их реализовать; умение находить образы и воплощать их, используя танцевально-художественные средства. Значительное внимание на занятиях уделяю развитию ощущений тела, используя для этого технику телесного осознания и работу с образами.

Достаточно высокий результат дают игровые технологии. И. Хейзинг писал, что «…о каком бы народе или эпохе ни шла речь, всегда можно сказать в самом полном смысле слова, что танец есть сама игра, более того, представляет собой одну из самых чистых и совершенных форм игры». Объединяя потенциал игры с процессом обучения, хореограф делает процесс разучивания и отработки танцевальных движений наиболее интересным. Игра облегчает процесс запоминания и вызывает интерес к занятиям.

Если конкретнее, на своих занятиях я использую такие виды танцевальных игр:

    1. Игры-превращения. Развивают творческие способности в танцевальной импровизации.
    2. Игры на развитие актерского мастерства. Данные игры направлены на эмоциональное перевоплощение, передачу разных чувств: радость, печаль, нежность и другое.
    3. Игры на внимание. Цель такой игры – сосредоточить внимание на учебном процессе.
    4. Игры на развитие двигательных и импровизационных способностей. Развивают умение ориентироваться в пространстве, не сталкиваясь друг с другом.
    5. Игры на закрепление пройденного материала. Помогают учащимся лучше закрепить свои знания, умения и навыки. Сюда включаются игры на знание танцевальных жанров, позиций рук и ног, пространственных перестроений.

Для того чтобы успешно применять игровые технологии в обучении, необходимо четко придерживаться трех этапов: детальное объяснение правил, непосредственно проведение и подведение итогов игры. Не следует вводить сразу много разных игр в одно занятие. Сначала лучше хорошо научиться исполнять одну игру. Выбор игр для занятий по хореографии зависит от возраста играющих, развития, целей и задач, которые преследует преподаватель.

                   

Упражнения и игры, используемые на уроках хореографии
для развития импровизационных навыков

 

     Игра «Цветик-семицветик». Подбирается семь разных по характеру музыкальных мелодий. Под звуки музыки дети импровизируют и замирают, как только педагог выключает мелодию. Кто пошевелится, тот выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок или закончатся музыкальные мелодии.

     Игра «Незнайка». Водящий становится в одной точке зала, остальные в противоположной стороне и решают, кого будут изображать (животное или предмет). С началом музыки дети выполняют задание. «Незнайка» дожидается завершения музыкального периода и тогда называет образ, который они изображали.

     Игра «Снежинки-капельки». Под музыку учащиеся изображают снежинки. После слов учителя «Пригрело солнышко, потекли ручьи» дети изображают капельку.

     Игра «Белоснежка и семь гномов». Под музыкальное сопровождение, используя пластику и эмоции, дети изображают героев сказки, передавая их отличительные черты: ворчливость, хитрость, изобретательность, веселье, вредность, серьёзность и т.д.

     Игра «Запрещенное движение». Дети повторяют за учителем движения, кроме одного, которое находится под запретом.

     Игра «Муравьи». Двигаясь по залу под музыку и определённым образом, дети заполняют всё пространство. По команде учителя они перестраиваются в колонну, круг, звёздочку и другие фигуры, стараясь не толкаться.

     Упражнение «Зеркало». Дети разбиваются на пары. Преподаватель даёт задание рисовать фигуры разными частями тела. Один ребёнок рисует, а второй повторяет. Затем они меняются ролями.

     Творческое задание «Картина». Участвуют все дети. Воспитанники превращаются в одушевлённые и неодушевлённые персонажи с картины «На речке летом», «В огороде», «В лесу» и другие.

 

Для продуктивной работы с импровизацией необходимо соблюдать определённые условия. Однако метод импровизаций расширяет границы хореографического искусства и является средством проявления уникальности ребёнка. Техники импровизаций развивают творческий потенциал каждого учащегося, повышают уровень креативности, улучшают взаимоотношения в коллективе, создают предпосылки для самовыражения и саморазвития личности. А воспитание творческого человека – одна из основных задач современного образования.

 

Поделиться ссылкой:

0

Добавить комментарий