- Метадычка, Фізічная культура і здароўе

Сценарий сюжетного урока «Путешествие в страну голубых озер» для учащихся первой ступени образования

 

Ольга ПОГРЕБНЁВА,
учитель физической культуры и здоровья
ГУО «Средняя школа 38 Гродно»

 

 

В процессе учебной деятельности одних учащихся в большей мере мотивирует сам процесс познания, других – отношения с другими детьми. Однако именно эти качества определяют сущность личности школьника, а также ее направленность в учебной деятельности.

Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании целями образования являются формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося. Мотивационная сфера школьника является важным компонентом в процессе организации учебной деятельности. Для этого надо заинтересовать учащихся. А нередко наблюдаемое падение интереса к занятиям физической культурой можно объяснить излишней стереотипичностью и несовершенством методик проведения уроков. При организации воспитательной работы по развитию мотивации на занятиях учителю необходимо учитывать общие тенденции возрастного развития школьников, что в первую очередь является отправной точкой в эффективности дальнейшей работы.

В младшем школьном возрасте детям неинтересно выполнять упражнения без понимания «зачем?», «почему именно так?». Объяснения учителя о пользе выполнения тех или иных упражнений или видов деятельности вряд ли будут поняты и услышаны в полной мере. Стимулировать активность учащихся, раскрыть творческие силы, скрытые возможности каждого школьника позволяют нестандартные формы организации урока, которые успешно решают образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Для организации работы с учащимися первой ступени образования очень продуктивны сюжетные уроки, уроки-путешествия.

Представляю вам сценарий сюжетного урока «Путешествие в страну голубых озер» для учащихся первой ступени образования.

Это не обычный сюжетный урок, он несет в себе глубокий воспитательный потенциал, так как целью данного урока является формирование знаний о своей Родине, воспитание чувства гордости за красоту своей страны посредством образного мышления, физического развития и личностного совершенствования.

«Гуляя по городам своей страны», дети узнают о популярных местах, знакомятся с новыми фактами, учатся соблюдать правила, «законы», и с гордостью представляют все это сказочному персонажу – мальчику из далекой страны.

Интеграция учебного материала способствует развитию творческого мышления учащихся, позволяет им применять полученные знания в других условиях, является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств, целостной картины мира, направленных на доброе отношение к людям, к жизни.

 

 

Путешествие в страну голубых озёр
(сценарий учебного занятия)

Цель занятия: формирование знаний о Родине, воспитание чувства гордости за красоту своей страны посредством образного мышления, физического развития и личностного совершенствования.

Задачи:

– Создать условия для ознакомления с понятиями «страна», «город», актуализировать знания о малой родине, достопримечательностях каждого областного центра.

– Воспитывать чувство товарищества, коллективизма и целеустремлённости.

– Закрепить изученные упражнения, подвижные игры.

– Развивать быстроту, точность и координационную согласованность движений.

Тип учебного занятия: систематизация и обобщение знаний.

Междисциплинарные связи: человек и мир.

Внутридисциплинарные связи: гимнастика, спортивные игры, легкая атлетика

ТСО: музыкальный проигрыватель.

Инвентарь: четыре гимнастических мата, одна гимнастическая скамейка, кольца и стойки, 10 смятых в комок листов бумаги, корзина, милицейская фуражка.

Дидактический материал: карта Республики Беларусь, картинки популярных мест в городах.

 

 

Ход учебного занятия

Дети заходят в спортивный зал, строятся в одну шеренгу.

Педагог (ведущий): Сегодня я расскажу вам одну историю, хотите – верьте, хотите – нет, но…

– В одной далёкой стране жил мальчик по имени Дэн. В его стране всегда было холодно, кругом было много снега и льда. Он дружил с белыми медведями, тюленями, моржами.

Однажды в канун Нового года мальчик написал деду Морозу письмо: «Я мечтаю побывать в стране, где есть много лесов, рек, озёр, где живут зубры, белки, лоси и много птиц,  где бывает и зима и лето…»

Дэн был очень послушный мальчик – дед Мороз не мог отказать ему…

В новогоднюю ночь Дэн заснул самый первый (дети закрывают глаза, слышат звуки дорог).

Его разбудил какой-то гул (слышится звук дорог, дети открывают глаза). Выйдя на улицу, он увидел суету прохожих, гул машин. Дэн понял, что оказался в чудесной стране. Все жители были очень культурными, соблюдали правила дорожного движения, четко знали, где право, где лево (повороты направо, налево). Гуляя по городу (обычная ходьба), он видел красивые высотные здания (ходьба руки вверх), он спустился вниз в метро (ходьба в полуприседе, руки за спину), сел и прокатился до самой окраины города (ходьба в полном приседе).… А когда поднялся (обычная ходьба), его удивили вековые леса, он выбрал одну тропинку и тихонечко побежал по ней (медленный бег). Тропинка извивалась то вправо, то влево (бег змейкой). Дэн бежал по кочкам (бег с ноги на ногу «по кочкам»), по воде (сгибая ноги назад), по высокой траве (высоко поднимая бедро). И прибежал на солнечную полянку (переход на ходьбу), он ше и наслаждался чистым воздухом… (обычная ходьба, вдох носом – руки вверх, выдох ртом – руки вниз). На полянке было много бабочек (1 – руки к плечам, 2 – в стороны, 3 – руки вверх – хлопок, 4 – руки вниз), прыгали кузнечики (хлопки спереди – сзади прямыми руками), много чудесных цветов (ходьба широким шагом – хлопок под коленом). Вдалеке он увидел детей, с которыми захотел подружиться.

Перестроение из одной колонны в четыре в движении (учащиеся становятся лицом к карте Республики Беларусь)

Ведущий: Дети, вы узнали, в какую страну попал Дэн?

Дети: Беларусь!

Ведущий: Правильно! Это наша страна, Беларусь – синеокая! А вы знаете, почему её называют «синеокая»?

Дети: Тут много рек и озер!

Ведущий: Молодцы, все верно! Наша страна на карте выглядит вот так (показать карту). У нас в стране 6 больших областных городов, давайте их назовем:

1 Витебскр. Западная Двина, Славянский базар.
2 Брест – р. Мухавец, р. Западный Буг, а на главной улице зажигает фонари фонарщик.
3 Гомель – р. Сож, памятник Гулливеруэто настоящий великан ростом 7 метров и весом почти 3 тонны, в камзоле, шляпе и со шпагой в руке.
4 Могилев – р. Днепр, есть площадь Звезд и Звездочет в центре площади, если присесть на стул со своим знаком Зодиака, подержать палец Звездочета – можно загадать желание, и оно обязательно сбудется.
5 Минск – семь рек (Лошица, Мышка, Немига, Переспа, Свислочь, Сеница, Цна), это самый большой и главный город (столица), Национальная библиотека.
6 И наш городГродно – р. Неман, драмтеатр, колесо обозрения.

Учитель рассказывает, какие реки протекают в каждом городе, и показывает достопримечательности на картинках, которые размещены вокруг карты.

Ведущий: Сегодня, мы вместе с Дэном сможем побывать в любом городе, в котором захотим.

Первая колонна – отправляется в Витебск (учащиеся могут сами выбирать, где они хотят побывать).

Вторая – в Брест.

Третья – в Минск.

А четвертая – в Гомель.

Учащиеся расходятся по городам (станциям) и слушают, какие задания надо выполнить в каждом городе.

Ведущий: В каждом городе дети любят играть в разные подвижные игры и заниматься спортом, чтоб вырасти здоровыми.

Ведущий:

– В Бресте – любят кататься на велосипедах.

Упражнение выполнять из и.п. лежа на спине – круговые вращения ногами (крутим педали).

– В Витебске – игру «снайперы».

Накидывают кольца на стойку.

– В Гомеле – «Колобок».

Стоя на коленях в группировке – перекаты боком на гимнастическом мате

– В Минске дети очень любят играть в «Снежки»: одной рукой берут смятый лист, разворачивают, другой мнут и бросают в корзинку (обруч).

Ведущий: Но, хочу вас предупредить, порядок в городах будет контролировать милиционер. Он будет смотреть, правильно ли вы все делаете, и если будет необходимо, придет на помощь.

Педагог надевает милицейскую фуражку. Далее процессом руководит «милиционер».

В каждом городе задания выполняют в течение 1 минуты. Далее по команде «милиционера» «Стоп! Стройся!» дети строятся в своих городах в шеренги. По команде «К соседям шагом марш!» переходят в следующий город. И, далее, по принципу круговой тренировки переходят от станции к станции, пока не пройдут все «города».

Ведущий: Дэну понравились все города, в которых он успел побывать, понравились все игры, в которые он успел поиграть. В ответ он всех детей пригласил поиграть в его любимую в игру.

Игра «Два мороза»

Учащиеся становятся на одну половину площадки – это жители одного северного города. В центре площадки (Северный полюс) – два Мороза (Мороз Красный нос и Мороз Синий нос).

Ведущий: Внимание! Внимание! Уважаемые жители города! Срочная информация! На город опускается снежная лавина! Срочная эвакуация в безопасное место! Но, внимание! На пути могут встретиться два злых Мороза, прикосновением могут заморозить.

Два мороза говорят слова:

Мы Морозы молодые
Два Мороза удалые

Один:      Я – Мороз Красный нос.
Другой:  Я – Мороз Синий нос.

Ну-ка кто из вас решится в путь дороженьку пуститься?

Дети: Не боимся мы угроз – и не страшен нам мороз!

Учащиеся перебегают на другую половину площадки. Морозы пытаются заморозить наибольшее количество «жителей».

Итог: выделить лучших Морозов – тех, которые «заморозили» наибольшее количество «жителей», и «жителей» – которые ни разу не «попались» Морозам.

После подведения итогов подвижной игры дети приглашаются присесть в круг в центре зала. Педагог с мячом садится со всеми (рефлексия).

Ведущий: Дэн посмотрел на всех детей, как они веселятся и играют. Он вспомнил, как гулял по городам Беларуси, что видел (перекатывая мяч друг другу, учащиеся вместе с педагогом вспоминают, с какими областными городами они познакомились, какие достопримечательности в каждом городе, у кого мяч – тот и говорит). Ему стало немного грустно, он вспомнил, что где-то родители за него переживают, да и он очень соскучился. А дети пообещали каждое лето приглашать его к себе в школу, в лагерь, ведь там можно играть весь день и ходить на экскурсии по городу.

Вот такая сказка у нас получилась! Но, все когда-нибудь заканчивается, и наше занятие тоже закончилось. На следующем уроке, возможно, вас будет ждать новая сказка (учащиеся в колонне по одному выходят из зала).

Приложение 1. Содержание и структура урока

 

 

Поделиться ссылкой:

0

Добавить комментарий