Квест-игра «Память в сердце храним»

- 19:37Воспитательная работа, Сценарии

Игра разработана и апробирована в рамках конкурса образовательных музейных квестов «Хроника Великой Победы», посвящённого 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Анна ЮШКО,
учитель истории и обществоведения
ГУО «Погородненская средняя школа»
Вороновского района,
Гродненская область

 

 

Возраст – 6 класс

Место проведения: музей боевой славы Погородненской средней школы, посвящённый 10 ОБ ВНОС, место гибели девушек-связисток, памятный знак у дороги Погородно – Жирмуны, памятник девушкам-связисткам в аг. Погородно, кабинет истории.

 

Ход квест-игры

 

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ – «БЫТ СОЛДАТА»

Музейные экспонаты выложены на столе. Задача детей – определить их назначение и дать им название. У каждого участника есть право выбрать предмет обихода солдата и рассказать, что он помнит и знает о нем, кому он принадлежал и как попал в музей.

В нашем случае это был фотоаппарат (подарок музею командира полка А.П.Туровского), две фляжки (передала А.М.Завгородная), котелок (передал А.А. Ануфриев, заместитель командира полка), пилотка (передала А.М.Черногорная), портсигар (кем подарен, неизвестно), ремень (передан сыном командира полка А.А.Туровским, принадлежал его отцу командиру полка А.П. Туровскому), берет (подарен Родик Е.П.).

 

ДЕНЬ ВТОРОЙ – «ФРОНТОВОЕ ПИСЬМО»

Учащимся предложены фронтовые письма Вали Поликановой, адресованные родителям. После их прочтения и изучения учащиеся должны ответить на вопросы.

 

Вопросы:

    1. Что свидетельствует о работе военной комендатуры? (Наличие затушёванных строк в письме)
    2. Что указывает на недостаток бумаги на фронте? (Вторичное использование бумаги. Два письма написаны на бумаге, где в первом случае имеется печатный рисунок гимнастических упражнений, а во втором – с одной стороны немецкий текст, а с обратных сторон рукописный текст письма)
    3. Имелось ли место творчеству в письмах Вали Поликановой? (Да. Письмо, высланное накануне Великой Октябрьской социалистической революции, разрисовано в виде открытки. Есть характерный рисунок и поздравления, есть письмо со стихами)
    4. Все ли письма написаны чернилами? О чём свидетельствует использование простого карандаша? (Большинство писем написано простым карандашом. В одном случае даже адрес указан карандашом. Это говорит об острой нехватке чернил. Часто адрес писали чернилами, а текст письма карандашом, потому что карандаш быстро затирался, и адрес в таких случаях невозможно было прочитать)

 

После проведённой беседы ребятам предложили написать письмо солдату и сложить его фронтовым треугольником.

 

ДЕНЬ ТРЕТИЙ –
«ИХ ИМЕНАМИ НАЗВАНЫ УЛИЦЫ НАШЕГО ПОСЁЛКА…»

В Погородно – более 10 улиц, 5 из них названы по фамилиям. Учащимся заранее раздаётся задание узнать, имеются ли в Погородно названия улиц, относящиеся к Великой Отечественной войне, к погибшим девушкам-связисткам. Используя материалы музея, дети должны рассказать о девушках от первого лица.

 

Примерные ответы:

     Я – Таня Пономарёва. Родилась на хуторе Козлово Кумылженского района Волгоградской области в 1923 году. Член ВЛКСМ, среднее образование. Мне было два года, когда умерли родители, моим воспитанием занялись бабушка с дедушкой. Нас было пятеро. Моё детство пришлось на трудные 30-е годы. После окончания школы работала счетоводом в колхозе, хотя мечтала стать врачом. Думала, успею…

12 апреля 1942 года меня призвали в ряды действующей армии, была старшей на посту. Я любила и берегла своих девчат.

22 января 1945 года поста не стало, а спустя два дня умерла и я от ран. А их врачи насчитали у меня 11!

     Я – Катя Дьячкина. Родилась на хуторе Самодурова Калачевского района Волгоградской области в 1919 году. Нас детей в семье было 8. Я самая старшая. Окончила 4 класса. Так хотелось учиться! Я должна была остаться дома и помогать маме по хозяйству и с малышами.

В 1937 году председатель колхоза, видя нашу нищету и моё трудолюбие, направил меня на курсы заведующих детскими садами в Калач-на-Дону, которые я успешно закончила.

Я так хотела учиться и жить! Но война оборвала всё…

Живите, мечтайте, радуйтесь солнцу! Стремитесь к новым вершинам! Чтоб мы знали, что наши жизни оборвались не зря…

     Я – Александра Терёхина. Родилась в 1922 году в селе Нариманово Самаркандской области. Нас в семье было четверо. Мама занималась хозяйством, а отец всю жизнь отдал службе в органах МВД, воевал в Первой конной армии С.М.Будёного. Родные и знакомые звали меня Шура.

Вот он – долгожданный выпускной! А там… Там институт… Я должна стать хорошим инженером… Ведь это мечта всей моей жизни! Как хорошо мечталось в ту последнюю мирную ночь!

Все мечты оборвались в один миг. Мы целым классом пошли в военкомат, но взяли не всех, а только тех, кому было 18. Я попала на курсы медсестёр и уже в апреле 1942 года была на фронте. Фронтовые дороги свели меня с отцом.

Мы с ним мечтали о мирной жизни, как соберёмся дома все за одним столом. Какой счастливой будет мама! Не сбылось… Вместо долгожданной встречи мама получила похоронку… И не одну…

     Я – Валя Поликанова. Родилась 7 февраля 1918 года в Нижнем Чире Волгоградской области в семье бедняка. Родители были батраками. Отец сознательно ушёл на фронт воевать против белых. Спустя год после моего рождения мама умерла. Пока отец был на фронте нашим содержанием занимался дедушка. Придя с фронта, папа вскоре женился.

Какими счастливыми были те минуты, когда отец брал меня к себе на руки! Как не хватало мамы! Как трудно было жить без её ласки и заботы! Меня спасали мои мечты. Я мечтала вырасти большой и умной, стать учительницей. Растить своих детей и шить им красивые платья, а по праздникам печь вкусные пироги, чтоб всем хватало…

И вот мои мечты стали сбываться. В июне 1939 года я окончила школу. Стала работать учительницей…

Война… Все мечты и надежды оборвала война.

В мае 1942 года добровольцем ушла на фронт. Победа была слишком близко. До мая, до победного мая оставалось чуть больше двух месяцев…

Но для меня и моих подруг он не наступил…

Классный руководитель:

«Не суждено было дожить до светлого Дня Победы и девушкам-связисткам: Тане Пономарёвой, Вале Поликановой, Кате Дьячкиной, Шуре Терехиной.

Не вернулась в свою школу учительница Валентина Борисовна Поликанова, в детский сад – воспитатель Екатерина Дьячкина, не стала врачом Татьяна Степановна Пономарёва, а Екатерина Васильевна Терёхина – инженером.

Не стали девчата любимыми мамами, бабушками. Они не увидели первого шага своего сына или дочурки, не провожали и не встречали их со школы, не нянчили и не ласкали своих внуков, не радовались их успехам… Их мир безвременно погас, погас навечно. Но в нашей памяти девушки- связистки навсегда останутся молодыми, любящими жизнь и свою Родину!

Сегодня перед ними мы головы низко склоняем,
Сегодня мы светлую память чтим
Тех, кто насмерть стоял,
Кто нам жизнь отстоял,
Кто нам мир на земле завещал.

Во имя этой светлой памяти мы с вами, ребята, должны быть добрее, хорошо учиться, уважать старших и друг друга, любить Беларусь и всегда помнить о том, что было, и сделать всё, чтобы никогда не случилась новая трагедия…»

 

ДЕНЬ ЧЕТВЁРТЫЙ – «ОТ ПАМЯТНИКА К ПАМЯТНИКУ»

     1 В четверг, после торжественного открытия памятного знака на месте гибели девушек связисток в деревне Поди, ребята посетили это место и возложили цветы. Почтили память павших минутой молчания и отдали салют. Классный руководитель рассказал о моменте гибели девушек.

«Шёл январь 1945 года. Далеко на западе воевали наши солдаты, а в тылах наших войск оставались посты воздушного наблюдения, оповещения и связи. Вот такой пост был и здесь, недалеко от Погородно. Вокруг землянки, блиндажи, глубокие траншеи, ходы сообщений, ограждение из колючей проволоки. Такие посты, как правило, находились далеко от своих частей, и в случае чего боевой расчёт мог надеяться только на самих себя. Поэтому своё дело девчата знали в совершенстве и оружием владели отлично. Когда противник оказывался возле поста, атаковал, девчата ложились за пулемёты, встречали врага гранатами. Теперь им было спокойнее, но 24 января случилось несчастье.

В этот день несла боевое дежурство Александра Черных. На дороге что-то скрипнуло. Ничего не видно, но девушка была уверена: что-то есть. Ну вот, она не ошиблась: на дороге показались сани. За ними вторые, третьи, четвертые. На санях сидят люди. Сани поворачивают в сторону землянки. Из саней спрыгивают двое и направляются к посту. Один из них в звании капитана, второй старшина.

– Здравия желаем, девчата! Едем на задание… Водички у вас попить можно?

Татьяна Пономарёва спускается в землянку, выносит ведро с водой. Капитан жадно пьёт.

– Будем ловить местных бандитов, – говорит капитан. – Вам легче будет. Не беспокоят ночью? Эй, ребята, кто ещё пить?

От саней идут ещё несколько человек, а в голове Шуры бьётся неприятная мысль: «Сидят, как немые…  Ни голоса…». Больше она ни о чём не успевает подумать, потому что в эту же секунду рядом с девушкой грохочет автоматная очередь, а на голову Шурочки обрушивается страшный удар.

На пост напали бандиты из отряда «Крыся». Им нужно было оружие. Их было свыше 30 человек. Они заранее перерезали телефонную линию и, зная, что на посту одни девушки, планировали захватить его с ходу. Но просчитались. Девчата мужественно вели бой.

Когда прибыла помощь, бой уже закончился. В траншее лежали убитые Александра Терёхина и Екатерина Дьячкина, а Валентина Поликанова лежала в землянке. В живых остались Татьяна Пономарёва и Александра Черных. На теле Татьяны насчитали 11 ран. Александра была контужена: как упала на землю, так и пролежала весь бой без сознания. Затем, придя в себя, они вдвоём с Таней, превозмогая нечеловеческую боль, в полусознательном состоянии, с обмороженными руками и ногами по снегу поползли в сторону деревни Оссова. Спустя двое суток, 24 января 1945 года, от полученных в бою ран начальник поста НП-03 младший сержант Татьяна Пономарёва умерла в госпитале Лиды. Похоронены Александра Терёхина, Екатерина Дьячкина, Валентина Поликанова и Татьяна Пономарёва на кладбище Лиды. Александра Черных, единственная выжившая из пяти девушек-связисток НП-03, жила и работала в Иваново».

     2 Далее ребята остановились на перекрёстке, где установлена таблица с информацией о девушках-связистках на трёх языках. Для более подробного ознакомления можно воспользоваться QR-кодом.

     3 Учащиеся 6-го класса последовали к памятнику в Погородно, где уже сами рассказали, кто архитектор и какие замыслы он воплотил в памятнике. Также они возложили цветы и почтили память минутой молчания. Их рассказ был дополнен классным руководителем.

«Памятник был открыт 7 мая 1975 года. Однополчанка погибших Евдокия Петровна Родик ходатайствовала об увековечении памяти девушек-связисток. Совместными усилиями директора совхоза «Погородно» А.Г.Журавлева, директора школы Н.Г.Германюка, всех погородненцев был воздвигнут памятник по эскизу Каравашкина. На памятнике выбит рельеф девушки-красноармейца в пилотке. Памятник стоит в форме буквы V и символизирует пять девчат на посту. Прямая стела, поставленная перед V, говорит о том, что погибли четыре девушки. Рядом с памятником посажены четыре берёзки вместе, а одна поодаль. Это символ того, что в Беларуси погиб каждый четвёртый житель страны.

17 однополчан приехало на первую встречу. Среди них не было Александры Черных. Благодаря статье М. Шиманского в газете «Известия», Александра Михайловна нашлась. Впервые она приехала на встречу с боевыми подругами через 31 год – в январе 1976 года».

 

ДЕНЬ ПЯТЫЙ – «ВОЙНА ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ»

Учащимся предложили закончить фразу «Война – это…» рисунками и пояснить их. Рисунки разместили на доске вокруг этого высказывания. Чтобы дети не боялись ошибиться и могли полностью раскрыть свои мысли, учителю запрещается перебивать и высказывать свои замечания.

 

Рефлексия

Ребята становятся в круг, а классный руководитель берёт в руки фотоаппарат командира полка А.П.Туровского и передаёт его детям по кругу. Учащиеся рассказывают, какие моменты из квест-игры они сняли бы на камеру, что им больше всего запомнилось и почему. Высказывают свои пожелания и замечания. Высказываются только добровольцы. Если ребёнок не хочет говорить, то передаёт фотоаппарат следующему. В итоге фотоаппарат должен вернуться к учителю.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий