- Метадычка, Фізічная культура і здароўе

Развитие физических качеств школьников, направленных на укрепление физического и духовно-нравственного здоровья молодежи

 

Андрей ГОНЧЕВ,
учитель высшей квалификационной категории
ГУО «УПК Вердомичский детский сад – средняя школа»
Свислочского района,
Гродненская область

 

 

В сельской местности недостаточно учреждений обеспечивающих дополнительные, внешкольные услуги в сфере физической культуры и спорта, что не позволяет в полной мере школьникам реализовать собственные интересы и потребности в систематических занятиях физкультурно-оздоровительной, спортивно-тренировочной и иной общественно-полезной деятельностью.

Как показывает практика, основные причины преступности в молодежной среде – это неблагополучная семья и недостаток организации досуга: физкультурно-оздоровительных мероприятий, спортивных секций и других объединений по интересам. Данная проблема определяет актуальность учреждений общего среднего образования в сельской местности как основного (а часто и единственного) культурно-воспитательного и физкультурно-спортивного досугового центра.

Физическое воспитание подрастающего поколения является неотъемлемой, органичной частью современной системы образования.

В последние годы все больше становятся востребованными методики воспитания подрастающего поколения в русле физического совершенствования, в результате использования которых, общество смогло бы получить молодого человека, способного в будущем эффективно трудиться во благо своей родины – Республики Беларусь. Наряду с другими дисциплинами физическая культура служит целям всестороннего развития личности, воспитанию определенных морально-волевых, этических, духовных и физических качеств, в том числе подготовки детей к жизни. Наибольшего успеха при занятиях физическими упражнениями можно достигнуть при сознательном, заинтересованном отношении занимающихся.

По моему мнению, здоровье – это не просто отсутствие болезни. Работу по сохранению и укреплению здоровья надо вести педагогическими методами. Организовать учебный процесс необходимо таким образом, чтобы он не вредил здоровью; использовать методики, соответствующие возрасту и возможностям учеников; правильно организовать двигательный режим и физкультурно-оздоровительную работу.

Одним из средств физического развития учащихся, причём доступным для большинства школ и популярных среди молодёжи, является воспитание силовых возможностей. Это широкое понятие, которое включает в себя развитие максимальной силы, статической, динамической, скоростно-силового и взрывного характера, наращивания мышечной массы.

Силовые упражнения требуют проявления волевых усилий для преодоления мышечных напряжений. Чтобы ученики преодолели усталость, у них необходимо создавать интерес к силовым упражнениям, потребность в них и достаточную мотивацию. Нагрузку следует дозировать так, чтобы ученики получали удовольствие от выполнения силовых упражнений. Посильные задания должны вселять в каждого ученика уверенность и стремление к повышению своих результатов (Приложение 1).

Формируя у учащихся знания о средствах и методах атлетической подготовки, я последовательно знакомлю их с соответствующими методами: повторных усилий, максимальных усилий и др. Умелое использование данных методов даёт возможность ученикам самостоятельно совершенствовать силовые способности, сознательно выполнять домашние задания.

Метод повторных усилий даёт возможность выполнять упражнения сериями, определять посильную дозировку и индивидуализировать её. Упражнения выполняют до лёгкого утомления в одной серии, по две – три серии на каждую группу мышц, прорабатывая все основные мышечные группы на одном уроке.

Обязательными методическими условиями при развитии скоростно-силовых качеств являются выполнение каждого повторения с максимально возможным результатом, то есть коэффициент напряжённости при выполнении должен быть как можно ближе к первому результату. Рассмотрев многие методики различных авторов по развитию скоростно-силовых качеств из всех предлагаемых упражнений, наиболее эффективные и благоприятно влияющие на здоровье обучающихся являются методы повторного выполнения упражнения и круговой тренировки. Этот метод позволяет избирательно развивать определенные группы. Метод «круговой тренировки» обеспечивает комплексное воздействие на различные группы мышц. Упражнения подбираются таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую мышечную группу, позволяла значительно повысить объем нагрузки при строгом чередовании работы и отдыха. Во время выполнения упражнений отягощение может быть либо постоянным, либо меняющимся. Примером постоянного отягощения является всё тело школьника в упражнениях с приседаниями или подтягиваниями.

Метод круговой тренировки способствует развитию таких физических качеств, как быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость, а также комплексных форм их проявления – силовой, скоростной, скоростно-силовой выносливости и т.д.

Для проведения круговой тренировки определяются специальные места для выполнения физических упражнений – станции. На каждой станции, по мере необходимости, размещается инвентарь или оборудование для выполнения физических упражнений. Станции размещаются по кругу, что и поспособствовало выбору названия «круговая тренировка»

Опыт подтверждает, что использование упражнения круговой тренировки способствуют развитию всех физических качеств, а именно:

– силовые упражнения способствуют развитию силовых возможностей, проявляющихся в медленных движениях со значительными отягощениями или в статических положениях;

– с помощью скоростных упражнений, используемых в процессе круговой тренировки, повышается частота движения и скорость одиночных движений;

– упражнения, направленные на развитие выносливости, способствуют повышению способности противостоять утомлению и продуктивно действовать при многократном выполнении упражнений.

Систематичное и комплексное развитие специальных физических качеств с учётом особенностей соревновательной деятельности, как показывает анализ, наиболее результативно может быть достигнуто с помощью круговой тренировки. Поэтому метод круговой тренировки достаточно четко и гармонично вписывается в тренировочный процесс.

 

 

Приложение 1

Упражнения для изучения и совершенствования технических действий

Упражнения для развития скорости

Общеразвивающие гимнастические упражнения, выполняемые в быстром темпе. Пробегание коротких отрезков – 10, 30, 60, 100 м на время, челночный бег; различные прыжки с разбега. Игра в баскетбол, ручной мяч, футбол в нападении в непродолжительные отрезки времени. Быстрая смена деятельности (выполнения упражнения) и внезапно подаваемым сигналам.

Упражнения для развития силы

Общеразвивающие упражнения для шеи, рук, туловища, ног с отягощениями (набивной мяч, гантели и др. предметы). Упражнения на гимнастических снарядах, настенных эспандерах, станке для развития физических качеств на максимальное количество раз при одном подходе. Упражнения, игры в преодолении сопротивления партнера, переноске груза, партнера. Упражнения на мосту с партнером, сидящим на бедрах, груди. Дожимы, уходы и контрприемы с уходом с моста. Подтягивание на перекладине из различных исходных положений (стоя, в висе). Сгибание, разгибание рук в упоре лежа (с мячом, с выполнением хлопков и др.)

Упражнения для развития ловкости

Различные общеразвивающие упражнения на координацию движения, акробатические упражнения, гимнастические упражнения в равновесии, подвижные и спортивные игры и др.

Упражнения для развития гибкости

Общеразвивающие упражнения, выполняемые с большой амплитудой движения (маховые, пружинистые), с помощью партнера, с отягощением, гимнастической палкой, скакалкой. Акробатические упражнения: мост, фляк, перевороты, шпагат и др.

Упражнения для развития выносливости

Общеразвивающие и специальные упражнения, выполняемые в течение длительного времени, без снижения интенсивности. Многократное выполнение упражнений с отягощением, гимнастических упражнений в висах и упорах, лазанье. Бег на средние (400–600 м) и длинные дистанции, кроссы 3–5 км. Лыжные гонки 5–10 км, преодоление подъемов. Игра в баскетбол, ручной мяч, регби, футбол и др. Многократное выполнение приемов с партнером в высоком темпе.

 

Поделиться ссылкой:

+1

Добавить комментарий