Развитие коммуникативных умений воспитанников с интеллектуальной недостаточностью средствами театральной деятельности

- 11:21Коррекционная педагогика. Опыт, Методичка

 

Светлана НИТРЯН,
руководитель объединения по интересам «В мире театра»
ГУО «Бабичская вспомогательная школа-интернат»
Речицкого района,
Гомельская область

svetlobr68@mail.ru

 

 

 

Успешность подготовки к самостоятельной жизни в обществе воспитанников вспомогательной школы-интерната с интеллектуальной недостаточностью зависит не только от приобретения определенных знаний по общеобразовательным предметам, но и от уровня сформированности коммуникативных умений.

Коммуникативные умения позволяют человеку получать и передавать информацию. Наличие интеллектуального дефекта у воспитанников с интеллектуальной недостаточностью отрицательно влияет на развитие межличностного общения, приводит к существенным недостаткам в формировании представлений об окружающих людях и в установлении контакта с ними.

Чтобы направить психологическое развитие воспитанников в нужное русло, педагогам вспомогательной школы нужно регулярно и последовательно заниматься обучением таких детей навыкам оптимального общения. Грамотное развитие навыков общения способно нейтрализовать возникшую проблему и даже повлиять на развитие поведения ребенка.

Работая во вспомогательной школе-интернате с детьми с интеллектуальной недостаточностью, на протяжении многих лет являюсь руководителем объединения по интересам «В мире театра».

Программа объединения по интересам включает в себя в комплексе занятия по актерскому мастерству и основам сценической грамоты, ритмопластике, занятия по основам сценической речи, репетиционно-постановочные работы и т. д. Театральная деятельность является важным средством в развитии коммуникативной компетентности.

Приобщение воспитанников с интеллектуальной недостаточностью к театральной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, развитию способности к сопереживанию, позволяет расширить кругозор. С помощью сказок ребёнок познаёт мир, не только умом, но и сердцем.

 

Виды театральной деятельности, которые мы используем чаще всего:

– музыкально-игровые упражнения для развития мимики и жестов, т.к. есть дети плохо говорящие;

– художественно-речевая деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса речевого слуха). Например: свистит ветер – ссссссс, шумят деревья – шшшшш, сверлит дрель – ззззззз. Зарядка для языка: «жало змеи», «самый длинный язычок»;

– дыхательные, интонационные, творческие игры со словом, например: «ут-ут-ут, на лугу цветы растут», «ют-ют-ют, ребята весело поют», «ёт-ёт-ёт, лодка по реке плывёт».

– «учимся говорить по-разному» по сказке «Муха-Цокотуха» – обучаем детей средствам выразительной речи (интонация, жест, мимика).

Особое внимание обращаем на проговаривание слов и фраз с различной интонацией голоса, разнообразные жесты и мимику детей. Используя отрывок стихотворения, где говорится о том, как паук нападает на Муху-Цокотуху, формируем коммуникативные качества: взаимопомощь, чувство сопереживания. Для обыгрывания данного эмоционального состояния ребёнку предлагается побывать в роли Мухи-Цокотухи или её гостей.

Актуализация чувства гнева – используется отрывок, как Паук нападает на Муху-Цокотуху, а также драки Паука и Комара.

Чувства радости: используется отрывок, где Муха нашла денежку, празднование дня рождения и свадьбу Мухи. Всё это развивает в детях эмоционально-волевую сферу, то чего особенно не развито и не хватает детям с интеллектуальной недостаточностью.

Также в театральной деятельности часто используем игры-драматизации, кукольный театр, в частности ростовые куклы.

Работа над каждым произведением включает:

– насыщенные диалоги;

– знакомство с содержанием;

– рассказывание сказки с помощью ростовых кукол.

Основы рассказывания составляет коммуникативное поведение персонажей. Плохо говорящие дети больше используют жесты или мимику, так им легче выразить свои эмоции.

При распределении ролей, дети с трудным поведением часто получают роли положительных героев, чтобы прочувствовать, как же всё-таки хорошо быть добрым, отзывчивым, честным героем, которого все хвалят и любят. Остальным ребятам предлагается сыграть отрицательных героев, стимулируя их тем, что плохого героя очень сложно обыграть, значит у вас талант, вы настоящие актёры.

Любят ребята сочинять и обыгрывать сказки. Импровизируем со знакомыми сказками, изготавливаем или подбираем декорации, костюмы. Во время подготовки ребята учатся работать и играть дружно, сообща, помогая друг другу. Предлагаем выбрать детям главных героев и придумать историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия берётся за основу.

В процессе подготовки спектакля происходит общение – это важный показатель психического развития ребёнка, ведь человек без коммуникации не может жить среди людей. Умение общаться – это важнейшее условие успешного, социального, интеллектуального развития ребёнка. Игра, в частности театрализация, является ведущим видом деятельности, одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных умений учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Ежегодно участники объединения по интересам «В мире театра» принимают участие в областном экологическом конкурсе «Наш уютный дом» в рамках благотворительной программы «Юные дарования и экология XXI века». На этом мероприятии ребята не только учатся беречь окружающую природу, но и общаются с детьми из других учреждений. Ребята делятся своим настроением, чувствами, эмоциями. Всё это также способствует развитию коммуникативных умений.

Вся театральная деятельность в группе, организована так, что она способствует развитию умственной активности, развитию психических процессов, совершенствует речевые навыки, повышает эмоциональную активность и правильное коммуникативное поведение.

Систематическая работа по развитию коммуникативных умений через театрализованные игры, способствует улучшению социального статуса ребёнка. Ведь от того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями, во многом зависит характер будущих отношений ребят в социуме, что поможет детям с интеллектуальной недостаточностью безболезненно адаптироваться в новых для них условиях, самостоятельной жизни вне школы-интерната.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий