- Псiхалагiчная дапамога

Выявление и психолого-педагогическое сопровождение учащихся с высоким уровнем учебной мотивации

 

Ольга ЗАЯНЧКОВСКАЯ,
педагог-психолог
ГУО «Средняя школа № 8 г. Лиды»,
Гродненская область

 

 

Первоклашки! Смешные, наивные, любознательные! Как сложно с первого дня понять и увидеть, кто из них творческая личность, кто обладает креативностью, у кого нестандартное мышление. Участие в инновационном проекте «Внедрение модели психолого-педагогического сопровождения обучения, воспитания и развития учащихся с высоким уровнем учебной мотивации на I ступени общего среднего образования» помогло мне как педагогу-психологу расширить свои знания в поиске ответов на эти вопросы, но не очень быстро и не на все сразу.

На первом этапе моей работы в рамках реализации инновационного проекта основной проблемой являлось выявление учащихся с высоким уровнем учебной мотивации, формирование целевой группы. Выявление одаренных учащихся – достаточно сложная многоступенчатая процедура, поэтому было проведено несколько видов диагностических мероприятий:

1) выявление проявлений одаренности в поведении и разных видах деятельности на основании данных наблюдений за учащимися педагога-психолога и учителей, анкетирования родителей;

2) изучение интересов и склонностей учащихся, их увлечений, способностей на основании ответов родителей о своем ребенке (методика А.С.Савенкова «Карта интересов младшего школьника»), индивидуальных бесед, консультирования;

3) оценка работ, достижений, школьной успеваемости педагогами;

4) психологическая диагностика: изучение показателей интеллектуального, творческого и личностного развития учащегося, его мотивационной сферы, актуального эмоционального состояния с помощью психодиагностических методик.

Применение психодиагностических исследований на этапе первичного отбора позволяет в течение короткого промежутка времени (по сравнению с длительностью наблюдения и изучения продуктов деятельности) определить как интеллектуальные возможности личности, так и уровень креативности. Но опыт проведения таких диагностик показывает, что не все методики достаточно эффективны.

По результатам собственных наблюдений могу сказать, что достаточно хорошо себя зарекомендовали такие методики:

– методика измерения самооценки Дембо–Рубинштейна, модифицированной А.М.Прихожан (1984, 1988), которая позволяет определить, как уровень самооценки школьника, так и степень дифференцированности самооценки. Методика позволяет проанализировать различия в оценке школьником разных сторон своей личности, успешности деятельности.  В 1 классе методика проводится индивидуально, во 2 и последующих классах возможно групповое выполнение;

– тест творческого мышления Торренса (краткий тест, фигурная форма). Данная методика предназначена для детей старшего дошкольного (5–6 лет) и школьного возраста (от 6 до 17 лет). Как показала практика, с учащимися начальных классов возможно проведение групповой диагностики с наполняемостью не более 5–10 человек.

Мною замечено, что для эффективности проведения тестирования необходимы следующие условия:

1) ребенок должен сидеть за столом один или с ассистентом;

2) при тестировании первоклассников обязательно иметь ассистентов для помощи в оформлении подписей к рисункам;

3) прежде, чем ребенок приступит к заданиям, необходимо вызвать у детей интерес к заданиям и создать мотивацию к их выполнению.

Необходимо также отметить, что данная методика требует достаточно большого количества времени на обработку результатов тестирования, но весьма информативна. Она позволяет оценить различные параметры творческого мышления (вербальное творческое, образно-творческое); дает возможность изучить взаимокорреляции (соотношение) между показателями отдельных факторов – беглости, гибкости и оригинальности мышления.

Для изучения интеллектуальных способностей учащихся мною использовались различные методики. Наиболее эффективными считаю методику «Прогрессивные матрицы Дж.К.Равена», предназначенную для оценивания логического мышления учащихся, связанного с оперированием различными образами и наглядными представлениями при решении задач, а также методику диагностики умственных способностей детей 6–12 лет (адаптированный тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра), которая используется для исследования структуры таких способностей. Применяемые методики удобны в проведении, обработке и интерпретации результатов.

Организация описанных выше мероприятий в комплексе с другими диагностиками позволила выявить учащихся с высоким уровнем учебной мотивации, включить их в целевую группу, а также в последующем отслеживать динамику развития ребят в процессе обучения, своевременно выявлять имеющиеся проблемы и работать над их устранением.

На основе результатов диагностики стремилась строить психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей таким образом, чтобы в образовательном процессе оно выступало как особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.  

Исходя из этого, основными задачами сопровождения являлись:

– предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

– оказание содействия ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (трудности в учебе, профилактика и своевременная коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);

– формирование психологической культуры учащихся, родителей, педагогов.

Актуальность этих задач определялась существующими рисками возникновения проблемных ситуаций в развитии, обучении и отношениях одаренного ребенка с окружающими. У некоторых учащихся целевой группы отмечалась неравномерность психического развития, проявление особенностей развития эмоционально-волевой сферы и характера, которые при отсутствии системы поддержки и сопровождения могли выступить причиной школьной и социальной дезадаптации.

Так, с учащимися, имеющими гиперактивность в поведении, мною был проведен цикл индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, цель которых заключалась в развитии внимания, контроля над импульсивностью и управлением двигательной активностью, в развитии произвольности и самоконтроля, снятии психоэмоционального напряжения. Все это позволило сформировать у ребят навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. С учащимися, имеющими низкую самооценку, проводились индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие позитивного самовосприятия и повышение самооценки.

В рамках реализации инновационного проекта немаловажную роль при сопровождении высокомотивированных учащихся играли и тренинговые занятия, в процессе которых развивались интеллектуальные, творческие, коммуникативные способности. На таких занятиях диагностируются интересы и склонности учащихся с целью оказания им помощи в личностном развитии; исследуются структура и состояние межличностных отношений и психологического климата в классах; проводится коррекция конфликтных взаимоотношений.

Контакт учащегося с психологом носит информационный характер: ребенок узнает о психологической природе своей личности, приобщается к психологическим знаниям и психологической культуре. Проводимые мною мероприятия были направлены на развитие коммуникационных навыков и повышение адаптационных возможностей учащихся, а также их творческого и интеллектуального потенциала. Это такие мероприятия, как «Мир моего Я», «Радуга чувств», «Тропинка к моему Я», развивающие занятия «Путешествие в страну Вообразилию», «Что поможет мне учиться».

Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка невозможно без сотрудничества педагога-психолога с педагогами и родителями.

В своей работе с педагогами – участниками инновационного проекта руководствовалась следующими направлениями: развитие психолого-педагогической компетентности администрации и педагогов, помощь педагогам в поиске эффективных форм взаимодействия с учащимися, консультирование, разработка рекомендаций по индивидуальному подходу к учащимся по результатам психологической диагностики, выбора индивидуального подхода в обучении учащихся целевых групп. А также работа по созданию благоприятного эмоционального микроклимата в педагогическом коллективе, проведение тренинговых занятий для педагогов, обучение техникам релаксации и снятия нервно-психического напряжения.

Во взаимодействии с родителями основными задачами можно назвать психолого-педагогическое просвещение и повышение психологической компетентности родителей, рекомендации по организации благоприятного микроклимата в семье для ребенка. С этой целью мною проводились консультации и выступления на родительских собраниях по темам «Как сохранить и укрепить психологическое здоровье детей», «Особенности учебной деятельности высокомотивированных учащихся», «Формирование ответственности и самостоятельности ребенка», «Организации режима учебных занятий и организация внеурочной деятельности», «Как создать и сохранить контакт с ребенком». Также параллельно проводилась психолого-педагогическая поддержка родителей одаренных учащихся: индивидуальное консультирование родителей по результатам диагностики, рекомендации по взаимодействию с ребенком.

Участие в инновационном проекте под руководством Светланы Гин позволило мне по-новому взглянуть на те диагностические, развивающие и профилактические мероприятия, которые были для меня давно знакомы и привычны.

Работа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению одаренных учащихся в школе эффективна при комплексном подходе, взаимосвязи трех составляющих: выявления, обучения и развития. Задача всех субъектов образовательного процесса работать в тандеме. Моя задача как педагога-психолога, помочь учителям не только выявить одаренных учащихся, но и отслеживать динамику их развития, на ранних этапах выявлять затруднения в обучении и проблемы в личностном развитии, способствовать их преодолению. Совместно с педагогом организовывать процесс обучения таким образом, чтобы учащиеся, получая знания, умели применять их в нестандартных ситуациях и при решении новых проблем, могли генерировать идеи и воплощать их, стремились к саморазвитию и творчеству. Взаимодействовать с родителями, повышая их педагогический потенциал, чтобы родители знали, как помочь своему ребенку развиваться, а не стоять на месте, чтобы ребенок чувствовал себя свободно и уверенно, знал, что будущее за креативными, нестандартными, неординарными личностями.

 

Список использованных источников

1 Авдеева, Н.И. Одаренный ребенок в массовой школе / Н.И.Авдеев. – М. : Просвещение, 2006. – С 16–19.
2 Запотылок, О.А. Работа с одарёнными детьми / О.А.Запотылок. – Минск, 2006. – 38 с.
3 Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе / А.И.Савенков. – Москва, 2000.
4 Семененя, И.И. Психологические основы взаимодействия учителя с одарёнными детьми / И. И.Семененя. – Мозырь, 2006.

 

Поделиться ссылкой:

0

Добавить комментарий