Необыкновенная история обыкновенного каштана: экологический проект сморгонских школьников  

- 16:37ГРОДНЕНЩИНА, Регионы

 

Каждое утро ученики и учителя средней школы № 2 Сморгони спешат в школу по каштановой аллее. Учащиеся 1-го и 4 «Б» классов, выбирая тему для исследовательской работы, решили изучить историю нашей каштановой аллеи.

Визитная карточка и гордость школы – каштановая аллея. В музейной комнате средней школы № 2 есть такая информация: «В 1974 году учащимися и педагогами была посажена аллея каштанов. Идея посадить каштановую аллею принадлежала директору школы Борису Михайловичу Хиневичу. Весной 1974 года 9 «А» и 9 «Б» классы и их классные руководители Ирина Никаноровна Гаева и Татьяна Михайловна Кирейчик высадили саженцы каштана по обе стороны дороги к центральному входу».

Каштановые листья на гербе нашего учреждения передают уважение к традициям родной школы. Количество листьев соответствует номеру школы. Зелёный цвет – приоритет здорового образа жизни.

Каштановые деревья создают тень в летнюю жару, защищают от дождя и ветра, придают уют школьному двору. Только ли в этом польза каштановой аллеи?

Участники проекта, работая с информационными источниками, выяснили, что в Европе растёт два вида каштанов: каштан конский и каштан благородный (съедобный). Это два абсолютно разных растения, не похожих друг на друга ни внешним видом, ни цветами, ни плодами. Несмотря на общее название «каштан», эти деревья относятся к разным семействам. Так какой же каштан растёт в нашей аллее?

Юные исследователи сравнили фото цветков, листьев и плодов каштана благородного, каштана конского и пришли к выводу, что на школьном дворе растёт конский каштан.

Средняя школа № 2 Сморгони расположена на центральной улице города, где выхлопные газы, пыль и другие вредные вещества поднимаются в воздух. Участников проекта заинтересовал вопрос: «Насколько чистым является воздух возле школы и защищает ли каштановая аллея от вредных выбросов?»

В Сморгонском зональном центре гигиены и эпидемиологии рассказали, что измерить уровень вредных веществ (СО) в воздухе можно при помощи газоанализатора. Когда были произведены замеры, оказалось, что концентрация вредных веществ в воздухе в начале аллеи (у дороги) в 7 раз больше, чем в конце аллеи (у входа в школу). Значит, каштановая аллея не только гордость и визитная карточка школы, но и своеобразный защитный барьер от пыли и вредных веществ.

Юные исследователи доказали, что каштановая аллея улучшает качество воздуха, и задумались о том, как «чувствуют себя» деревья.

Ребята изучили состояние каштановой аллеи, составили карту-схему с оценкой состояния деревьев по внешним признакам. Оказалось, что некоторые деревья имеют повреждения: растрескавшаяся кора, засохшие и спиленные ветки, обнаженные корни. На деревьях, расположенных со стороны школы, большая часть коры покрыта лишайниками. Это говорит о том, что воздух не загрязнён. Причём, у дороги растут более ослабленные деревья, и на них почти нет лишайников. Всех беспокоит состояние каштановой аллеи, ведь это не только символ школы, но и защита от вредных веществ.

Участники проекта провели акцию «Расти, каштановая аллея!», чтобы привлечь внимание к ее сохранению. Ребята продолжили традицию высаживать деревья на пришкольном участке. Теперь в аллее появились два съедобных каштана. Когда они вырастут, можно будет сравнить каштан конский и каштан съедобный.

А возможно ли вырастить саженец каштана самим? Возможно! Участники проекта изучили условия проращивания плодов каштана и вырастили пять саженцев. Осенью они будут посажены на школьном дворе.

В майские дни приветствует всех торжественными «свечами» каштановая аллея, как будто желает успехов в учебе. И словно ладошками машет листочками всем выпускникам, желая им счастливого пути во взрослую жизнь!

 

Ольга ЗАБРАМСКАЯ,
учитель начальных классов
средней школы № 2 Сморгони

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий