- Дашкольная адукацыя. Iдэi, Метадычка

Наблюдение на прогулках с помощью игр

 

Елена ВЛАСИК,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Ясли-сад № 16 г. Слонима»,
Гродненская область

ds16mazec@mail.ru

 

 

 

Если подвижные игры мы широко используем для удовлетворения двигательных потребностей детей, то, организуя наблюдения, способствуем развитию внимания, усидчивости, любознательности, мышления, сенсорного восприятия, формированию нравственных качеств. Ребенок не может наблюдать молча, и это необходимо использовать. Так мы учим рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, стимулируем к высказываниям.

Для поддержания интереса к познавательной деятельности на прогулке я использую «игры-выручалочки» – игры и задания, которые можно провести без подготовки, ориентируясь только на то, что «предлагает» нам природа сегодня.

       «Посчитай птиц». Весной природа оживает. И даже если листочки еще не успели появиться, то птицы уже начали радоваться теплу. Предлагаю детям посоревноваться – кто заметит больше птиц за время прогулки. После «подсчета», организую беседу с детьми о том, каких птиц они видели, как вели себя птицы, предлагаю послушать голоса птиц.

       «Пускаем солнечных зайчиков». Если погода солнечная, не забываю прихватить с собой зеркальца. Дети с удовольствием делают день еще более солнечным, пуская солнечные блики на дома и деревья. А еще, выбрав какую-нибудь отдаленную цель, предлагаю детям потренироваться запускать зайчика так далеко.

       «Песок и вода». Пошумел и убежал дождь, а вокруг все засверкало под лучами солнца. Лужи на асфальте большие и маленькие, глубокие и мелкие. Беру на прогулку гимнастические палки, различный бросовый материал, и предлагаю измерить глубину луж, проверить, что тонет, что плавает, порассуждать почему так происходит.

       «Драгоценные камешки». Сначала предлагаю детям превратиться в кладоискателей и поискать камешки необычной формы, цвета, фактуры. Когда у каждого «драгоценность» в руках, предлагаю «продать» свой камешек «ювелиру», рассказав все о его «ценности», о том, какое украшение можно из него сделать. Потом можно попросить детей рассортировать камешки (большие – маленькие, черные – белые и др.); нарисовать на земле различные фигурки, а детям предложить выложить камешки по контуру; заинтересовать детей выкладыванием узоров.

       «Трава и цветы». На лужайке блестит на солнце зелень травы. Предлагаю детям провести рукой по молодой травке, почувствовать, какая она нежная, шелковая, описать свои ощущения. На зеленом ковре ярко выделяются цветы. В начале лета – одуванчики, затем ромашки, колокольчики, полевая гвоздика. Предлагаю описать цветы, рассказать, на что они похожи.

       «Муравьи, жуки, кузнечики». В тиши деревьев можно увидеть маленьких тружеников-муравьев. Предлагаю детям понаблюдать издали за их работой и рассказать о том, что увидели. Также можно организовать наблюдение и за другими насекомыми, только обязательно предупреждаю детей о том, что насекомые – хрупкие создания, что надо быть очень осторожными, чтобы невольно не нанести им вред.

       «Шишки, желуди». Выношу на прогулку корзинки с желудями и шишками (родители вместе с детьми помогли нам собрать их) и лоток с нашими «драгоценными» камешками. Сначала мы внимательно рассматриваем содержимое корзинок, описываем, сравниваем по величине, придумываем, на что похожи шишки, желуди. Потом предлагаю желуди сравнить на ощупь с камнями, поиграть в игру «Чудесный мешочек», взять в одну руку камешек, в другую – желудь и «взвесить» их. После игр рассказываю детям, кто питается желудями, семенами из шишек и почему шишки такие колючие.

       «Куст и дерево». Выйдя на прогулку обращаю внимание детей на деревья, на то, что одни из них высокие, другие низкие, что у них разные стволы, кроны, листья и т.д. Спрашиваю, знают ли дети, как отличить деревья от кустов, и совместно обозначаем все отличительные особенности (у дерева – массивный ствол, ветки высоко, у куста ствола нет, ветки низко, можно дотянуться и до листьев). Также предлагаю детям вспомнить названия деревьев и кустарников и поиграть в игры «К этому дереву (кустарнику) беги» или «Чей листочек», найти самое высокое (низкое) дерево, самый развесистый кустарник, дерево с самым массивным (тонким) стволом, с самой пышной кроной и т.д. Рассказываю о пользе деревьев и вообще зеленых насаждений, о том, как используется древесина в производстве.

Игры на свежем воздухе – всегда веселое и увлекательное занятие. Но в процессе наблюдений дети еще и овладевают определенными представлениями о живой и неживой природе, учатся сравнивать и обобщать, устанавливать простейшие зависимости, бережно относиться ко всему живому.

 

Поделиться ссылкой:

0

Добавить комментарий