- Дашкольная адукацыя. Сцэнарыi, Метадычка

Путешествие во времени. Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» в старшей группе

 

Анжела ДРОЗДОВА,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Ясли-сад № 5 г. п. Корма»,
Гомельская область

 

 

 

Тема: Путешествие во времени.

Программные задачи:

1) формировать представления о профессиях людей прошлого, настоящего и будущего;

2) продолжать закреплять умение изготавливать игрушки из бросового материала (втулки, фольга, пустые коробки) и других подручных материалов (утеплитель, ватные палочки);

3) развивать социальные и познавательные мотивы, интерес к труду взрослых и их профессиям;

4) воспитывать уважение к труду взрослых, чувство благодарности за их труд.

 

Материал и оборудование:

ноутбук, мультимедийный экран, проектор, посылка с Часовичком, презентация «Профессии, которые исчезли», аудиозапись звуков игры «Кому принадлежит фраза», наглядное пособие «Круг профессий», набор карточек для игры «Круг профессий» с изображением инструментов (орудий труда) определённых профессий, подносы с материалами и инструментом на каждого ребенка для ручного труда (клей, кисточка, ножницы, клеенка, салфетка, бумага, фольга, втулки, заготовки скафандров), игра «Собери картинку-пазл», мяч.

 

Предварительная работа:

отгадывание загадок про профессии, настольно-печатные дидактические игры по теме «Профессии», «Угадай профессию»; чтение произведений художественной литературы для детей о профессиях: В.Маяковский «Кем быть?», С.Михалков «Мамы всякие нужны».

 

Методы и приёмы:

информационно-рецептивные: презентация «Профессии, которые исчезли», беседа, вопросы, объяснение; репродуктивные: упражнение, показ, выполнение трудовых действий по изготовлению игрушек; игровые: сюрпризные момент, игровая ситуация словесные игры: «Кому принадлежит фраза?», дидактические игры «Круг профессий», «Собери картинку»; исследовательский; проблемного изложения; частично-поисковый.

Тип занятия: закрепляющий.

Развивающие образовательные методики и технологии:

использование ИКТ, ТРИЗ – технологий

 

Ход занятия

 

Вводный этап

 Игра «Приветствие»

Цель: создание комфортной доброжелательной атмосферы, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам в процессе игровой деятельности.

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг, улыбнемся друг другу и поделимся нашим хорошим настроением.

 

Сюрпризный момент «Необычная посылка»

Цель: организация детей, мотивация на предстоящую деятельность, развитие познавательного интереса.

Воспитатель: Ребята, придя сегодня в группу, в раздевалке я увидела посылку, а на ней записка: «Посылка для самых любознательных, активных и послушных детей». Вы такие дети? А хотите узнать, что в ней?

 

Игра «Да – нет» (использование ТРИЗ – технологии)

Цель: развитие умения слушать других, быть внимательным (не повторять вопросы)

Воспитатель: Для того, чтобы узнать, что лежит в посылке вам необходимо задавать мне вопросы, но я могу отвечать только да и нет. Вопросы не должны повторяться. Будьте внимательны? Сделаю вам небольшую подсказку. Это предмет, который есть у каждого человека, может висеть, стоять, его можно носить с собой или на себе. Этот предмет подсказывает нам, когда идти гулять, кушать, ложиться спать.

 

Основной этап

Воспитатель: Ребята – это Часовичок. Это не обычные часы. Что в них не так? Нет на часах цифр, но есть картинки. Как вы думаете, что обозначают эти картинки? (Прошлое, настоящее, будущее)

Часовичок не простой, а волшебный. Он может переместить вас во времени. Вы любите путешествовать? А хотите совершить путешествие во времени? Часовичок приглашает вас отправиться в путешествие в мир профессий прошлого, настоящего и будущего.

Расскажите Часовичку, что такое «профессия»? Кто может ответить? (Профессия – это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь).

Итак, отправляемся в прошлое, где познакомимся с профессиями прошлого (звучит музыка, дети садятся на стулья).

 

Виртуальная экскурсия в прошлое «Профессии, которые исчезли»

Цель: Формирование представлений о профессиях людей, которые были востребованы в прошлом, а в настоящем они исчезли.

Презентация

 

Слайд 2. Человек-будильник

Воспитатель: Сейчас нас будят электронные будильники, а раньше это делал специальный человек. Он ходил по улицам и стучал в окна и двери, чтобы убедиться, что люди проснулись – это старинная профессия, которой уже нет. Как называется эта профессия?

Слайд 3. Ямщик

Воспитатель: Раньше эта профессия было очень популярна, потому что люди передвигались на повозках, запряженными лошадьми. Как назывался человек, управляющий лошадьми?

Как вы думаете, почему сейчас нет этой профессии, а какие профессии появились? (Появился транспорт, люди стали передвигаться на машинах, автобусах, поездах и т. д, появились новые профессии: машинисты, водители, пилоты…)

Слайд 4. Фонарщик

Воспитатель: Еще со времен Средневековья известна эта профессия. Когда темнело, по улицам ходили люди, в обязанность которых входило зажигать уличные фонари, а рано утром они же эти фонари гасили.

Как вы думаете, почему исчезла эта профессия? (Эта профессия исчезла, потому что было изобретено электричество).

Слайд 5

Но я вам раскрою секрет. В Беларуси всё же есть один человек с этой старинной профессией. В городе Бресте есть целая аллея необычных фонарей. Каждый день фонарщик зажигает фонари на главной пешеходной улице города.

Слайд 6. Водонос

Воспитатель: До появления централизованного водоснабжения воду доставляли в дома водоносы. Они набирали воду в источнике, разливали в емкости и развозили или разносили по домам.

 

Пора возвращаться в настоящее (звучит музыка).

 

А сейчас Часовичок хочет проверить, как вы знаете профессии настоящего. Он приготовил для вас задания, выполнив которые вы получите сюрприз из будущего, который поможет вам познакомиться с новой профессией будущего.

 

Итак, первое задание.

«Круг профессий» (технология ТРИЗ, круги Луллия)

Цель: закрепление представлений о профессиях и об орудиях труда людей соответствующих профессий, развитие связной речи, мышления.

Фото

 

Воспитатель: Ребята, вам необходимо выбрать себе карточку с изображением инструмента, орудия труда, а также рассмотреть картинки профессий, изображенных на «Круге профессий». Пока будет звучать музыка, вы будете двигаться вокруг круга, а когда остановится музыка, вам необходимо определить, от какой профессии ваше орудие труда и стать напротив своей профессии. Объяснить свой выбор. (Получают ключ от коробки 1)

 

Дидактическая игра «Кому принадлежит фраза»

Цель: развитие мышления, внимания, памяти.

А сейчас я хочу проверить, как внимательно вы умеете слушать. Я зачитываю фразу, а вы по очереди отвечаете, человек какой профессии мог сказать данную фразу (запись звука).

Аудиозапись

 

– Как вас подстричь? А челку покороче? (ответы детей).
– Дети, здравствуйте. Откройте учебники, на странице 25 решите задачу № 3.
– Несите кирпич, цемент, песок.
– Срочный выезд, загорелось здание.
– Сегодня я буду писать картину о зиме.
– Сколько килограммов яблок вам взвесить? С вас 10 рублей.
– Сегодня я буду убирать сухие листья.

 

Воспитатель: Молодцы, со вторым заданием вы справились. За это ключ от коробки. (Получают ключ от коробки 2)

 

Дидактическая игра « Собери картинку»

Цель: закрепить представления детей о профессиях, одежде и результатах труда той или иной профессии, воспитание уважения к труду взрослых

Воспитатель: Чтобы выполнить это задание Часовичка, вам нужно разделиться на пары. Вы собираете свои картинки-пазлы, а затем каждая команда рассказывает, какая профессия у вас получилась, какие орудия труда необходимы для этой профессии и в чем польза и необходимость этой профессии (Это – повар, он может работать в ресторане, детском саду, в школе. Он одет в белый колпак, белый халат. Повар готовит для нас вкусную еду.)

Воспитатель: Молодцы! Вы выполнили все задания Часовичка и вспомнили, какие есть профессии. Вот ещё один ключ. Да здесь и ключи с запиской есть.

Читает записку: «Ребята, открыв коробки, вы найдёте инструменты, которые необходимы представителю профессии будущего – «Дети – проектировщики роботов». Мы, люди из будущего, предлагаем вам попробовать себя в этой профессии. Из деталей вы можете спроектировать любого робота, украсив его, как захотите».

Воспитатель: Ребята, а вы хотите побыть в роли проектировщиков роботов?

 

Организация трудовой деятельности (фронтальная форма работы)

Цель: закрепление умения изготавливать игрушки из бросового материала (втулки, фольга, пустые коробки) и других подручных материалов (проволока, поролон, пенопласт)

Схемы и фото модели робота

 

Воспитатель: Давайте посмотрим, какие детали необходимы для создания этого робота? Чем можно украсить? (Рассматриваем три схемы). Выберите себе детали для изготовления роботов. Кем вы будете?

Воспитатель: Ребята, работайте дружно, помогайте друг другу. Потом мы посмотрим, что же у вас получилось. Приступаем к работе (Воспитатель подходит к столам, если ребёнок затрудняется в чём-то, направляет его в поиске выхода из затруднения). Своих роботов выставляйте на выставочный стол.

 

Заключительный этап

 Подведение итога занятия.

Цель: анализ результатов деятельности воспитанников.

Воспитатель: Где мы сегодня с вами побывали. О каких профессиях вы узнали? Какие задания понравилось выполнять? Скажите, несмотря на то что вы еще маленькие, вы тоже мечтаете кем-то стать?

 

Игра «Кем я стану, когда вырасту» (Часовичок)

Цель: закрепление умения делать выбор в соответствии с собственными интересами осознание значимости любой профессии.

Воспитатель: Хорошие профессии вы выбрали, но у вас еще очень много времени, и я думаю, вы пойдете в школу, будете хорошо учиться, а потом в будущем вы станете мастерами своего дела и хорошими, добрыми, честными людьми. А сейчас пора прощаться с нашим Часовичком.

 

 

Список использованной литературы:

1 Учебная программа дошкольного образования. – Минск: Министерство образования Республики Беларусь, НМУ «Нац. Ин-т образования», 2019.
2 Ладутько, Л.К. Ребёнок познаёт рукотворный мир (от 5 до 7 лет): пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / Л.К.Ладутько, С.В.Шкляр. – Минск: Национальный институт образования (Сэр-Вит), 2018, 2019. – 232 с.
3 Гин, А.А. Занятия по ТРИЗ в детском саду : учеб.­метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования: / А.А.Гин. – Минск : ИВЦ Минфина, 2008 г. – 112 с.

 

Поделиться ссылкой:

0

Добавить комментарий