Использование кинезиологических упражнений в практике логопеда

- 17:36Коррекционная педагогика. Игры, Методичка

 

Алёна СЛЕСАРЧИК,
учитель-дефектолог
ГУО «Гимназия № 1 им. К.Калиновского г. Свислочь»,
Гродненская область

 

 

 

Следует отметить, что за последние годы увеличилось количество учащихся с нарушениями чтения и письма. Современный мир стремительно меняется, и каждый школьник должен быть готов к тому, что необходимо воспринимать большой объём информации, ориентироваться в ней, стараться быть успешным и конкурентоспособным.

По мнению нейрофизиологов, определяющую роль в возникновении речевых нарушений играет недостаточное развитие межполушарного взаимодействия коры головного мозга. То есть, одной из причин является «координационная неспособность» к обучению, так как не происходит взаимодействия между работой правого и левого полушария через мозолистое тело. Следовательно, коррекционная работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

     

На данный момент одним из перспективных методов такого воздействия являются кинезиологические упражнения. В текущем учебном году я стала активно применять их в своей коррекционной работе. Сначала использовала комплексы в качестве динамических физминуток, а затем включила упражнения в разные этапы занятия. Ребята разучивали не только определённые движения пальцев рук, но и пробовали одновременно выполнять упражнения с проговариванием чистоговорок, скороговорок, правил.

Для лучшего запоминания стихов можно использовать одновременное круговое или перекрёстное перекладывание «кинезиомешочков» в парах. Сами мешочки я изготавливаю из ткани и шариков и наполняю их различными крупами.

Упражнения на межполушарное взаимодействие можно выполнять и в стационарной песочнице. Проговаривание слов с одновременным движением пальцев позволяет правильно определить учащимся количество слогов.

Часто использую в своей работе «кинезиопесенки». В процессе пропевания каждой строчки музыкального произведения, учащийся старается правильно и ритмично менять определённые движения пальцев рук. Песенки подбираю такие, чтобы в них можно было отработать орфографические правила. После выполнения такого задания необходимо записать несколько строчек песни в тетрадь.

Для улучшения качества чтения предлагаю ребятам поработать с «кинезиосказками».

Чтобы младшим школьникам легче было выучить упражнения, я разработала для родителей и учащихся информационный буклет и памятку.

 

Памятка «Кинезиологические упражнения»

«Дерево»

Руки вверх, пальцы растопырены в стороны, немного покачивать руками

«Лес»

Руки вверх, пальцы растопырены в стороны

«Фонарики»

Фонарик зажегся – пальцы выпрямить, потух – пальцы сжать

«Дом»

Пальцы рук соединить под углом друг с другом

«Дом
с трубой»

Пальцы рук соединить под углом друг с другом. Указательный палец одной руки выпрямить – это труба

«Солнышко»

Пальцы расставлены от себя

«Окошко»

Большой палец правой с указательным левой, а указательный правой соединяют с большим левой, попеременно меняют положение рук

«Бутон»

Руки направлены вверх. Ладони соприкасаются своими основаниями, образуя чашу – «бутон закрыт». Развести ладони в сторону и пальцы развести в сторону

«Колечки»

Поочередно перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец

«Лодочка»

Обе ладони поставлены на ребро и соединены ковшиком, большие пальцы прижаты к ладоням

«Рыбка»

Пальцы вытянуты и прижаты друг к другу, указательный палец опирается на большой палец

«Замок»

Ладони прижаты друг к другу, пальцы переплести

«Олень»

1-й и 3-й пальцы соединены в кольцо, другие выпрямлены

«Ежик»

Поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой

«Зайчик»

Два пальца (указательный и средний вверх)

«Кулачок – ладошка»

Левая рука кулачок, правая – ладошка, одновременная смена рук

«Оладушки»

Правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Ладушки-ладушки, кушайте оладушки»

«Кулак» – «ладонь» – «ребро»

Поочередная смена

«Лезгинка»

Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук, увеличивая скорость

«Кошка»

Последовательно менять два положения руки «кулак» – «ладонь» сначала правой, потом левой, затем двумя руками вместе со словами «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»

«Кольцо»

Поочерёдно соединять в кольцо большой палец с последующими со словами «Раз, два, три, четыре, пять – весело колечко будем примерять!»

«Лягушка»

Последовательно менять два положения руки «кулак» – «ладонь» сначала правой, потом левой, затем двумя руками вместе со словами «Лягушка хочет в пруд, лягушке страшно тут!»

«Дождик»

Встряхивание руками, кисти обеих рук расслаблены, пальцы вниз

«Улитка
с домиком»

Исходная позиция – «зайчик» и наклон вперёд + кулачок сзади

«Ухо – нос»

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой –
за противоположное ухо; одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук с точностью
до наоборот

«Шипы»

Руки – горизонтально, пальцы широко разведены в стороны

 

Кинезиосказка «Лесные истории»

Учащимся необходимо читать сказку и одновременно выполнять кинезиологические упражнения, которые написаны в скобках.

Жил-был зайка – длинные уши («Зайчик»).
А жил он в маленькой избушке («Дом»)
На краю леса («Лес»).
Рано утром просыпалось солнышко и своими лучами будило нашего зайку («Солнышко»).
Он быстро вскакивал с кровати, делал зарядку, умывался и завтракал («Колечки»).
Каждое утро зайка выглядывал в окошко («Окошко»),
Чтобы проверить, как растёт роза на его клумбе. («Бутон»)
Он брал леечку и поливал розу («Дождик»).
Солнышко пригревало («Солнышко»),
И цветок распускался («Бутон-цветок»).
Полюбоваться прекрасной розой приползала улитка («Улитка с домиком»).
Приходил гордый олень – ветвистые рожки («Олень»),
Мишка-топотышка («Колечки» с нажимом на подушечки),
Колючий Ёжик – ни головы, ни ножек («Ёжик»),
Подкралась однажды к заячьей избушке лиса – хитрая плутовка, рыжая головка («Колечки» с нежным нажимом).
Мягко, неслышно ступала она лапками, хвостиком заметая следы. (Плавные движения кистью правой и левой руки вправо-влево).
Ушки у лисоньки слушают, нос всё вынюхивает («Ухо – нос»).
Захотела она сорвать красивый цветок. Свернулась роза в бутон от страха, обнажила свои иголки-шипы («Бутон», «Шипы»).
Уколола лиса свои лапки и ни с чем убежала («Колечки» с нежным нажимом в быстром темпе).
А звери на опушке разбили сад. То-то стало весело, то-то хорошо! (Хлопать в ладоши).

 

Проговаривание кинезиостихов осуществляется с опорой на памятку. Например:

В младших классах («Лезгинка»)
Каждый школьник («Кулачок-ладошка»)
Изучает треугольник («Колечки»).
Три каких-то уголка («Колечки»),
А работы на века («Кулак, ребро, ладонь»).

 

После проведения такой работы, ребятам предлагается записать стихотворение по памяти.

Используя в своей работе кинезиологические упражнения, можно сделать вывод о том, что они положительно влияют не только на работу мозга, но и на весь организм в целом. У детей снижается тревожность, повышается уровень произвольного внимания, мышление становится более подвижным, уменьшается количество ошибок в процессе чтения и письма, улучшается настроение.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий